Часто вижу, как люди в машинах жмут все кнопки подряд, особенно ту, что со стрелкой внутри машинки. Одни включают ее раз и забывают на полгода, другие боятся как огня. А ведь это - режим рециркуляции воздуха. По сути, система просто закрывает заслонку и гоняет уже имеющийся в салоне воздух по кругу, отсекая наружный. Просто? Не совсем. Если использовать ее с умом - это мощный инструмент для комфорта и здоровья. А если бездумно - можно навредить. Сейчас объясню, почему эта кнопка критически важна в пробке и когда ее нужно срочно выключать.
Как это устроено и что происходит при нажатии
В воздуховодах твоей печки или кондиционера спрятана заслонка. Когда ты включаешь рециркуляцию, она закрывается и перекрывает путь воздуху с улицы. Весь процесс вентиляции замыкается внутри салона. Воздух начинает циркулировать через салонный фильтр, очищаясь. Кстати, на некоторых современных машинах эта система умная: может сама включиться при движении задним ходом, чтобы выхлоп не затянуло в салон, или при использовании стеклоомывателя, дабы не нюхать химию. Но в большинстве случаев управление - в твоих руках.
Главный козырь: защита в пробках и на дорогах с плохим воздухом
Вот тут внимание. Исследования показывают, что в условиях плотного трафика, особенно на автомагистралях, концентрация ультрамелких частиц от выхлопа может быть в 10-25 раз выше, чем в среднем по городу. Эти частицы меньше 100 нанометров - они самые коварные, легко проникают глубоко в легкие. Так вот, при работе на свежем воздухе их концентрация в салоне почти повторяет уличную.
Включение рециркуляции - это мгновенное решение проблемы. Система перестает засасывать грязный воздух с улицы и начинает прогонять внутренний через фильтр. Это может снизить воздействие вредных веществ из выхлопа на водителя и пассажиров примерно на 20%. Представь: стоишь в пробке, впереди дымит старый грузовик или автобус. Одно нажатие кнопки - и ты отрезан от этого токсичного облака. То же самое актуально на пыльных грунтовках, при проезде тоннелей, подземных паркингов или мимо полей, где идут работы с химикатами.
Обратная сторона медали: опасность накопления CO2
А теперь важнейший нюанс, о котором многие забывают. Рециркуляция создает почти герметичный объем. Мы выдыхаем углекислый газ (CO2), и ему некуда деваться. Исследования в реальных условиях показали, что при полной рециркуляции с двумя пассажирами в салоне уровень CO2 может вырасти до 3000-4500 ppm всего за 10-15 минут.
Чем это грозит? CO2 - не угарный газ, он не ядовит в прямом смысле, но влияет на мозг. При концентрации выше 2500 ppm уже фиксируется заметное снижение когнитивных функций: появляется сонливость, падает концентрация, замедляется реакция. В некоторых исследованиях даже связывали подобное состояние с повышенным риском ДТП. Получается, выключив один фактор риска (выхлоп), можно незаметно включить другой (снижение бдительности).
Как пользоваться правильно
В пробке или зоне сильного загрязнения смело включай полную рециркуляцию, но не дольше чем на 10-15 минут. Потом либо переключись на режим свежего воздуха, либо, если есть автоматический климат-контроль с датчиком качества воздуха, доверься ему. В длительной поездке по трассе лучше использовать смешанный режим или вовсе периодически проветривать салон. Кстати, зимой будь осторожен: постоянная рециркуляция без кондиционера приводит к быстрому запотеванию стекол из-за роста влажности от нашего дыхания.
Побочный бонус: эффективность климатической системы
Есть и приятный практический плюс. Летом, в жару, если сначала проветрить раскаленный салон, а потом включить кондиционер вместе с рециркуляцией, охлаждение пойдет куда быстрее. Системе не придется постоянно бороться с порциями нового горячего воздуха с улицы. Это же снижает нагрузку на компрессор кондиционера и может немного сократить расход топлива. Зимой, для быстрого прогрева, тоже можно на короткое время включить этот режим, чтобы печка не отапливала улицу. Но помни про стекла!
Наша компания Mr.Glushitel уже более 5 лет специализируется на доработке и ремонты выхлопных систем автомобилей. В частности:
- мы удаляем катализаторы (проводя бесплатную диагностику перед процедурой);
- меняем гофры глушителя;
- удаляем сажевые фильтры (физически и программно);
- устанавливаем механические и электронные обманки
На все работы мы даем 720 дней гарантии. Чтобы просчитать стоимость работ на вашем автомобиле и получить 15%-ую скидку на все услуги (акция для читателей ДЗЕНа) - переходите на сайт нашей компании и заполняйте форму
Вот и весь секрет. Кнопка рециркуляции - это не просто переключатель, а инструмент для адаптации к дорожной обстановке. В условиях загазованности она создает барьер для твоего здоровья. Но из-за риска накопления углекислого газа ей нельзя злоупотреблять. Короткие сеансы в пробке - отлично. Многочасовое использование на трассе - плохая идея. Запомни: лучшая стратегия - это разумный компромисс между чистым и свежим воздухом. Дыши свободно и езжай безопасно.