Найти в Дзене

NoName Theatre в Волгограде: театр без кулис, которого могло не быть

«Театр – это любовь». С таким посылом в Волгограде уже третий год радует зрителей постановками NoName Theatre. Профессиональные артисты на своей сцене уже создали два десятка спектаклей, а в декабре 2025 года представят сразу две премьеры. Однако независимого театра, как оказалось, могло и не быть. О том, как всё начиналось, к чему пришли сейчас и как будет дальше, рассказал руководитель NoName Theatre Нодар Вешагури. За месяц – три премьеры По его словам, артистов из разных театров Волгограда собрал московский режиссёр Александр Баркар. В тот момент он сотрудничал с одним из волгоградских учреждений культуры. И предложил нескольким актёрам сделать «независимые» спектакли. – Были выбраны две пьесы и рассказ. Для меня – моноспектакль «Мне повезёт». Для постановки «Голая» привлекли Данила Миленина, Ксению Посохову, Дарью Гордееву, Елену Завгородневу, Тамару Матвееву и Любовь Корт. Люба также участвовала и в «Базовом тарифе». На сцене с ней были Дарья Коновалова и Народная артистка России

«Театр – это любовь». С таким посылом в Волгограде уже третий год радует зрителей постановками NoName Theatre. Профессиональные артисты на своей сцене уже создали два десятка спектаклей, а в декабре 2025 года представят сразу две премьеры.

Однако независимого театра, как оказалось, могло и не быть. О том, как всё начиналось, к чему пришли сейчас и как будет дальше, рассказал руководитель NoName Theatre Нодар Вешагури.

-2

За месяц – три премьеры

По его словам, артистов из разных театров Волгограда собрал московский режиссёр Александр Баркар. В тот момент он сотрудничал с одним из волгоградских учреждений культуры. И предложил нескольким актёрам сделать «независимые» спектакли.

– Были выбраны две пьесы и рассказ. Для меня – моноспектакль «Мне повезёт». Для постановки «Голая» привлекли Данила Миленина, Ксению Посохову, Дарью Гордееву, Елену Завгородневу, Тамару Матвееву и Любовь Корт. Люба также участвовала и в «Базовом тарифе». На сцене с ней были Дарья Коновалова и Народная артистка России Алла Забелина. Эта замечательная актриса тоже присоединилась к нашему творческому сообществу, – поделился воспоминаниями Нодар.

Он пояснил, что репетиции проходили везде, где позволяло время и место. Собирались на квартирах. Могли начать разбор сцен на улице. Использовали креативное пространство «Лофт 1890», где разрешали находиться и по ночам.

– За месяц мы подготовили три премьеры. Показы прошли в апреле 2023 года. Чтобы залы не выглядели полупустыми, приглашали на постановки родных и знакомых. А те уже делились впечатлениями с другими. Так и приходили новые зрители.

-3

Название из детства, логотип из тетрадки

Нодар рассказал, что ещё до премьер пытались придумать название для своего творческого сообщества. Но в итоге пришли к тому, что будут называться «Театром без названия».

– А потом я в шутку сказал, что давайте будем NoName. Это пришло из моего детства. Школьником я занимался скейтбордом. У меня другие спрашивали, какая у тебя доска, а я не знал, что ответить. И тогда мне говорили: «Ааа, no name». Я тогда даже не понял, что это в переводе с английского означает «без имени», решил, что звучит круто. И позже всем с пафосом отвечал, что доска у меня «no name». Когда разобрался, в чём дело, то было смешно. И я вспомнил про это при обсуждении названия для театра, – рассказал Нодар.

Логотип тоже возник благодаря артисту. Он нарисовал и раздваивающуюся N, и звезду анархии вместо буквы A. Независимый театр до сих пор позиционирует себя как театр творческой анархии.

Чуть позже логотип подвергся стилизации. Но в итоге прижились оба варианта. Первоначальный можно встретить на театральных сувенирах.

Рванули, попробовали, не получилось?

Спектакли шли весну и лето, а к осени 2023-го назрел кризис. Ксения Посохова и Любовь Корт уехали из Волгограда, чтобы продолжать актёрскую карьеру в других городах. Стала постепенно распадаться и остальная компания.

– В гостеатрах в сентябре начинался новый сезон. У актёров, которые присоединились к NoName Theatre, выросла загруженность. Не все могли найти возможности играть на сторонней сцене. И Александр Николаевич [Баркар – прим. авт.] сказал, что как спонтанно начали, так спонтанно и закончили. Рванули, попробовали, не получилось. Но не тут-то было, – с улыбкой поделился Нодар.

-5

Заново

Из сделанного остался моноспектакль «Мне повезёт». Он продолжал собирать зрителей под эгидой NoName Theatre. Это дало время для подготовки стриминг-драмы «Это всё она» с Тамарой Матвеевой и Михаилом Румянцевым. Александр Баркар подготовил и сам сыграл моноспектакль «И.Б.В» («Искусство быть вместе»). Вошла в репертуар театра и известная зрителям пластическая постановка «Девочка со спичками».

– И вдруг команда стала собираться заново. Вернулась Ксюша [Посохова – прим. авт.] со своим «Голосом». Начались репетиции спектакля «Путаница». Люба [Корт – прим. авт.] могла приезжать для «Базового тарифа». И стало ясно, что ещё сезон мы продержимся.

По словам Нодара, в то время запал был бешеным. Сценой стал холл «Лофта 1890», театр начал обрастать своим инвентарём. Появилось собственное световое оборудование и другая техника, нужная для постановок.

– Мы плотно начали работать в холле «Лофта 1890». Но нам приходилось по полтора-два часа тратить на монтаж света. Сначала разложить, потом разбирать. Всё это возили на моей машине, хранили на чердаке в доме родителей. Конечно, хотелось нам переехать, но мы понимали, что аренду не потянем. В то время в месяц давали только пять спектаклей. А это очень немного.

-6

Площадка. Наша!

Но репетиции продолжались, и они по-прежнему проходили в разных местах. Часть – в спортивном зале в Ворошиловском районе. Рядом с этим зданием и отыскали то, что позднее получило название NoName Art.

– Я уже на входе понял, что это оно. Здесь раньше находилось кафе. В нём остались столики и кресла. На металлической балке висела плотная штора. Потолок был натяжным. Стояла барная стойка. Её мы, кстати, оставили, как и полочки рядом, – рассказал Нодар.

Он добавил, что к этому моменту уже нашли склад для хранения оборудования. И его владелец позвонил в тот момент, когда шёл осмотр будущего здания театра. Нужно было срочно ответить: нужна ли аренда склада или нет.

– Я на свой страх и риск отказался от склада. А потом скинул ребятам видео из вот этого закрытого кафе. И все сказали, что это наше, нужно брать.

-7

Сначала были… кресла

На первые месяцы аренды и строительные материалы скидывались всем миром. Помогали родственники. Поступили пожертвования и от зрителей. Они за прогрессом наблюдали по роликам в социальных сетях.

Артисты на время превратились в маляров, столяров, каменщиков. Всё пространство обустроено руками тех, кого зрители видят на сцене театра.

– А кресла у нас появились ещё до аренды здания. Их нам подарил предприниматель. Эти сидения закупили для кинотеатра, но пришёл ковид и открытия не произошло. В итоге они какое-то время простояли в подвале многоквартирного здания, а потом нам достались бесплатно, – пояснил Нодар.

Сейчас в театре 60 посадочных мест в пять рядов. За счёт переделки можно было расширить и до 70-80 кресел. Однако число зрителей решили не наращивать, а изменить зонирование. К нынешней гардеробной присоединят ещё пространство – гостевой туалет. А площади, где санузел находится сейчас, станут актёрскими.

– Так будет удобнее всем. И прежде всего мы решим проблему со сценой. Её приходилось застилать ковриками, чтобы зрители могли освежиться, но при этом не затаптывать пространство для постановок.

Мы – команда

Сейчас NoName Theatre – это три десятка человек: артисты, администраторы, технический персонал. По словам Нодара, на третий год существования театра уже постепенно начали появляться люди, которые занимаются только своими задачами. Однако для каждого по-прежнему есть тот, кто сможет перехватить его дела в случае необходимости.

– Ты всегда знаешь, что тебя подстрахуют в том моменте, где ты не силён или не справляешься. Все делают всё. Это бешеный ритм, и у нас не все приживаются. Но те, кто остаётся, – это настоящая команда. Каждый вносит свой вклад в успех постановок, – отметил Нодар.

-9

Зрители против

Одним из важных отличий NoName Theatre от других волгоградских театров стали обсуждения спектаклей со зрителями. Артисты, а иногда и режиссёры, остаются после постановок, чтобы услышать впечатления от просмотренного, узнать, что было непонятным для тех, кто сидел по ту сторону сцены.

– Сначала нам было важно получать обратную связь. И не только по спектаклям, но и в бытовых вопросах: было ли жарко или холодно, темно или светло, слышно ли реплики или, наоборот, музыка была громкой. Заодно и рекламировали себя, звали на другие спектакли, объясняли, что мы – профессиональные артисты.

По словам Нодара, они несколько раз пытались отменить обсуждения. Но не дали сами зрители, которые упорно оставались после спектаклей, чтобы «поговорить».

-10

Что дальше?

В декабре 2025 года у NoName Theatre выходит две премьеры. Также театр планирует приглашать труппы из других городов. В январе 2026-го в Волгограде свою постановку покажет Сарапульский драматический театр. Свои спектакли NoName Theatre будет вывозить на фестивали.

В задумках – проект с профессиональными критиками. Их хотят собрать и показать несколько постановок, чтобы получить компетентный отклик.

– Мне часто кажется, что весь наш театр построен на случайностях. Но даже если это и так, то для нас это счастливое стечение обстоятельств, – резюмировал Нодар.