Приглашаем в Музей-квартиру Н.С. Голованова – главного дирижера Большого театра России, композитора, регента и пианиста-аккомпаниатора.
5 декабря, у одного из самых жизнелюбивых русских художников Константина Коровина день рождения. Как его отметить? Отправиться в музей. Но не в художественную галерею, а в гости — в московскую квартиру его лучшего друга — дирижера Николая Голованова. Здесь, среди нотных партитур и старинной мебели можно увидеть три особенные картины. Они как три искры из того яркого костра, которым являлось творчество живописца.
В Музее-квартире Н. С. Голованова картины расположены на стенах, как это и задумывал хозяин. Николай Семенович покупал и бережно хранил работы своего друга не для престижа, а для души. Мемориальная квартира Голованова как машина времени переносит нас в эпицентр творческой дружбы музыканта и художника.
В день рождения живописца три его полотна «говорят» с нами особенно громко. Давайте их послушаем:
Энергия в каждом мазке. Вот он — вихрь радости и движения! Картина «Цирк» — это чистая жизнь, как говорил сам Коровин. Здесь нет детальной прорисовки, но есть лёгкость, воздух и восторг. Размытые фигуры зрителей, яркий свет арены, динамика представления. Коровин не рисует цирк, он передаёт его ощущение: запах опилок, звук оркестра, затаенное дыхание зала. Коровин будто говорит нам: «Смотри, как прекрасен миг! Умей ловить его радость». Голованов, человек сдержанный, наверняка заряжался от этой картины энергией и оптимизмом. Эта работа воплощение коровинского девиза: «Пиши сразу, сразу передавай впечатление!» И у него это гениально получалось.
А теперь перенесемся из залитого светом цирка на набережную южного французского порта. «Марсель» — это гимн путешествиям и свободе. Похожие работы Коровин писал, будучи очарованным «оперой для глаз» французской культурой. Что мы видим? Суету порта, лодки, отражающиеся в воде, особое, насыщенное влагой небо. Снова никаких деталей, только игра света и цвета. Эта картина билет в мечту. Она напоминает, что мир огромен и полон красок. Для Голованова этот вид из окна был, наверное, окном в другую жизнь, в жизнь открытий и путешествий. Для нас напоминанием не бояться новых горизонтов.
Скромный лист, на котором Константин Коровин набросал декорацию для балета «Корсар». Но если вдуматься, перед нами не просто набросок. Перед нами целый мир, рожденный в один миг. «Корсар» — классический балетный спектакль о пиратах, любви, предательстве и спасении. Пышный, яркий, полный восточной экзотики. В начале XX века над его новой постановкой в Большом театре работала целая команда, и Константин Коровин, уже знаменитый художник, взял на себя роль волшебника-оформителя. Именно он создавал ту самую атмосферу: пещеру разбойников, сверкающий восточный базар, бушующее море. Он придумывал, каким будет мир, в котором живут герои. А эскиз в квартире Голованова — это самый что ни на есть момент рождения этого мира. Почему этот эскиз шедевр? Недосказанность… в этом и есть вся магия театрального эскиза! Скорость и энергия. Посмотрите на мазки. Они быстрые, смелые, почти небрежные. Это не отсутствие мастерства, а его высшая степень. Художник за несколько минут схватывает самую суть: настроение, свет, цвет. Он мыслит как режиссер, который одним жестом объясняет актеру суть роли. Цвет — главный герой. Коровин — гений цвета. Здесь можно увидеть синеву моря, яркие пятна костюмов, золото песка или заката. Эскиз не рассказывает детали, он мгновенно создает эмоцию, романтику приключения.
Глядя на готовую декорацию в театре, мы восхищаемся размахом. Глядя на эскиз, мы заглядываем в творческую лабораторию. Мы видим, как из мазков и пятен рождается та самая пещера, где будет скрываться корсар Конрад.
Зачем дирижеру Голованову этот листок бумаги? Николай Голованов дирижировал многими спектаклями, для которых Коровин создавал декорации. А этот эскиз для него значил многое:
- рабочий документ (по таким эскизам дирижер понимал визуальный ряд спектакля, его ритм и настроение. Музыка и изображение должны были слиться воедино);
- память о друге и совместной работе (кусочек их общего творческого мира, вынесенный за пределы театра и сохраненный в личном пространстве);
- источник вдохновения (будучи в кабинете, этот энергичный набросок мог заряжать Голованова той самой творческой смелостью и свободой, которую излучал Коровин).
Когда вы стоите перед этим эскизом в уютной квартире, происходит чудо. Исчезают стены, вы перенесетесь за кулисы Большого театра столетней давности. Вы чувствуете трепет премьеры — запах свежей краски, суету рабочих, голос Коровина, объясняющего, что тут должно быть «больше синего». Вы слышите первые аккорды увертюры, которые вот-вот прозвучат под дирижерской палочкой Голованова.
Этот небольшой лист концентрат театральной магии. Он напоминает нам, что любое великое искусство начинается вот с такого простого, искреннего и гениального порыва. Поэтому в следующий задержитесь у этого скромного эскиза. Вдохните. Прислушайтесь. И вы услышите шум моря, почувствуете соленый ветер и увидите, как на сцену выходит корсар — рожденный сначала в воображении художника, а потом уже в танце артиста.