Найти в Дзене
Музей музыки

День рождения живописца Константина Алексеевича Коровина

Приглашаем в Музей-квартиру Н.С. Голованова – главного дирижера Большого театра России, композитора, регента и пианиста-аккомпаниатора. 5 декабря, у одного из самых жизнелюбивых русских художников Константина Коровина день рождения. Как его отметить? Отправиться в музей. Но не в художественную галерею, а в гости — в  московскую квартиру его лучшего друга — дирижера Николая Голованова. Здесь, среди нотных партитур и старинной мебели можно увидеть три особенные картины. Они как три искры из того яркого костра, которым являлось творчество живописца. В Музее-квартире Н. С. Голованова картины расположены на стенах, как это и задумывал хозяин. Николай Семенович покупал и бережно хранил работы своего друга не для престижа, а для души. Мемориальная квартира Голованова как машина времени переносит нас в эпицентр творческой дружбы музыканта и художника. В день рождения живописца три его полотна «говорят» с нами особенно громко. Давайте их послушаем: К.А. Коровин. Цирк. Картон, масло. 9х16,5. Эн
Оглавление

Приглашаем в Музей-квартиру Н.С. Голованова – главного дирижера Большого театра России, композитора, регента и пианиста-аккомпаниатора.

5 декабря, у одного из самых жизнелюбивых русских художников Константина Коровина день рождения. Как его отметить? Отправиться в музей. Но не в художественную галерею, а в гости — в  московскую квартиру его лучшего друга — дирижера Николая Голованова. Здесь, среди нотных партитур и старинной мебели можно увидеть три особенные картины. Они как три искры из того яркого костра, которым являлось творчество живописца.

В Музее-квартире Н. С. Голованова картины расположены на стенах, как это и задумывал хозяин. Николай Семенович покупал и бережно хранил работы своего друга не для престижа, а для души. Мемориальная квартира Голованова как машина времени переносит нас в эпицентр творческой дружбы музыканта и художника.

В день рождения живописца три его полотна «говорят» с нами особенно громко. Давайте их послушаем:

К.А. Коровин. Цирк. Картон, масло. 9х16,5.
К.А. Коровин. Цирк. Картон, масло. 9х16,5.
Энергия в каждом мазке. Вот он — вихрь радости и движения! Картина «Цирк» — это чистая жизнь, как говорил сам Коровин. Здесь нет детальной прорисовки, но есть лёгкость, воздух и восторг. Размытые фигуры зрителей, яркий свет арены, динамика представления. Коровин не рисует цирк, он передаёт его ощущение: запах опилок, звук оркестра, затаенное дыхание зала. Коровин будто говорит нам: «Смотри, как прекрасен миг! Умей ловить его радость». Голованов, человек сдержанный, наверняка заряжался от этой картины энергией и оптимизмом. Эта работа воплощение коровинского девиза: «Пиши сразу, сразу передавай впечатление!» И у него это гениально получалось.
К.А. Коровин. Марсель. Этюд. 1908 (?) Картон, масло, 15,5х25.
К.А. Коровин. Марсель. Этюд. 1908 (?) Картон, масло, 15,5х25.
А теперь перенесемся из залитого светом цирка на набережную южного французского порта. «Марсель» — это гимн путешествиям и свободе. Похожие работы Коровин писал, будучи очарованным «оперой для глаз» французской культурой. Что мы видим? Суету порта, лодки, отражающиеся в воде, особое, насыщенное влагой небо. Снова никаких деталей, только игра света и цвета. Эта картина билет в мечту. Она напоминает, что мир огромен и полон красок. Для Голованова этот вид из окна был, наверное,  окном в другую жизнь, в жизнь открытий и путешествий. Для нас напоминанием не бояться новых горизонтов.
К.А. Коровин. Эскиз декорации к первому действию балета А.Ш. Адана «Корсар» Картон, масло 54 х 66.
К.А. Коровин. Эскиз декорации к первому действию балета А.Ш. Адана «Корсар» Картон, масло 54 х 66.
Скромный лист, на котором Константин Коровин набросал декорацию для балета «Корсар». Но если вдуматься, перед нами не просто набросок. Перед нами целый мир, рожденный в один миг. «Корсар» — классический балетный спектакль о пиратах, любви, предательстве и спасении. Пышный, яркий, полный восточной экзотики. В начале XX века над его новой постановкой в Большом театре работала целая команда, и Константин Коровин, уже знаменитый художник, взял на себя роль волшебника-оформителя. Именно он создавал ту самую атмосферу: пещеру разбойников, сверкающий восточный базар, бушующее море. Он придумывал, каким будет мир, в котором живут герои. А эскиз в квартире Голованова — это самый что ни на есть момент рождения этого мира. Почему этот эскиз шедевр? Недосказанность… в этом и есть вся магия театрального эскиза! Скорость и энергия. Посмотрите на мазки. Они быстрые, смелые, почти небрежные. Это не отсутствие мастерства, а его высшая степень. Художник за несколько минут схватывает самую суть: настроение, свет, цвет. Он мыслит как режиссер, который одним жестом объясняет актеру суть роли. Цвет — главный герой. Коровин — гений цвета. Здесь можно увидеть синеву моря, яркие пятна костюмов, золото песка или заката. Эскиз не рассказывает детали, он мгновенно создает эмоцию, романтику приключения.

Глядя на готовую декорацию в театре, мы восхищаемся размахом. Глядя на эскиз, мы заглядываем в творческую лабораторию. Мы видим, как из мазков и пятен рождается та самая пещера, где будет скрываться корсар Конрад.

Зачем дирижеру Голованову этот листок бумаги? Николай Голованов дирижировал многими спектаклями, для которых Коровин создавал декорации. А этот эскиз для него значил многое:

  • рабочий документ (по таким эскизам дирижер понимал визуальный ряд спектакля, его ритм и настроение. Музыка и изображение должны были слиться воедино);
  • память о друге и совместной работе (кусочек их общего творческого мира, вынесенный за пределы театра и сохраненный в личном пространстве);
  • источник вдохновения (будучи в кабинете, этот энергичный набросок мог заряжать Голованова той самой творческой смелостью и свободой, которую излучал Коровин).

Когда вы стоите перед этим эскизом в уютной квартире, происходит чудо. Исчезают стены, вы перенесетесь за кулисы Большого театра столетней давности. Вы чувствуете трепет премьеры — запах свежей краски, суету рабочих, голос Коровина, объясняющего, что тут должно быть «больше синего». Вы слышите первые аккорды увертюры, которые вот-вот прозвучат под дирижерской палочкой Голованова.

Этот небольшой лист концентрат театральной магии. Он напоминает нам, что любое великое искусство начинается вот с такого простого, искреннего и гениального порыва. Поэтому в следующий задержитесь у этого скромного эскиза. Вдохните. Прислушайтесь. И вы услышите шум моря, почувствуете соленый ветер и увидите, как на сцену выходит корсар — рожденный сначала в воображении художника, а потом уже в танце артиста.

Приходите в Музей-квартиру Н.С. Голованова в Брюсовом переулке, 7.