Помимо безударных гласных, у нас могут возникать трудности с написанием парных (по глухости-звонкости) согласных в корне. При их произношении мы также слышим одно, а писать надо совершенно другое. Правильное написание следует уточнять с помощью проверочных слов. Потренируемся на примере из упражнений.
Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 212
Как выполнить задание
°
Написание выделенных и пропущенных букв следует проверять, потому что эти буквы под сомнением: при произношении мы слышим другие звуки. Чтобы выполнить проверку, следует подобрать проверочные слова, в которых эти звуки слышатся отчетливо.
Проверяем написание пропущенных букв:
Стоя́ли, потепле́ло, снежо́к (снежко́м), пороши́ло, молоды́м – безударные гласные в корне. Проверочные слова (в них сомнительные гласные стоят под ударением): сто́я, тёплый, сне́г, поро́ша, мо́лодость, моло́дчик.
Морозцы – непроверяемая гласная в корне, словарное слово.
Проверяем написание выделенных букв:
Морозцы, мягкий, снежком – правописание парных звонких/глухих согласных в корне слова. Проверочные слова (после сомнительных согласных стоит гласный звук): морозец, мягонький, заснеженный.
°
Вставляем пропущенные буквы:
°
Для слов, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Морозцы
1. Лексическое значение:
Морозцы – небольшие, легкие, незначительные морозы.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: морозцами, морозцу, морозец. При этом в слове исчезла буква ы. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: морозцы.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: морозцы.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: мороз, морозный, заморозки. Общая одинаковая часть во всех словах – -мороз-. Это корень: морозцы.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ц-. Выделяем суффикс в слове: морозцы.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Снежком
1. Лексическое значение:
Снежок – легкий небольшой снег или шарик, слепленный из снега.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: снежку, снежка, снежок. При этом в слове исчезло буквосочетание ом. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: снежком.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: снежком.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: снежный, заснеженный, снежинка. Общая одинаковая часть во всех словах – -снеж-. Это корень: снежком.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -к-. Выделяем суффикс в слове: снежком.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 213
Как выполнить задание
°
Указываем, какой звук обозначают выделенные буквы:
°
Когда парные звонкие/глухие согласные стоят перед другими глухими согласными или в конце слова, они звучат сомнительно. Чаще всего в таких случаях мы слышим глухой звук. В упражнении это слова: сапожки, лебедь, узкий, ловкий (слышим сапо[ш]ки, лебе[т’]ь, у[с]кий, ло[ф]кий). Чтобы правильно обозначить эти звуки на письме, их нужно проверить: подобрать к словам однокоренные проверочные слова.
Задание 214
Как выполнить задание
Чтобы на письме правильно обозначить парные согласные звуки в словах, следует подобрать к каждому слову проверочные слова. В проверочном слове сомнительный согласный должен стоять перед гласным звуком или согласными звуками [в], [л], [м], [н], [р].
°
Подбираем проверочные слова (слово в другой форме и однокоренное слово):
(Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазной) глаз, (клювом, клювик) клюв, (шарфом, шарфик) шарф, (чертежи, чертёжный) чертёж, (в шалаше, шалашик) шалаш, (кусты, кустовой) куст, (льдом, ледяной) лёд.
Задание 215
Как выполнить задание
°
Слова из текста, в которых парный согласный звук под сомнением и его написание нужно проверить: лапках, задумав, вод, лёд, снег, брег.
Для проверки следует подобрать слова, в которых сомнительный согласный звук стоит перед гласным звуком или другими согласными звуками (НЕ глухими).
Проверочные слова: лапы, задумывал, водный, ледовый, снега, береговой.
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Лёд [л’о́т] – 1 слог;
л - [л’] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
ё - [о́] – гласн., ударн.;
д - [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
3 б., 3 зв.
Задание 216
Как выполнить задание
Слова из предыдущего упражнения, которые автор употребил для описания первого снега: весёлый, мелькает, вьётся, звезда́ми падая.
°
Составляем свой текст:
Задание 217
Как выполнить задание
°
Данные в упражнении слова можно считать проверочными.
Подбираем к ним однокоренные слова с сомнительным парным по глухости/звонкости согласным звуком на конце слова или перед другим парным согласным звуком. Записываем по образцу. В корне подчеркиваем букву, которой мы обозначили парный по глухости/звонкости согласный звук:
°
Для слов, помеченных цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Дороженька
1. Лексическое значение:
Дороженька – ласковое название дороги.
Это имя существительное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: дороженьку, дороженькой, дороженьки. При этом в слове исчезла буква а. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: дороженька.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: дороженька.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: дорожный, дорога, дорожка. Общая одинаковая часть во всех словах – дорож- (дорог-). Это корень: дороженька.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -еньк-. Выделяем суффикс в слове: дороженька.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Ледяной
1. Лексическое значение:
Ледяной – холодный на ощупь или сделанный изо льда.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: ледяные, ледяная, ледяному. При этом в слове исчезло буквосочетание -ой. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: ледяной.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: ледяной.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: ледовый, ледянка, подлёдный. Общая одинаковая часть во всех словах – -лед-. Это корень: ледяной.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ян-. Выделяем суффикс в слове: ледяной.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
Задание 218
Как выполнить задание
°
Выбираем из скобок правильную букву и объясняем, почему выбрали именно её. Для этого подбираем проверочные слова:
Кана(ф, в)ка (канава), шка(ф, в)чик (в шкафу), ко(к, г)ти (коготок), ло(к, г)ти (локоток), зама(с, з)ка (мазать), про(с, з)ьба (просить), ре(с, з)ьба (резать), блю(т, д)це (блюдечко), сковоро(т, д)ка (сковороды), перча(т, д)ка (перчаточка), лягу(ш, ж)ка (лягушачья), крова(т, д)ка (кровати), подру(ж, ш)ка (подруженька), сала(с, з)ки (салазочки), улы(п, б)ка (улыбаться).
°
Записываем слова правильно:
Канавка, шкафчик, когти, локти, замазка, просьба, резьба, блюдце, сковородка, перчатка, лягушка, кроватка, подружка, салазки, улыбка.
Задание 219
Как выполнить задание
°
Объясняем значение фразеологизма:
Ни пером описать, ни в сказке сказать!
Так говорят, когда хотят подчеркнуть необыкновенную красоту чего-либо, которую трудно передать словами.
Определяем лексическое значение слова:
Невзначай – случайно, ненароком, нечаянно.
°
Подчеркиваем в тексте изученные орфограммы:
Зеленым – безударные гласные в корне, красным – непроверяемые гласные в корне, синим – парные по глухости/звонкости согласные в корне.
°
Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:
Мороз [маро́с] – 2 слога;
м - [м] – согл., звон. непарн., твёрд. парн.;
о - [а] – гласн., безуд.;
р - [р] – согл., звон. непарн., твёрд. парн.;
о - [о́] – гласн., ударн.;
з - [с] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 букв, 5 звуков.
°
Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:
Снежная
1. Лексическое значение:
Снежная – сделана из снега, похожая на снег.
Это имя прилагательное. Слово изменяется.
2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: снежные, снежное, снежный. При этом в слове исчезло буквосочетание -ая. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: снежная.
3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: снежная.
4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: снежок, заснеженный, снежинка. Общая одинаковая часть во всех словах – -снеж-. Это корень: снежная.
5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: снежная.
7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Как в третьем классе выполнить домашнее задание по теме ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 3