Что дальше?
Почти одновременно с публикацией романа в журнале «Октябрь» начались его переводы. Уже с 1929 года главы «Тихого Дона» стали появляться в зарубежной прессе — прежде всего в газетах, принадлежавших коммунистическим организациям в Германии. С марта 1930 года французская газета L’Humanité, официальный печатный орган Компартии, публиковала в каждом номере фрагменты первых двух томов. Отдельное английское издание трёх первых книг вышло в 1934 году в Нью-Йорке, в издательстве Alfred A. Knopf.
Быстро отреагировали на роман и театральные режиссёры, и кинематографисты. В 1935 году в Ленинградском Малом оперном театре при поддержке Дмитрия Шостаковича была поставлена одноимённая опера молодого композитора Ивана Дзержинского — и имела успех вплоть до конца 1940-х. Нередко роман ставили и в драматических театрах; наиболее известной стала постановка Георгия Товстоногова 1977 года с Олегом Борисовым в роли Григория. По мотивам «Тихого Дона» позже был создан и балет — его премьера состоялась в 1987 году всё в том же Малом оперном театре, музыка принадлежала Леониду Клиничеву.
Первая экранизация романа появилась уже в 1930 году на студии «Союзкино». Немой фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова пострадал от политических обстоятельств: из-за трудностей с публикацией третьего тома картину запретили, и она вышла лишь спустя три года — уже в звуковом варианте.
Вторая крупная версия — трёхсерийная эпопея Сергея Герасимова — была снята в 1957–1958 годах. В 1992 году Сергей Бондарчук завершил собственную телевизионную адаптацию; однако из-за конфликта с продюсером Энцо Рисполи и последующего банкротства студии фильм увидел свет только в 2006 году. Самая свежая экранизация — сериал Сергея Урсуляка — вышла в 2015-м.
Нобелевская премия Шолохова
В 1965 году писатель был удостоен Нобелевской премии «за художественную мощь и цельность произведения о донском казачестве в переломную эпоху российской истории». Он стал единственным советским литератором, получившим премию официально — с одобрения властей.
Почему возникли подозрения в плагиате?
Сомнения в авторстве появились почти сразу после выхода романа и не исчезали десятилетиями. Первым аргументом была молодость автора: критики считали, что 25-летний писатель не мог создать многослойную эпопею подобного масштаба.
Недоверие усилила и последующая биография Шолохова: его участие в травле Синявского и Даниэля, подписание писем против инакомыслящих. Тем, кто считал его идейным чиновником, легко было допустить версию об украденной рукописи.
Однако главное основание для подозрений — особенности текста «Дона». Исследователь Ирина Медведева-Томашевская в книге «Стремя “Тихого Дона”» указывала на неоднородность стиля и видела в романе два пласта: «авторский» и «соавторский», противоречащие друг другу по поэтике и мотивам.
Если не Шолохов, то кто?
Существуют две наиболее распространённые альтернативные версии.
1. Фёдор Крюков
Эпос приписывают донскому писателю Фёдору Крюкову, знакомому с тестем Шолохова — Петром Громославским. Именно эта деталь стала основой гипотезы, популярной у Солженицына: якобы Громославский получил архив Крюкова и передал его зятю.
Однако в 1970-х Константин Симонов, изучив архив Крюкова, пришёл к обратному выводу: стиль, масштаб и язык Крюкова не позволяют считать его автором «Тихого Дона».
2. Виктор Севский (Вениамин Краснушкин)
Израильский исследователь Зеев Бар-Селла предполагал, что Краснушкин начал работу над романом о казачьей станице ещё в 1913 году. После его гибели в плену рукописи могли исчезнуть — и попасть в руки Шолохова. Доказательств этому нет, но теория получила известность.
Какие доказательства авторства Шолохова существуют?
1. Рукопись романа
Во время войны она пропала, однако в 1990 году была найдена и позже опубликована. Некоторые учёные считают её подлинной, другие — сомневаются, указывая на орфографические странности. Бар-Селла, например, считал, что перед нами не черновики, а переписанный чужой текст.
2. Лингвистический анализ
В 1970-е годы группа скандинавских лингвистов под руководством Гейра Хьетсо провела статистическое исследование текста и сравнила его с другими произведениями Шолохова. Вывод был однозначным: «Тихий Дон» написан тем же автором. Хотя и эту экспертизу критиковали за методологические недостатки.
Было ли давление при присуждении Нобелевской премии?
Шолохов стал кандидатом ещё в середине 1950-х годов. В 1958-м, когда награду получил Пастернак, советские власти действительно пытались повлиять на решение Нобелевского комитета, предлагая рассмотреть кандидатуру Шолохова.
Однако к 1965 году ситуация изменилась: исследователи считают, что премию он получил прежде всего за художественные достоинства романа. Тем не менее существует мнение (например, его придерживался Бродский), что премия стала возможной и благодаря улучшению отношений между СССР и Швецией.
Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️