Сергей Мазаев 7 декабря отметит 66-летие. Накануне дня рождения солист «Морального кодекса» в студии Радио «Комсомольская правда» побеседовал с ведущим Александром Нуждиным о музыке и о личном.
«Сыграл блатного певца»
- Сергей, я не знал, что ты снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя»... (См. «Справку «КП».)
- Это был маленький эпизод, я его даже не запомнил. А спустя годы меня начали называть артистом кино: мол, снимался у Говорухина.
- Но есть в твоей актерской биографии «Карнавальная ночь-2» и «Новейшие приключения Буратино».
- «Обитаемый остров» Бондарчука...
- У «Карнавальной ночи-2» в «Кинопоиске» рейтинг 2.7, «Буратино» - вообще 2.4. Как тебя занесло в эти фильмы?
- Когда мне сказали: тебя хочется видеть Эльдар Александрович Рязанов, у меня лысина дыбом встала - так я офигел. Представляете, какая честь! Это же величайший режиссер. Мы с ним даже песню совместно сочинили. По сюжету в «Карнавальной ночи-2» все происходит в клубе. Я играю блатного певца - Саньку Таганско-Краснопресненского. Так появилась песня «Здравствуйте, мама, я вернулся, мама, я откинулся». Типа уголовная лирика.
«Хотели быть дипломатами»
- Многие музыканты из прошлого сейчас ринулись на сцену, хотя давно потеряли голос... Как ты себя чувствуешь на сцене?
- Значительно естественнее. Занимаюсь собой, своим телом. Надо любить свое тело, потому что это единственный дар, который Господь или природа - назовите как угодно - дали тебе бесплатно. А то, что человек получает бесплатно, он, как правило, не бережет. Я тоже распустил себя на фоне звездной болезни. Короче, лень у всех главный противник, потому что она биологически встроена в организм для экономии энергии мозга.
- Я смотрю, ты подкованный.
- Я этим увлекаюсь просто, читаю.
- По поводу увлечений и образования. Ты же экономист?
- Незаконченный. С третьего курса ушел. Я после математической школы, когда все мои одноклассники поступили в технические вузы, стали инженерами, поступил в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова (по классу кларнета. - Ред.). И после первого курса меня забрали в армию. Мне помогли друзья: я устроился в оркестр Академии Жуковского в Москве. Служил два года с очень хорошими музыкантами, там были ребята уже после консерватории. Мне вообще повезло: я постоянно находился с людьми, которые лучше меня как мастера. Мне всегда было к чему тянуться. Потому что меня сделали учителя. Я рос в сложной социальной среде, все мои родственники - простые рабочие люди.
После армии друзья говорят: зачем тебе нужны эти пыльные оркестровые ямы Большого театра, интриги из-за поездок за границу? Мы тогда все хотели одного - джинсы, жвачка, Америка. Хотели быть дипломатами, разведчиками, кем угодно, лишь бы за границу попасть. В армии я окончил курсы кандидатского минимума английского языка. И после армии, вне конкурса, конечно (иначе бы я никогда не поступил ни в какой университет), меня приняли на экономику зарубежных стран в МГУ. Экономика зарубежных стран, международная журналистика, экономическая география зарубежных стран - эти специальности были бесконечно популярными, конкурсы были по несколько сот человек на место. Я пролез туда.
- В армии ты участвовал в трех парадах на Красной площади...
- Это было событием! Парад, конечно, захватывает, ты чувствуешь себя частью мощного гигантского целого.
- Об армии у тебя остались хорошие воспоминания?
- Это одни из лучших лет в моей жизни. Я слышал тогда уже про дедовшину в армии. У нас этого просто не могло быть.
- Считаешь, каждый мужчина должен отслужить?
- Я не думаю, что должен, все зависит от того, в какой ситуации ты находишься. Если ты чувствуешь, что это твоя страна, видишь, что государство реально заботится о тебе, - то да. Мы с Вовкой Бачуриным, трубачом, в 1980 году (у нас уже дембель должен быть в мае) пошли в политотдел писать заявление - попросились добровольцами исполнять интернациональный долг. Нас выгнал замполит: пошли к черту отсюда вон со своими кларнетами. Он спас нас. Мы были все как-то заодно. Были зомбированы - не зомбированы, как угодно это назовите, но было полное ощущение причастности к тому, что происходит в стране.
«Сын мне как внук»
- Твои младшие дети изучают музыку (речь об Анне и Петре, а кроме того, у артиста есть сын от первого брака Илья. - Ред.)?
- С дочкой я не смог совладать, она бросила заниматься с третьего класса. А сына я все-таки дожал.
- Он что-то привносит в твою жизнь музыкально?
- Нет. Зачем? У них совсем другая музыка актуальна. Он мне хоть и сын, но как внук - родился, когда мне было уже 50 лет. Другое поколение. Другие взгляды на жизнь.
- У тебя есть друзья среди музыкантов?
- Конечно. Есть близкие друзья, такие как Игорь Матвиенко, Игорь Бутман, с которыми мы по 40 лет уже рядом. С Аленой Свиридовой мы друзья, с Натальей Ветлицкой. Сосо Павлиашвили ко мне приходил недавно на концерт. Очень дружим с Гариком Сукачевым. Я был в первом составе «Неприкасаемых», мы начинали все это. Очень много друзей на самом деле. Просто стареем, лень уже. Многие бросили пить.
- Да, это немножечко выбивает из социальной среды.
- Бабуинство уходит. Человеческое больше проявляться начинает.
«Справку «КП»
Сергей Мазаев сыграл небольшую роль саксофониста в ресторане «Астория» в фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979). Это было его первое появление на кино-экране.
А В ЭТО ВРЕМЯ
«Просто угощать колбасой - слишком обычно»
- Ты каждый год устраиваешь концерты в свой день рождения...
- Да, с недавних пор я решил, что просто колбасой угощать слишком обычно.
- На этот раз концерт будет в Театре эстрады.
- Это была моя давнишняя мечта, потому что мой оркестр, который я собираю для этого мероприятия, состоит из лучших музыкантов, и он эстрадный. Не джазовый, не симфонический, а эстрадный оркестр, типа как у Джеймса Ласта. С вокальной группой, со скрипками, с аккордеоном. В программе будут мировые хиты, шлягеры советских композиторов и, конечно, песни «Морального кодекса».
- А почему ты в свой день рождения выступаешь не с родной группой?
- Нет, родная группа будет присутствовать. Просто оркестр - это тоже «Моральный кодекс», состав практически тот же. Изначально я собирал этот оркестр 13 лет назад именно для того, чтобы исполнять музыку, нехарактерную для «Морального кодекса». Выступал до этого на бенефисах Ларисы Голубкиной, Олега Анофриева. И постоянно делал аранжировки каких-то там «Давай закурим», мне предлагали исполнять песни, которые характерны для этих наших звезд. Для этого мы создали такой оркестр.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru