Ноябрь 1532. На высоте 2800 метров.
Эрнан Кортес завоевал ацтеков Мексики с помощью политики, союзников и удачи. Его история — это история стратега, который понимал, когда нужно действовать мечом, а когда — словом.
Франсиско Писарро — совсем другая история.
Если Кортес был образованным отпрыском мелкой, но все же дворянской фамилии из Эстремадуры, то Писарро был безграмотным бастардом - сынишкой местного ловеласа из того же нищего края Испании. Если Кортес завоевал ацтеков за два года, то Писарро разрушил империю инков всего за несколько месяцев. И если Кортес всё же сохранил какую-то видимость политической игры и дипломатии, то Писарро просто убивал. Убивал врагов, убивал союзников, убивал того, кого нужно было убить, чтобы остаться в живых и заполучить то, чего жаждала его душа.
16 ноября 1532 года на горном плато Перу, в городе Кахамарка, произошло событие, которое историки будут обсуждать следующие пятьсот лет. Горстка испанцев (ученые считают по-разному: от 106 до 300, но все согласны, что их было очень мало) встретили на горной площади императора инков Атауальпу с его приближёнными и свитой в несколько тысяч человек.
Это история о том, как один безжалостный авантюрист убил бога.
Мальчик, который был свиньей, но мечтал быть королём
Франсиско Писарро родился приблизительно в 1478 году в городе Трухильо в Эстремадуре — том же беднейшем краю Испании, который подарил миру Кортеса и его соратников. Различие в одном: Кортес был сыном дворянина, а Писарро — незаконнорождённым сыном офицера.
Его отец Гонсало Писарро (звали его «Длинный» или «Римский» за его годы службы в итальянских войнах) был человеком знатным и влиятельным. Его мать — простая женщина, служанка при дворе. Францу́сько, как его называли, не получил никакого образования. Он не был обучен грамоте и оставался неграмотным всю жизнь. В молодости Писарро пас свиней. Да, будущий завоеватель империи пас свиней в окрестностях Трухильо. Это было унизительно, но это была работа, доступная для незаконнорождённого бедняка. Его отец и легитимные дети жили другой жизнью. Францу́сько был посторонним даже в своей собственной семье.
Когда ему исполнилось семнадцать лет Франсиско завербовался королевскую армию и прослужил там какое-то время (причем принимал активное участие в сражениях в Италии). Вернувшись после службы в родную Эстремадуру, Писарро понял: в Испании у него нет будущего. Здесь он всегда будет бастардом, свинопасом, никем. Но где-то на западе, через океан, есть новый мир, где каждый человек может переписать свою историю, если он достаточно амбициозен и удачлив.
И вот около 1500 года молодой Писарро завербовался на службу к своему земляку дону Николасу де Овандо, который вскоре и взял юного завоевателя в Новый Свет.
Франсиско участвовал в экспедициях по берегам Южной Америки. Писарро работал как наёмник, как солдат, как майордом. Всего через два года он примкнул к Алонсо де Охеда, который основал испанское поселение Ураба и назначил комендантом Франсиско.
В 1513 году он поучаствовал в знаменитом переходе Васко Нуньеса де Бальбоа через Панамский перешеек — историческом путешествии, где европейцы впервые увидели Тихий океан с американской стороны.
Писарро — не герой этого путешествия. Но на момент 1519-1523 годов он уже был не бедным крестьянином, а вполне обеспеченным и уважаемым офицером, конкистадором, в этот самый период он как раз жил в Панаме, как колонист, будучи избранным мэром этого нового поселения.
Примерно в этот момент всем стало известно об удивительном завоевании Кортеса и богатстве местных диких племён. Испанцы с горящими глазами бросились искать золото по всей Америке, но, в отличии от большинства, Писарро знал, что и где ему нужно искать… До него не один раз доходили слухи о сказочно богатом народе инков, что живут в районе Перу.
Партнёрство, золото и королевское разрешение
Слухи о золотой империи Писарро слышал не в первый раз. Но к 1520-м годам он решил действовать по серьёзному. В 1524 году Писарро объединился с Диего де Альмагро — другим авантюристом, и священником Эрнандо де Люке, который обеспечил финансирование экспедиции.
Их соглашение было простым: разведать берега южнее Панамы, найти золото, «реквизировать» золото, стать богатыми. План прост и элегантен.
Однако первая же экспедиция (1524-1525) обернулась неудачей. Болезни, голод, враждебные индейцы. Сам Писарро чуть не погиб, а Альмагро потерял глаз. Но они больше разузнали о земле, которая лежала дальше: Перу. Они видели золотые украшения, которыми торгуют местные индейцы. Но никаких золотых городов или хотя бы золото хранилищ найдено не был. Но они поняли, что легенды о золотой империи — не сказки.
Вторая экспедиция (1526-1528) вышла лучше. Писарро с Альмагро и присоединившимся к ним опытным лоцманом Бартоломе Руисом со своими людьми дошёл до города Тумбеса — первого города империи инков. Они лицезрели большие дома, каменные постройки, организованное общество, цивилизацию. Видели женщин в дорогих одеждах, видели, как индейцы поклоняются богу Солнца. Здесь Писарро и Альмагро разделились, последний отправился в Панаму за подкреплениями и провизией, а Франсиско встал лагерем у реки Сан-Хуан. Руис же отправился дальше на юг вдоль побережья, по ходу экспедиции он захватил плот, на котором инки перевозили товары: изделия из золота и драгоценных камней, а также зеркала, накидки из хлопка и шерсти, серебряную посуду. Захватив в плен троих человек и сокровища, Руис присоединился к Писарро и повел экспедицию на юг для исследования побережья Эквадора.
Они достигли устья реки Тумако. Испанцы страдали от изнуряющей духоты, от голода и тропических болезней, люди умирали. Отряд потерял значительную часть воинов, а те, кто уцелел, отчаянно молились о возвращении. Экспедиция продолжалась лишь благодаря фанатизму Писарро. По легенде, он мечом на песке начертил линию, бросив солдатам вызов: кто пересечет ее, тот останется с ним. Первым перешагнув черту, он сказал оробевшим сподвижникам: «Кастильцы! Этот путь ведет к Перу и богатству, тот путь — к Панаме и нищете. Выбор за вами!». На это решились 13 смельчаков, продолжавших верить обещаниям предводителя озолотить их. Они остались с Писарро, остальные отчалили на корабле в Панаму, бросив искателей сказочных сокровищ на произвол судьбы.
Последний Великий правитель Инков Атауальпа (исп. Atahualpa) впервые лично познакомился с испанцами в 1527 г., когда к нему привели людей Писарро (Р.Санчеса и Х.Мартина), высаженных близ Тумбеса для разведки территории.
Разведчиков постигла печальная участь: через 4 дня они были принесены в жертву «богу Вселенной» Виракочу (кечуа Kon-Tiqsi-Wiraqucha), одному из главных божеств Инков. Горстке авантюристов под предводительством Писарро удалось найти империю Инков. Причем, инки встретили немногочисленную команду белых людей гостеприимно и радушно. С этим открытием, подкрепленным подаренными и награбленными золотыми украшениями и несколькими коварно плененными инками, экспедиция в 1528 г. вернулась в Панаму.
Вернувшись в Панаму, Писарро принял историческое решение: ему было уже за пятьдесят, и если он хотел прославиться, то должен был действовать немедленно. Он отправился в Испанию, в Мадрид, добиваться аудиенции у короля Карла I (будущего императора Священной Римской империи). В 1529 году король подписывает «Капитуляция в Толедо» — королевский декрет, который дает Писарро право:
- Завоевать территории южнее Панамы
- Получить титул губернатора завоёванных земель
- Получить определённый процент от добытого золота
На бумаге всё звучало прекрасно. На практике король дал Писарро очень мало ресурсов. Писарро должен был сам набрать людей, сам профинансировать экспедицию, сам рисковать. Если он погибнет — король почти ничего не потеряет. Если он победит — король получит могущество и золото. Это типичный королевский расчёт: минимальный риск для короны, максимальная прибыль, если всё сработает.
Писарро берёт деньги у друзей, у монахов, у торговцев. Собирает солдат в Кастилии — людей, мечтающих о золоте и славе, к слову, забрав с собой еще двух своих младших братьев Гонсало и Хуана и отправляется обратно в Панаму с деньгами и солдатами, в чине генерал-капитана, удостоенный родовым гербом и правом на губернаторство земель в окрестностях Панамы. К концу 1530 года он был готов к третьей экспедиции — той, что стала окончательной.
Путь через горы: 168 человек против империи
В декабре 1530 года флотилия Писарро вышла из Панамы. На борту:
- 168 человек (по некоторым оценкам 180)
- 37 лошадей
- несколько пушек и мушкетов
- священники для крещения
- золотая лихорадка в сердцах каждого из участников
Путь по побережью Перу занял месяцы. Наконец Писарро прибыл в Тумбес — первый город империи инков, который он видел три года назад. Но город сильно изменился. Видно, что здесь недавно была война. Стены разрушены. Жители прячутся в страхе.
Писарро понял, удача улыбнулась ему: в империи инков идёт гражданская война. Несколько лет назад умер великий Ваина Капак. Его сыновья начали войну за трон. Первого сына звали Уаскар — он правил из столицы Куско. Второго — Атауальпа — правил северными землями, из Кито. Атауальпа недавно победил Уаскара в войне, но всё ещё не полностью контролировал империю. Его войска были разбросаны по стране. Это был идеальный момент для завоевателя.
Писарро приказал продвигаться вглубь материка. На побережье его встретили с некоторой подозрительностью, но не враждебно. Люди империи инков, привыкшие к большим армиям и долгим кампаниям, кажется, очень недооценили эту горстку европейцев. Писарро направился в высокие горы Анд. В мае 1532 года его войско усилилось: к нему присоединился его партнёр Альмагро с 150 дополнительными людьми и лошадьми. С этим подкреплением у Писарро было около 300 человек.
По пути они встречали индейцев, которые были недовольны правлением инков. В империи было много народов, завоёванных и подчинённых. Они платили налоги, отправляли людей на военную службу, давали девушек в гаремы инков. И они ненавидели своих властителей.
Писарро, решил повторить уловки Кортеса, он стал говорить этим народам:
«Я — ваш друг. Я помогу вам свергнуть ненавистных инков. Помогите мне, и вы будете свободны»
Некоторые индейцы верили и присоединялись к отряду Писарро. Его армия росла не за счёт испанцев, а за счёт индейских союзников — точно, как у Кортеса.
Высоко в горах, на высоте 2800 метров, Писарро получил новость: Атауальпа находится в городе Кахамарка, в нескольких днях пути. Там горячие источники, которые любят инки. Атауальпа расслабляется, отмечает свою победу над Уаскаром. Это именно то, что было нужно Писарро. Его отряд повернул в сторону Кахамарки.
15 ноября 1532 года испанцы вошли в город. Они увидели большую площадь, окружённую зданиями, храмами, складами. По слухам, Атауальпа со своей свитой находится в нескольких километрах от города, в своём лагере. Писарро отправил послание: он хотел встретиться с великим инку Атауальпу, предложил ему переговоры. Он, конечно, сказал, что пришёл с миром. Атауальпа, окружённый десятками тысяч воинов, был очень уверен в себе. Он согласился на встречу.
16 ноября 1532: резня, которая изменила историю
16 ноября 1532 года, в полдень, Атауальпа вошел в Кахамарку со своей свитой.
По оценкам современников, с ним шло от 3 до 7 тысяч человек — придворные, жрецы, слуги, воины без оружия (они не носили оружие в мирное время). Атауальпа в парадном одеянии: перья священной птицы кецаля, золотые украшения, символы власти. Писарро и его люди ждали вождя, спрятавшись в домах, окружающих площадь.
Атауальпа вышел на площадь и увидел её почти пустой. Перед ним несколько испанцев, вид странный, маленький, легендарных конец с дышащими огнем штуками тоже не видно, смешной даже. Что они могут сделать против его войска?
Затем происходит то, что испанские хронисты описывают примерно так: священник Висенте де Вальверде выходит к Атауальпе с Библией. Он требовал, чтобы Атауальпа подчинился королю Испании и Католической вере. Атауальпа спросил, откуда этот человек узнаёт волю Бога. Вальверде протянул ему Библию и предложил услышать глас Божий. Атауальпа приложил священное писание к уху, ничего не услышал и бросил книгу на землю. Это — сигнал.
Писарро кричит: «Santiago!» — боевой клич испанцев.
Из домов выскакивают испанцы, уже готовые, в доспехах, уже с поднятыми мечами и заряженными пушками и мушкетами.
Испанцы просто врезаются в толпу безоружных индейцев. Мечи рассекают воздух и плоть. Крики, паника, льющаяся кровь. Индейцы, безусловно, пытались бежать, но площадь было окружена. Выхода нет. Конница Писарро врезалась в паникующую толпу снова и снова, сея смерть. Лошади, которых инки никогда не видели в таком боевом применении, казались монстрами.
За несколько минут погибло от 5 до 7 тысяч индейцев (историки спорят о цифре, но все согласны, что это были тысячи!). Испанцы теряют... никого. Ни одного убитого испанца, только одна раненная лошадь.
Писарро, возглавляя отряд пехоты лично направился к Атауальпе, который пытался вырваться из толпы, и схватил его за руку. Писарро не верил в индейских богов. Он коснулся Атауальпы (что было своего рода «табу» для индейцев, ведь вождь — это Бог во плоти и к нему нельзя прикасаться) и захватывает его в плен. После этого индейцы, видя, что их бог в цепях, впали в панику и отчаяние. Последнее сопротивление было сломлено.
Армия, которая должна была сокрушить горстку иностранцев, распалась. За один день, за несколько часов Писарро захватил императора мира и его империю. Это самая успешная ловушка в истории войны. Писарро сделал то, что в учебниках по военной стратегии считалось невозможным: он одержал полную победу против врага, который численно превосходил его в 100 раз, не потеряв ни одного война.
Комната золота: 13 400 фунтов того, ради чего люди убивают
После захвата Атауальпа стал ценнейшим «активом» в руках Писарро, заложником. Инки верели, что их правитель — это бог, живой бог Солнца. Его смерть означала конец вселенной. Поэтому его должны были освободить, любой ценой. Писарро отлично понимал это. Атауальпа предложил в обмен на жизнь:
«Я заполню комнату золотом высотой до моей поднятой руки. И дважды столько же серебром»
Комната, где Атауальпа находится в плену, имела размеры примерно 6,7 метра в длину, 5,2 метра в ширину и 2,4 метра в высоту.
Писарро был согласен.
Началось: Атауальпа отправил гонцов по всей империи. В Куско, в каждый город, в каждый храм он послал один приказ: соберите золото, соберите серебро и отправьте в Кахамарку. В течение нескольких месяцев золото всё прибывало и прибывало. Из портов приносили тяжелые сундуки. На собственных спинах люди несли золотые украшения, золотые тарелки, золотые кубки, всё золото, что находили, золото, золото, золото, очень много золота.
Комната начинала постепенно заполняться.
Историки расходятся в цифрах, но примерно получается так:
- 13 400 фунтов чистого золота (около 6 тонн)
- Примерно в два раза больше серебра
- В пересчёте на современные деньги — примерно 850 миллионов долларов по текущему курсу (хотя реальная ценность может быть намного выше)
Писарро и его люди смотрели на это золото с религиозным трепетом. Они никогда не видели столько богатства в одном месте. Они всё понимали. Король Испании получит свою «королевскую пятину» — 20% от всего ими полученного. Остальное будет поделено между Писарро и его людьми. Даже простой солдат, самый младший, получит примерно 45 фунтов золота и 90 фунтов серебра. Этого хватит на всю оставшуюся жизнь, причём очень и очень роскошную жизнь. Писарро получит примерно в 14 раз больше, чем обычный солдат. Плюс золотой трон Атауальпы, который весил 183 фунта и был сделан из 15-каратного золота (625 проба).
Но была проблема. До Писарро дошли некоторые слухи: где-то в горах генерал Атауальпы — человек по имени Руминьяви собирает армию в 100-200 тысяч человек, чтобы освободить своего императора. Писарро находился на горном плато. Если Руминьяви действительно прийдет сюда с сотней тысяч воинов, Писарро и его люди будут просто сметены, как ураганом. Писарро принял решение: Атауальпа не может быть освобождён. Он слишком опасен. Живой Бог — это угроза. Мёртвый Бог— это конец сопротивления.
Писарро устрил суд. Он обвинил Атауальпу в нескольких преступлениях:
- Прелюбодеяние
- Язычество и идолопоклонство
- Мятеж против испанского короля
За всё это полагается смертная казнь.
Суд, конечно, был очень театральным. По факту это не суд — это спектакль для придания законности убийству.
26 июля 1533: смерть Бога
26 июля 1533 года Атауальпа выводят на главную площадь Кахамарки.
Первоначально Писарро приказал сжечь Атауальпу — это был надлежащий способ казни еретика по испанским законам. Но священник Вальверде предложил Атауальпе сделку: если он примет католическую веру, он избежит сожжения. Его просто задушат — быстрая смерть, не мучительная. Атауальпа, всю жизнь веривший в то, что он — это живой бог, что его душа воссоединится с богом Солнца после смерти, принимает крещение. Он верит, что последний шанс спасти свою душу — это принять веру этих чужеземцев. Его называют Доном Фелипе (в честь испанского принца, будущего короля Филиппа II).
Затем Атауальпу задушили. Гарротом.
По одному из свидетельств, Писарро плакал. По-другому, он оставался холоден и мрачен. Историки спорят. Но, несомненно, одно: Писарро принял решение убить человека, который уже наполнил для него комнату золотом, который уже выполнил своё обещание, но Писарро убил его, не смотря ни на что. Король Испании позже осудил это деяние. Но к тому времени Атауальпа уже был мёртв, и ничего изменить было нельзя.
После смерти Атауальпы Писарро приказал оставить его тело на площади всю ночь, чтобы все видели: бог мёртв, чудо-вождь лежит как обычный человек. Это психологический удар, который разбивает сопротивление империи. Когда известие о смерти Атауальпы дошло до генерала Руминьяви, он не пришел в Кахамарку. Не было смысла спасать мёртвого бога.
Писарро убил не человека. Писарро убил символ. Он убил веру. Он убил саму возможность сопротивления.
Путь на юг: завоевание столицы империи
После смерти Атауальпы Писарро мог бы остановиться. Он уже богат. Он уже завоевал половину империи. Но Писарро понимал: он должен захватить столицу Куско — сердце империи. Если он не возьмёт Куско, его власть останется неполной. В итоге, Писарро договорился с Тупаком Уальпой (единственным оставшимся в живых Братом Атауальпы).
Летом 1533 года Писарро отправляется дальше, на юг, в высокие горы, в сторону столицы. По пути его люди грабят храмы, ломают статуи богов, грабят святилища. В храме Пачакамака (святилище, считавшееся священнейшим местом империи) испанцы собирают столько золота, что его просто не на чем вывозить.
Но они продвигались не без сопротивления. Некоторые генералы Атауальпы всё ещё командовали войсками. По пути к Куско произошло несколько боёв:
- Битва при Вилкакамка (8 ноября 1533) — испанцы едва не попали в засаду, но чудом выжили.
- Битва при Саксауамане (непосредственно при Куско) — быстрая, решительная победа испанцев
15 ноября 1533 года Писарро вошёл в Куско — столицу империи инков, которая считалась одним из чудес света. Город поразил его людей так же, как Теночтитлан поразил людей Кортеса.
Каменные постройки, совершенная архитектура, огромные складские комплексы, дороги, исходящие от центра во все стороны. Но главное — храм Кориканча, древнейший храм инков, полностью покрытый золотом изнутри.
Писарро приказал разобрать Кориканчу. Испанцы медленно и методично срывали золотые листы со стен, с потолков. Каждый, даже маленький кусок золота шёл на переплавку в золотые слитки. Империя инков, которая существовала несколько веков, которая охватывала территорию от современной Колумбии до Чили — пала за несколько месяцев.
Лима: столица нового мира
После захвата Куско, Писарро де факто захватил всю империю, что дало огромный скачок переселения испанцев в Южную Америку и приток новых конкистадоров, которые продолжали расширять территории. Франсиско понимал, что он не сможет править из столицы, высоко в горах. Во-первых, потому что Куско слишком далеко от моря, от источников снабжения. Во-вторых, потому что Куско «пахнет» империей инков — там в памяти камней живут боги, памятники, святилища. В-третьих, потому что в Куско будут постоянные восстания. Местные индейцы помнят своих богов, помнят инков.
Писарро решил основать новый город, столицу нового мира, город, который будет полностью испанским. 6 января 1535 года на побережье Перу, в долине реки Римак, Писарро заложил город, который он назвал Сьюдад-де-лос-Рейес «Город королей» (позднее его будут называть Лима).
Город был построен по испанскому плану: центральная площадь, от неё шли улицы в четыре стороны. Вокруг площади — дворец губернатора, собор, административные здания. Затем жилые кварталы. Писарро сделал Лиму столицей не только Перу, но и всей испанской Южной Америки. Отсюда, с берега Тихого океана, управлялись территории от современной Венесуэлы до Чили. Лима стала центром золотого рудника, который назывался Испанская Америка. Отсюда золото и серебро отправляли кораблями в Испанию, в Мадрид, питая испанскую экономику на протяжении столетий.
Писарро, который некогда пас свиней, теперь «пас» целый континент.
Но такой немыслимый успех породил новых врагов.
Раздел добычи: когда друзья становятся врагами
Помните Диего де Альмагро — партнёра Писарро? Того, который пришёл с 150 испанцами на усиление отряда? Альмагро получил гораздо меньшую долю золота, чем Писарро. Между ними постоянно происходили каки-то разногласия. Последним ударом стало то, что Писарро отказался отдавать старую столицу Куско и прилежащие земли в управление Альмагро. Диего затаил обиду.
Между ними начала расти ненависть.
Двое мужчин, которые вместе двадцать лет строили планы завоевания, которые вместе захватили империю, теперь ненавидели друг друга. Золото и алчность разрушило их дружбу.
В 1537-1538 годах происходит «гражданская война» между конкистадорами и мятеж инков.
Суть заключалась в том, что, покинув Куско, Франсиско оставил управлять им своих братьев Гонсало и Хуана, чуть позже к ним присоединился и Эрнандо.
Вместе они пытались вытрясти с индейцев вообще всё, что можно и нельзя. Оскверняли храмы, избавили и унижали людей, насиловали и убивали. Они жестоко издевались над новым назначенным самими испанцами императором инков Манко (сын почившего от болезни Тупака Уальпы), который впоследствии сбежал из Куско и поднял мятеж, вернувшись в старую столицу с огромным войском и выкурил испанцев из города (в прямом смысле выкурил, он поджег город). В этот момент на сцену вышел Альмагро, который был в хороших отношениях с инками и, в частности, с Манко. Он предложил союз новому императору, но тот почему-то отказался. Тогда Альмагро сам захватил Саксауман и пленил Гонсало, который там засел, к слову, именно при этом штурме погиб Хуан (брат Франсиско). Гонсало, однако умудрился сбежать из плена и привел старшего брата на помощь.
Главная битва произошла при Лас-Салинас в 1538 году. Писарро и его братья победили. Альмагро арестовали, осудили и вскоре казнили.
После этого Франсиско начала охоту за Манко, который бежал в горы, куда попасть можно было лишь узкими тропами, идущими через сельву. На этих тропах инки ставили ловушки, сжигали мосты, рубили деревья для создания искусственных завалов. Здесь между гор и джунглей выросла альтернативная столица Империи — город Вилькабамба — собственная вотчина Манку.
Время от времени он совершал отсюда дерзкие набеги на испанцев. Но куда чаще в эти места наведывались конкистадоры. За голову Манко была назначена солидная награда, и многие хотели попытать счастья. Правда, до Вилькабамбы захватчики сумели добраться лишь однажды, когда их повел в бой сам Писарро. Их жестоко разбили, от полного уничтожения конкистадоров спас последний преданный им отпрыск Уайна Капака — младший из братьев — Инка Паулью. Он вывел Писарро и остальных из-под града неприятельских стрел. Паулью, удивительным образом, нашел с испанцами общий язык. Он оставался с ними до последних дней жизни, а те не унижали его и не пытались убить. При отходе от Валькабамбы Писарро захватил в плен любимую жену-сестру Манко. Ту самую, которую Гонсало пытался изнасиловать. Несколько позже она будет убита Франсиско в знак устрашения.
Старого Альмагро казнили по приказу Писарро. Но у Альмагро был сын — молодой человек по имени Диего де Альмагро Младший (El Mozo). Писарро отобрал его имущество, его земли, оставил его нищим. Это была ошибка.
26 июня 1541: мстители
На момент 1541 года Писарро было почти семьдесят лет. Он правил Перу железной рукой. Он казнил врагов, он награждал друзей, он грабил храмы, он основал империю.
26 июня 1541 года Писарро спокойно обедал в своем дворце в Лиме. За столом сидели его близкие люди, его сторонники. Внезапно дверь дворца распахнулась.
В обедню вошли люди — двадцать, может быть, двадцать пять молодых людей, все вооружены. Впереди шёл Диего де Альмагро Младший. Он кричал:
«Смерть предателю!» и «Да здравствует король!»
Писарро медленно встал с кресла. Он не старик — он всё ещё воин. Он сорвал со стены меч и принял неравный бой. Он убил двоих или троих. Но один из ударов попал ему в горло.
Писарро упал. Своей же кровью он написал крест на полу и поцеловал его.
«Иисус!» — прохрипел он и умер.
Он погиб он множественных ран, нанесенных ему в бою.
Писарро, который убил бога, был убит сыном своего давешнего друга. Писарро, который захватил империю мечом, погиб от меча. Писарро, который всю жизнь жил насилием, умер от него же. Вскоре его останки захоронили в Соборе Лимы, где они лежат до сих пор — не как герой на постаменте, а как загадка в могиле.
Две стороны одной медали: гений или демон?
Если смотреть через испанские глаза XVI века — Франсиско Писарро гений военной хитрости.
Он сотворил то, что было невозможно: 300 человек захватили и разрушили государство, которое охватывало 2 600 километров с севера на юг, которым правил человек, считавшийся Богом на земле, которое просуществовало четыре века. Его основание Лимы создало центр испанской мощи, который властвовал над Америкой на протяжении четырёхсот лет.
Его золото питало испанскую казну и европейскую экономику.
Если смотреть глазами перуанца, индейца, инка или чиме́ро — Писарро разрушитель миров. Он убил человека, которого считали Богом. Это не просто убийство — это убийство веры, убийство космоса, убийство вселенной, какой они её знали. Его золото было золотом их святилищ, золотом их храмов, золотом их богов.
Как и в случае с Кортесом оба взгляда верны.
Писарро — не просто герой или просто злодей. Писарро — человек, который прожил жизнь в пространстве между двумя цивилизациями, и его жизнь показывает, насколько беспощадно одна цивилизация может поглотить или уничтожить другую, когда у неё есть технология, удача и воля к насилию (и алчность, конечно).
После завоевателя: гражданская война и наследие
После смерти Писарро в 1541 году Лима превратилась в место конфликтов. Сторонники Альмагро и Писарро продолжали воевать. Его младший брат Гонсало Писарро поднял восстание против королевской власти в 1546 году, убил вице-короля и был схвачен и казнён в 1548 году. Как впрочем был пойман и казнен Диего де Альмагро младший.
Испанская корона поняла, что нельзя оставлять такую мощь в руках одного человека. Она назначила своих вице-королей, которые правили от имени короля, но не обладали столь абсолютной властью. Лима выросла из провинциального испанского города в один из самых богатых городов земли. К XVIII веку она была столицей вице-королевства, которое включало всю испанскую Южную Америку.
Писарро так и не был канонизирован церковью, хотя был католиком. Его останки путешествовали по Лиме, их искали, и их потеряли, его перезахоранивали несколько раз. Даже в смерти он оставался беспокойным, как и в жизни. Его имя осталось в истории как символ консистадорского духа: беспощадного, жестокого, успешного, разрушительного.
Вместе со смертью Писарро закончилась и эпоха отдельных героев-завоевателей. Испанская империя в Америке перешла под контроль бюрократии, королевских чиновников, которые были менее романтичны, но более эффективны.
История конкистадоров — это история людей, которые изменили мир, но за неимоверную цену. Писарро — воплощение этого парадокса.