Найти в Дзене
Кроноцкий заповедник

На пенсии жизнь только начинается. Рассказ волонтёра

Мы побеседовали с одной из участниц волонтёрской программы Кроноцкого заповедника, выпускницей Школы защитников природы Еленой Синяевой из Перми. В этом году она помогала по хозяйству на кордоне «Озёрный», который расположен на берегу Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. И, конечно, любовалась красотами уникального места. Елена, что вас привело к волонтёрству на заповедной территории? – Я – пенс из Перми. За долгую работу, которая началась ещё в университете и продолжалась более 35 лет, я подустала от официального «Елена Юрьевна», поэтому просто Елена. А «пенс», потому что на пенсии, не работаю в привычном понимании этого слова. Я – волонтёр. И это не просто работа, это дело, это свобода выбора, это радость. Также увлекаюсь бегом на длинные дистанции. Трейлы, скайранинг – это моя страсть, зарядка, допинг! Дети выросли (а их трое), вышла на пенсию и получила возможность реализовывать свои «хотелки». И бег, и волонтёрство – это путешествие в новые места, знакомство с интересны

Мы побеседовали с одной из участниц волонтёрской программы Кроноцкого заповедника, выпускницей Школы защитников природы Еленой Синяевой из Перми. В этом году она помогала по хозяйству на кордоне «Озёрный», который расположен на берегу Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. И, конечно, любовалась красотами уникального места.

Елена, что вас привело к волонтёрству на заповедной территории?

– Я – пенс из Перми. За долгую работу, которая началась ещё в университете и продолжалась более 35 лет, я подустала от официального «Елена Юрьевна», поэтому просто Елена. А «пенс», потому что на пенсии, не работаю в привычном понимании этого слова. Я – волонтёр. И это не просто работа, это дело, это свобода выбора, это радость. Также увлекаюсь бегом на длинные дистанции. Трейлы, скайранинг – это моя страсть, зарядка, допинг! Дети выросли (а их трое), вышла на пенсию и получила возможность реализовывать свои «хотелки». И бег, и волонтёрство – это путешествие в новые места, знакомство с интересными людьми, радость открытий, труд с видимым результатом.

-2

Какую работу вы выполняли на кордоне «Озёрный»? Что самое сложное?

– В обязанности волонтёров (нас было четверо) входили хозяйственные работы по кухне и санузлу. Всё просто. В первые дни самые простые работы на кухне – почистить, помыть, порезать. Потом повар Марина поручала мне более содержательную работу, например, приготовить фарш и нажарить котлеты. И это не 5-10 порций, а более 30. В период моего присутствия на кордоне проходила семейная образовательная программа для ребятишек из посёлков Озерновский, Паужетка и села Запорожье и их родителей. Это двадцать человек вместе с воспитателями и вожатыми. Да плюс строители, инспекторы… В общем, в некоторые периоды надо было кормить до 40 человек. Поэтому работа на кухне требовала организованности, скорости, и, конечно же, ответственности каждого волонтёра.

Каково это, помогать сохранять природу в одном из самых красивых мест Камчатки?

Просыпалась я рано, задолго до времени «старта» рабочего дня. Тихо на кордоне. Нет ни одного «человеческого» звука. Только я и красота. Первые лучи солнца или густой туман. Гладь озера – когда матовое-серебряное, когда в мурашках от лёгкого ветерка, иногда неспокойное – говорливое, с волнами и пеной. Плеск и горбатые спины нерки. Вулкан Ильинский исполином высится над озером… Здравствуй, новый день! Получив заряд красоты и бодрости, я спешила на кухню. Круговерть забот. Казалось бы, чему новому можно научиться на кухне (в мои 60 лет!), не беря во внимание, приготовление новых блюд! Как же я радуюсь, когда мне это удаётся.

-3

Были ли какие-то неожиданные случаи во время вашей волонтёрской смены?

Да, как раз при уборке. Наведение порядка в душевых и в туалетах – тоже ежедневная обязанность волонтёров. Но я считаю, это почти и не работа. Совсем нетрудно до блеска всё намыть. Кафель, зеркала, всё в отличном состоянии, в наличии все моющие средства. И всё же был случай, когда я услышала упрёк в адрес волонтёров о качестве уборки. Упрёк я услышала в вопросе девочки лет девяти – одной из участниц эколагеря: «Когда вы в последний раз убирали туалет?» «А что не так в туалете? Грязно?» – с удивлением спросила я. Уборку в это утро проводил другой волонтёр. В качестве я не сомневалась. И всё же заглянула в туалет, убедилась, что всё чисто. «Там насекомые летают», – был ответ девочки. «Да, к сожалению, на природе этого трудно избежать», – ответила я и ушла, а девочка продолжала стоять у туалета. Картинка сложилась только на следующий день, когда я вновь увидела у туалета эту же девчушку Алю с заплаканными глазами с воспитателем Екатериной Александровной. Оказывается, она боится идти в туалет, поскольку там летают большие комары, их называют ещё комары-долгоножки. Детское сознание рисовало ей ужасные картины – вот садится такой комар и пьёт её кровь. Мудрый воспитатель посоветовала Але почитать о комаре-долгоножке. Она не только почитала, но и рассказала ребятам о «мирном характере» этого насекомого. Я же откорректировала свой стандарт уборки туалета, включив в него пункт об отсутствии насекомых. Вот так мы жили и учились друг у друга.

-4

Что вы можете рассказать о быте на заповедном кордоне?

Вообще я была приятно удивлена отличной инфраструктурой кордона. Домики для проживания, визит-центр, склады, кухня, прачечная, деревянные дорожки…, всё организовано, продуманно, удобно, с максимальной заботой о людях и в гармонии с природой. Я была на кордоне летом, когда трава густая и выше человеческого роста. А вокруг медведи. Для безопасности людей инспекторы выкашивают территорию внутри кордона и частично за пределами кордона. При этом стараются косить, оставляя нетронутыми кусты ириса и герани! Такое вот узорное скашивание! И красота фиолетовых, синих, сливовых, баклажанных, ежевичных, пурпурных цветов кругом!!! Очень рада, что и я к этому приложила свои старания. Буквально выпросила у Евгения Александровича (старший инспектор кордона) возможность косить. Хотя никогда прежде я не держала триммер. У меня даже был свой наставник – инспектор Макар! Я этим очень гордилась и старалась. Со временем научилась всё выполнять самостоятельно, не только косить, но и заправлять триммер топливом, менять леску. Со слов другого инспектора, Александра, мне ещё нужно научиться работать экономичнее для минимального износа инструмента. Так что мой процесс обучения косьбы триммером не завершён.

-5

Расскажите, пожалуйста, подробнее о людях, с которыми вам довелось поработать в заказнике.

Меня окружали удивительные люди! Марина – наш шеф-повар! Это же компьютер. Она держала в голове массу информации: раскладку продуктов, меню для детей, ограничения и предпочтения по питанию каждого на кордоне, количество и даты пребывания новых людей! Она выполняла любые «хотелки» детишек, радовала их вкусняшками: торты и пицца, роллы и какао, желе и пельмени… И всё с улыбкой и внутренним светом! Она умудрялась выкроить в своём жёстком графике время, чтобы провести часовую растяжку с детьми или волонтёрами!

А инспектор Спас – самый обаятельный и привлекательный инспектор, балагур и весельчак! Девчонки из экологической смены ходили за ним по пятам. Казалось, нет ни одной молодёжной темы, о которой он бы не имел представление. При этом именно ему, ответственному и надёжному, старший государственный инспектор Евгений Денгес поручал сопровождать группы детей за пределы кордона на пешие экскурсии. Спас владеет искусством гортанного пения! По-видимому, это умение от его предков. Однажды я стала свидетелем, как Спас показывал элементы народных танцев Бурятии. Сильный, молодой и красивый парень в танце изображал движения зверей и птиц, природные явления – ветер и дождь, действия охотника, силу реки…Это было так здорово!

Лана (Лиана) Варавская – инспектор соседнего кордона «Травяной» – увлечённый и влюблённый в красоту Человек, знающий о повадках медведей Камчатки всё! Щедро делилась рассказами об этих местах, о мишках, о нерке. Как просты и увлекательны её рассказы. Лёгкая, изящная, большая труженица! Я так мечтала остаться на несколько дней на кордоне «Травяной», поработать вместе с ней. Не случилось, и так мне жаль… Сейчас подписалась в Телеграмм на Лиану Варавскую. С большим удовольствием смотрю и читаю её посты о медведице Глаше (мне посчастливилось наблюдать за ней на кордоне) и других мохнатых обитателей заказника.

Волонтёр Татьяна – врач из Москвы! На её попечении несколько особенных ребят. Она помогает им и их родителям бороться за жизнь, жить, несмотря на диагнозы! Работает в режиме 24х7! Была на линии соприкосновения на СВО, ухаживала за ранеными. А ещё она волонтёрит, помогая восстанавливать храмы! Я очень рада, что именно с ней в паре мы трудились на кордоне – драили столовую посуду и всё время что-то чистили, резали, крошили, мыли.

Волонтёр Татьяна.
Волонтёр Татьяна.

Какие самые яркие впечатления остались у вас от жизни на берегу Курильского озера?

На Курильское озеро едут, чтобы понаблюдать за медведями. Здесь крупнейшее в Азии нерестилище нерки. В июле, августе здесь настоящее пиршество для медведей. Практически не обращая на людей внимание, хищники добывают себе пищу, играют, отдыхают. Можно наблюдать за медведями с воды на катере или с земли, построена безопасная для людей смотровая площадка на кордоне «Травяной». Вот и я хотела понаблюдать за мишками в их естественной среде, понаблюдать и потрудиться во благо природы. Ранее в 2023 году я была на кордоне «Центральный» природного парка «Вулканы Камчатки», у меня уже был опыт наблюдения за медведями. С той лишь разницей, что у Курильского озера медведей можно наблюдать из-за огораживающего забора. Это сделано с целью безопасности. Понимаю, но как же мне не хватало воли! Я даже получила справедливый нагоняй от старшего инспектора за то, что при виде медведя не только не отошла от заграждения, но и присела. А я просто хотела сделать интересный кадр камчатского красавца. Спас подбежал ко мне, не раздумывая, и буквально за шкирку утянул меня подальше от ограждения. Страха не было, была досада и благодарность инспектору за молниеносную реакцию уберечь меня от возможного происшествия. Так Спас меня спас!

-7

Да мишек мне было мало! Это честно! Зато я видела дважды белоплечего орлана и в составе группы поднялась на вулкан Ильинский! Я видела редкие цветы, эндемики. Я видела стада нерки, которые наперекор течению широкими лентами поднимались по реке Озерной к Курильскому озеру на нерест. Я лепила пельмени с детишками размером с детский кулачок, а после рабочего дня гоняла в футбол с мальчишками на берегу Курильского озера! …Я сама себе завидовала!

Несколько раз мы были на территории научного наблюдательного пункта Камчатского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии («КамчатНИРО»), видели, как происходит забор скатывающихся смолтов и заходящих на нерест производителей нерки. Рассказы научных работников о цикле воспроизводства и важности постоянного наблюдения за нерестилищем нерки меня впечатлили. Такие простые повторяющиеся действия ученых на этой станции, но как они важны в целом для рыбной промышленности! Такие вот причинно-следственные связи!!

Уверена, увидеть, услышать, почувствовать, прожить всё это невозможно в рамках какого-либо тура или самостоятельного путешествия. Это предоставляет волонтёрство! И меня не останавливают затраты на транспорт и на питание. Радостно, что мой труд востребован, что я приношу пусть маленькую, но конкретную пользу этому уголку природы. И я вновь и вновь буду искать и реализовывать подобные волонтёрские проекты! Спасибо Кроноцкому заповеднику и Школе защитников природы за возможность жить ярко, открывая мир и даря ему частицу себя!

-8
-9
-10
-11
-12