Ульмигания - "Островное царство" - так называли свою территорию древние обитатели балтийских земель - самбы (сембы), один из племен пруссов. Полуостров Самбия считался до XII в. островом, ограниченным водами Балтийского моря и реками Преголя (Прегель) и Дейма. В целом же, прусские земли, когда племена добились наибольшего расцвета, простирались от Вислы до Немана.
Разделение Ульмигании на 15 (изначально) удельных княжеств, в отличие от русского деления XI века, не способствовало междуусобицам, хотя без мелких стычек в дальнейшем все же не обходилось. Этому способствовало преобладание духовной власти над светской. Последнее слово всегда оставалось за Криве Кривайто. Он был связующим звеном всех племен, имел отнюдь не формальное главенство над всеми их вождями и являлся беспрекословным авторитетом везде и всюду. Даже послы Криве Кривайтиса несли в руке особый знак (кривуле - изогнуты посох), были особо почитаемы и принимаемы во всех балто-славянских землях.
Помимо сеймов, основными прусскими племенами являлись натанги, вармы, барты и надровы. Собирательное название "пруссы" относились к западной ветви балтских племен (наряду с куршами и ятвягами). Они заселяли земли между устьями Вислы и Немана с V - VI вв. н.э. Современные исследования ДНК показывают их генетическую близость к латышам и литовцам.
Но перенесемся еще к более ранним временам. На заре эпохи голоцена, в постледниковый период территорию юго-восточной Балтии стали покрывать широколиственные леса (бук, граб, дуб, липа), формировавшие единый лесной массив gross wildnis. Еще в раннем средневековье он по линии юго-запад-северо-восток пересекал земли между реками Висла и Неман. Свободными от сплошного лесного покрова оставалось междуречье Прохладной (Frisching) и Лавы (Alle), а также Калининградский полуостров, являющийся наиболее возвышенной, пластообразной частью Юго-восточной Балтии. Распространение лесов было неравномерным, что позволяло заселять территорию, не очищая крупные территории от лесов. Янтарный край отличается мягким климатом, незначительным количеством лесов и болот, преимущественно составлен песчаными грунтами.
Самбия (полуостров, максимально удобный для обитания, исторический центр пруссов) обладала удобным географическим положением для переселенцев, которые перемещались из Юго-Восточной Европы в поисках земель. Первоначально переселенцы заняли песчаные острова - архипелаги, предшественники современной Куршской косы, позднее - побережье Северной Самбии.
Эти земли, в эпоху раннего Средневековья явились ареалами, заселенными в Юго-Восточной Балтии в железном веке. Этнонимы поселенцев - эстии (племена, предшествующие заселению прусскими племенами) и пруссы - известны по неоднократным упоминаниям в письменных источниках I - XIII вв. Самбия еще в эпоху поздней бронзы заняла ведущее положение, что во многом связано с характером ее природных условий, рельефа, климата, максимально пригодных для занятий примитивным земледелием и комфортных для проживания. Полуостров Самбия - возвышенный отрезок суши, сложенный преимущественно из песчаных грунтов ледникового происхождения, выгодно отличающийся от окружающей болотной равнины. "...Самбия - это земля с плодородными почвами и изобилующая плодами...окруженная многими озерами и реками. Народ ее, по сравнению с прочими варварами, красив телом, отважен духом, превосходит все соседние народы талантом, искусством и ремеслами", - так писал о Самбии и ее жителях в середине XIII в. Бартоломей Английский (Матузова В.И., 1979).
В первых веках нашей эры памятники археологии Самбии (в основном - грунтовые могильники, шесть городищ и восемь селищ занимали подножья основной моренной террасы в западной части полуострова. Этот поселенческий принцип был связан тягой "венедов" и "вельтов" к разработке янтарных месторождений (скорее всего - броса янтаря в морском прибое) в прибрежной зоне между современным Обзорным - Синявино и контролем над истоками Великого Янтарного пути. Морские волны выбрасывают на берег янтарь, а жители собирают его и употребляют в качестве топлива и для продажи. Находки археологов свидетельствуют о том, что еще 6000 лет назад доисторические охотники-собиратели в этом районе собирали янтарь, делали из него бусы, миниатюрные фигурки и кочи-лодки. Добыча янтаря становится для пруссов средством для налаживания дипломатических контактов с "варварскими" королевствами. Янтарь служил составляющей частью благовоний и лекарственных препаратов (источник: Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. - М.: "Индрик", 2003).
Охота, как впрочем, и рыбная ловля, являлась уже с эпохи мезолита минимум по VII в. н.э. ведущим промыслом местного населения (Кулаков В.И., Тимофеев В.И., 1992). Древние обитатели прусских лесов - тарпаны, олени, косули, туры, кабаны - существовали здесь в изобилии на всем протяжении первой половины II тысячелентия н.э., отдельные виды этих животных сохраняются в прусских лесах и по сей день.
Рыболовство и морской промысел являлись наравне с охотой постоянным источником пропитания жителей земли пруссов, оставаясь таковыми и по сей день. Обилие рек и озер, Куршский и Вислинский заливы, удобные бухты северного побережья Самбии самой природой были предназначены для рыболовства.
Уже в слоях IX в. на поселениях находятся постоянные кочедыки (городища Пасым, Ремель), что указывает на изготовление и ремонт рыболовных сетей. Рыболовные крючки в слое XIII в. на городище Квидин свидетельствуют о применении пруссами индивидуальной рыбной ловли. Информация Петра из Дусбурга о военных действиях середины XIII в. в Надравии содержит данные о разведении пруссами рыб в прудах. Позднее, до XVII в. на юго-восточном берегу Вислинского залива, и ныне богатого рыбой, пруссы приносили часть своего улова жертвы богам Курхо и Барс-доймису, а жрецы предугадывали исход рыбной ловли.
Таким образом, природа полуострова Самбия (ныне Калининградская область) способствовала заселению благодаря географическим особенностям, климатическим условиям, флоре и фауне. Эти предпосылки отразились в истории полуострова, например, в заселении западно-балтийских племен, в формировании центра прусского племенного ареала в раннем средневековье.