ГКД - это аббревиатура Государственного Кремлёвского дворца - того самого, который до 1993 года носил название КДС - Кремлёвский дворец съездов. Это здание было построено на территории Московского Кремля рядом с Троицкой башней в 1961 году по инициативе Никиты Хрущёва, по проекту архитектора Михаила Посохина, для проведения съездов КПСС. В свободные от проведения партийных съездов дни, в КДС, как и сейчас - в ГКД, можно было сходить на концерт, на балет или на "Ёлку" в новогодние праздники.
Огромное пространство в центре дворца занимает бывший зал заседаний, превратившийся теперь только в концертный зал, рассчитанный на 6000 мест.
Как в лучших театральных залах, в концертном зале ГКД есть: и огромная сцена, оснащённая всем необходимым для смены декораций оборудованием; и оркестровая яма, приспособленная для размещения большого симфонического оркестра.
С огромной сценой ГКД может посоперничать разве что историческая сцена Большого театра. На сцене ГКД выступают разные балетные коллективы, как-то раз мы в ГКД ходили на балет "Лебединое озеро" в постановке цирковой государственной балетной труппы из Китая. Но есть в ГКД и свой театр "Кремлёвский балет", основанный народным артистом РФ - Андреем Петровым.
Мы смотрели балет "Дон Кихот" в ГКД именно в исполнении артистов "Кремлёвского балета", в постановке Владимира Васильева, взявшего за основу роман Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", классическое либретто Мариуса Петипа и музыку Людвига Минкуса.
Балет "Дон Кихот" исполняют многие именитые балетные театры. В этом году летом балет "Дон Кихот" на сцене РАМТа исполняли артисты "Русского Классического Театра Балета", в постановке которого - Дон Кихот и Санчо Панса въезжают на сцену верхом: рыцарь - на белом коне с именем Парус, исполняющем роль Росинанта; а оруженосец - на сером ослике Стёпе. Мы видели белого коня Парус, правда без Стёпы, перед РАМТом в этом году, и даже сняли его на видео. Другие балетные театры, насколько мне известно, давно отказались от использования в постановках балета "Дон Кихот" любых животных после комичного "казуса", произошедшего с ослом и кобылой, решившими "заняться любовью" прямо на исторической сцене Мариинского театра во время представления.
Появление живых лошадей на сценах театров, вообще-то не редкость. На исторической сцене Большого театра, например, в опере "Царская невеста" актёр, исполняющий роль Ивана Грозного, реально верхом "разъезжает" на живом коне. На моём канале даже можно посмотреть видео с этим эпизодом.
В балете "Дон Кихот" в исполнении труппы "Кремлёвского балета" - и рыцарь, и его оруженосец - выходят на сцену пешком, хотя в программке написано: "В разгар веселья на площадь въезжают Дон Кихот и Санчо Панса".
Впрочем, если бы даже на сцену ГКД действительно легендарный рыцарь со своим оруженосцем въезжали верхом, я бы не смогла снять этот выезд - съёмка в ГКД на спектаклях запрещена, так что несколько отдельных снимков мне удалось снять только с риском "порицания" в первом отделении балета.
Состоит первое отделение балета "Дон Кихот" из двух картин. Вторая картина завершается схваткой Дон Кихота с крыльями мельницы, которую рыцарь принял за злого волшебника, угрожающего прекрасной Дульсинее. За воображаемую Дульсинею влюблённый и зачарованный Дон Кихот принимает юную Китри - дочку трактирщика, невесту цирюльника Базиля. В Китри влюблён ещё и знатный дворянин - незадачливый Гамаш. Вокруг истории взаимоотношений между Китри, Базилем и Гамашем и "закручен" роман, по мотивам которого Мариус Петипа написал либретто для балета "Дон Кихот". Сам простодушный Дон Кихот представлен в либретто второстепенным персонажем. Кроме истории влюблённой пары - Китри и Базиля, в либретто Петипа прописан роман ещё одной очаровательной пары - танцовщицы Мерседес и тореадора Эспада. Вот как раз сцену с танцами, в которых участвуют Китри, Базиль, Мерседес и Эспада, мне и удалось снять до антракта.
В антракте первым делом мы отправились снимать установленные в фойе ГКД роскошные кареты, у которых на бегу успели сфотографироваться перед началом спектакля. Эти расписные кареты, украшенные - одна - под Хохлому, вторая - под Гжель, третья - в стиле Жостовской росписи, привлекали внимание всех посетителей, особенно - китайцев, пришедших в ГКД посмотреть и на прославленный русский балет, и на сам Кремлёвский дворец.
В переполненном фойе мне с трудом удалось снять все кареты без позирующих на их фоне любителей селфи в антракте. Ещё сложнее было выбрать момент, чтобы сфотографировать без посторонних в кадре все картины на выставке "Связь поколений" с работами Сергея Николаевича Андрияки и его талантливых дочерей.
Сергей Николаевич Андрияки - один из ведущих в мире мастеров акварельной живописи, оставивший потрясающее наследие, которое насчитывает несколько тысяч акварельных произведений. Он основал в 1999 году Школу и Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Сейчас в Академии работает проректором дочь Сергея Николаевича - художница Софья Андрияки. Сергей Николаевич умер в 2024 году. Свою любовь к акварельной живописи мастер передал своим трём дочерям. На выставке в ГКД было представлено более ста акварельных работ с изображением натюрмортов с цветами и пейзажей с храмами России. Эти картины на выставке "Связь поколений" в ГКД можно было увидеть до 30 ноября. Располагалась выставка в фойе Кремлёвского дворца на уровне балкона, над центральным банкетным залом, в котором в антракте работал буфет.
Раньше буфет размещался на последнем уровне здания, над балконом, но 18 ноября, когда мы ходили в ГКД, привычный нам верхний буфет был закрыт. А были, помнится, времена, когда в тогда ещё КДС мы ходили не столько ради концерта или балета, сколько ради буфета, чтобы съесть там в антракте жульен и купить набор конфет в подарочной коробке.
Билеты в КДС нам чаще доставались по распределению - в институте или на работе, как правило - на балкон. В этот раз мы смотрели балет "Дон Кихот" со второго ряда правого крыла, но в антракте, по старой памяти, заглянули и на балкон, чтобы снять сверху весь зрительный зал Кремлёвского дворца.
С наших мест сцену в целом было видно всю, но обзору немного мешали канаты, натянутые между столбиками, установленными для ограждения боковой площадки, расположенной над правой стороной оркестровой ямы.
Фотографии с поклонами артистов сняты хоть и уже "легально", без строгого контроля охраны, но почти все - с влезающими в кадр канатами.. Зато, на некоторых фотографиях в кадр попал сам Дон Кихот. Его роль исполнял впервые Арсений Соснович. В роли Санчо Пансы выступал - Марк Ганеев.
Основные роли в балете "Дон Кихот" исполняли:
Лоренцо, трактирщик - Сергей Васюченко;
Китри, его дочь - лауреат международных конкурсов Дарья Канделаки;
Базиль, цирюльник - заслуженный артист РФ Даниил Росланов;
Гамаш, знатный дворянин - лауреат Всероссийского конкурса хореографов Никита Высоцкий;
Мерседес, уличная танцовщица - лауреат Всероссийского конкурса - Алина Каичева;
Эспада, тореадор - Эдгар Егиазарян;
Амур - Яна Буравчикова.
Балет "Дон Кихот" не зря называют самым ярким и весёлым балетом о жаркой испанской любви. Впечатления от выступления остались самые восторженные - и от страстных танцев с испанским колоритом, и от зажигательной музыки, блистательно исполненной музыкантами симфонического оркестра радио "Орфей".
Вышедшие на поклон артисты после спектакля, по традиции, вызвали из оркестровой ямы дирижёра - заслуженного артиста РФ Сергея Кондрашева - художественного руководителя симфонического оркестра радио "Орфей". С театром "Кремлёвский балет" Сергей Кондрашев сотрудничает с 2008 года.
Сам же театр "Кремлёвский балет" был создан в 1990 году. В репертуаре театра, кроме "Дон Кихота", ещё такие знаменитые балеты, как "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и "Жизель". Все эти спектакли мы смотрели в разных театрах, в исполнении других балетных коллективов: "Спящую красавицу" - в Михайловском театре Санкт-Петербурга, "Щелкунчика" - в РАМТе в Москве, "Лебединое озеро" - в питерском Александринском театре, "Жизель" - в московском зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. О балете "Щелкунчик" я уже рассказывала в одной из своих предыдущих статей, об остальных спектаклях я постараюсь написать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.