Найти в Дзене

Вышивка на вязаном: когда две души встречаются

Представь: ты долго вязала свитер. Петля за петлей, ряд за рядом. Знаешь каждую ниточку, каждый изгиб узора. Он уже почти готов, и он уже - характер. Может, сдержанный и элегантный, а может - хулиганистый, с косами. И тут возникает мысль: а что если... добавить немного вышивки? Это как с уже написанным письмом поставить в уголке маленький рисунок чернилами другого цвета. Или как в тихий вечер включить не главный свет, а гирлянду. Риск? Еще какой! Можно испортить. Но можно и подарить вещи вторую душу. С вышивкой на вязаном у меня отношения особые. Это не про то, чтобы скрыть огрех (хотя и такое бывает, и в этом нет ничего постыдного!). Это про диалог. Вязаная вещь - она уже живая. Она объемная, эластичная, дышит. А вышивка - чаще плоская, графичная, заданная. Подружить их - целое искусство. Первое правило, которое я для себя вывела: слушай материал. На грубой, фактурной пряже в стиле «кантри» яркий мулине-цветочек может потеряться, выглядеть чужеродно. А вот шерстяная или акрилова

Представь: ты долго вязала свитер. Петля за петлей, ряд за рядом. Знаешь каждую ниточку, каждый изгиб узора. Он уже почти готов, и он уже - характер. Может, сдержанный и элегантный, а может - хулиганистый, с косами. И тут возникает мысль: а что если... добавить немного вышивки?

Это как с уже написанным письмом поставить в уголке маленький рисунок чернилами другого цвета. Или как в тихий вечер включить не главный свет, а гирлянду. Риск? Еще какой! Можно испортить. Но можно и подарить вещи вторую душу.

-2

С вышивкой на вязаном у меня отношения особые. Это не про то, чтобы скрыть огрех (хотя и такое бывает, и в этом нет ничего постыдного!). Это про диалог.

Вязаная вещь - она уже живая. Она объемная, эластичная, дышит. А вышивка - чаще плоская, графичная, заданная. Подружить их - целое искусство.

Первое правило, которое я для себя вывела: слушай материал.

На грубой, фактурной пряже в стиле «кантри» яркий мулине-цветочек может потеряться, выглядеть чужеродно. А вот шерстяная или акриловая толстенная нить, вышитая стебельчатым швом, - будет в тему. На нежнейшем кашемире или мерсеризованном хлопке, наоборот, хороши тонкие, изящные линии шелковой нитью.

Второе: считай петли.

Это самое главное отличие от вышивки по ткани. Ткань - это холст, равномерный фон. А вязание - это архитектура. У него есть ритм, раппорт, направление петель. Самые удачные вышивки часто не просто «сидят» сверху, а следуют этому ритму: подчеркивают линию реглана, обрамляют планку, танцуют вдоль косы. Вышивать по резинке, например, - то еще приключение, но результат может быть волшебным.

-3

-4

-5

-6

Что можно сделать иглой на связанном полотне?

  • Просто и всегда выигрышно: контур. Обвести край кармана, воротника, манжеты контрастной или тона-в-тон нитью. Вещь сразу становится графичнее, «читабельнее».
  • Расставить акценты: несколько французских узелков вместо пуговиц на планке, скромные звездочки на плече, листики у ворота.
  • Создать историю: целая ветка с листьями, идущая от манжеты к локтю. Или созвездие на свитере-реглан. Такая вещь становится единственной и неповторимой.
  • Добавить текстурности: вышивать не нитью, а... пряжей! Той же самой или контрастной по цвету. Объемные, почти скульптурные элементы появляются прямо на поверхности.

Техники?

Их море. Стебельчатый шов, тамбурный, «назад иголку» - наши верные друзья. Гладь по вязаному - задача для смелых, тут важно не стянуть полотно. Ленивая маргаритка или простые крестики, вписанные в сетку изнаночных петель, смотрятся невероятно уютно.

А еще есть волшебный прием - «вышивка по сетке». Специально провязать на части изделия ажурный фрагмент (дырочки-клеточки), а потом вышить по нему, как по канве. Это уже высший пилотаж дружбы двух ремесел.

Главный секрет, который я усвоила: не надо бояться.

Начни с маленького. С одного цветка на детской шапочке. С геометрического узора на шарфе. Потрогай, как ведет себя нить, как ложится стежок.

И помни: если что-то пойдет не так, вышивку почти всегда можно аккуратно распустить. Вязаное полотно под ней останется живым и невредимым. Это не татуировка, это больше похоже на временный рисунок хной - можно смахнуть и начать заново.

В итоге, когда эти две души - душа вязаного полотна и душа вышитого рисунка - встречаются и находят общий язык, рождается что-то третье. Уже не просто теплая кофта, а предмет с настроением. С твоим настроением. В нем есть и терпение вязальщицы, и азарт художника.

Попробуй. Возьми иголку с тупым концом (чтобы не расщеплять пряжу), подбери нить и сделай первый стежок на своей вещи. Это будет не исправление, а дополнение. Не «я должна», а «а что если?». Самый интересный диалог начинается именно с этого вопроса