Найти в Дзене

Страшно смешно: «Комический полёт» Вязовых без страховки

Рождению этого аттракциона поспособствовал фильм «Цирк», а его создателя Анатолия Вязова принимали за настоящего Чарли Чаплина. Участники эффектного и опасного «Комического полета» выступали без страховочной сетки и однажды на репетиции это чуть не закончилось трагически. Воздушный полет Вязовых, фото отсюда: ruscircus.ru Стоп. Снято. Поехали! «Комический полет», созданный Анатолием Вязовым, стал пародией на «Полет на Луну», номер из музыкальной мелодрамы «Цирк» Григория Александрова, вышедший в 1936 году. Зрители с восторгом смотрели на главных героев – блистательную Любовь Орлову и красавчика Сергея Столярова. Были в фильме и комические персонажи – в роли одного из них, Чарли Чаплина, снялся Анатолий Вязов, глава циркового семейства. Он играл помощника артистов, приехавших работать в советском цирке, и был настолько убедителен в образе, что зрители принимали его за настоящего Чарли Чаплина. Анатолий Вязов в фильме «Цирк» (в образе Чарли Чаплина, справа), скрин видео https://youtu.be/
Оглавление

Рождению этого аттракциона поспособствовал фильм «Цирк», а его создателя Анатолия Вязова принимали за настоящего Чарли Чаплина. Участники эффектного и опасного «Комического полета» выступали без страховочной сетки и однажды на репетиции это чуть не закончилось трагически.

Воздушный полет Вязовых, фото отсюда: ruscircus.ru
Воздушный полет Вязовых, фото отсюда: ruscircus.ru

Стоп. Снято. Поехали!

«Комический полет», созданный Анатолием Вязовым, стал пародией на «Полет на Луну», номер из музыкальной мелодрамы «Цирк» Григория Александрова, вышедший в 1936 году. Зрители с восторгом смотрели на главных героев – блистательную Любовь Орлову и красавчика Сергея Столярова. Были в фильме и комические персонажи – в роли одного из них, Чарли Чаплина, снялся Анатолий Вязов, глава циркового семейства. Он играл помощника артистов, приехавших работать в советском цирке, и был настолько убедителен в образе, что зрители принимали его за настоящего Чарли Чаплина.

Анатолий Вязов в фильме «Цирк» (в образе Чарли Чаплина, справа), скрин видео https://youtu.be/dcRQAKvyR64
Анатолий Вязов в фильме «Цирк» (в образе Чарли Чаплина, справа), скрин видео https://youtu.be/dcRQAKvyR64

Потрепать нервы? Легко!

Образ Чарли Чаплина принес Анатолию Вязову, уроженцу белорусского Гомеля, удачу. В таком амплуа он выступал как воздушный гимнаст-вольтижер и клоун, а затем изобрел собственный номер. Его «Комический полет», в котором артист был главной звездой, стал новшеством в воздушной гимнастике. Вместе с ним выступала жена Татьяна и другие коллеги. Полет под куполом цирка осуществлялся без сетки внизу, которая обычно страхует артистов. Воздушный гимнаст Вязов пролетал мимо ловитора, «падая» до 1,5 – 2 метров от манежа и «подпрыгивал» обратно за счет специальных резиновых амортизаторов. Зрители ахали, охали, наблюдая кульминационные моменты трюка, и облегченно выдыхали, понимая, что все в порядке.

Когда началась Великая Отечественная война, как и многие артисты, Анатолий Вязов стал участником фронтовых цирковых бригад. Позже он вернулся к «Комическому полету», а в шестидесятые в номере работали уже его дети – дочь Виолетта и сын Анатолий.

Вязовы, полет без сетки, фото: ruscircus.ru, russiainphoto.ru
Вязовы, полет без сетки, фото: ruscircus.ru, russiainphoto.ru

Перекрестный полет как жанр

Номер, созданный Анатолием Вязовым, относится к виду воздушной гимнастики, который называется «перекрестный полет». Участвовать в нем теоретически может до 8-9 гимнастов.

Аппарат для таких номеров используется разный. В аттракционе Вязовых это был мостик, трапеция и неподвижная рамка-ловиторка. Артист, играющий «главную роль», перелетал с трапеции в руки ловитора и неожиданно «падал» вниз. При этом к его поясу одним концом были прикреплены тонкие тросы. Другим концом они соединялись с резиновыми амортизаторами аппарата. Таким образом, воздушный гимнаст свободно падал вниз, а перед тем, как приблизиться к манежу, амортизаторы резко сжимались и подбрасывали его вверх, в руки ловитору. Такой принцип называется «батуд наоборот».

В «Комическом полете» главный герой, роль которого выполнял Анатолий Вязов, изображал недотепу, который случайно оказался под куполом цирка, толком не понимал, что нужно делать, и выглядел забавно, вызывая смех и одновременно восторг зрителей.

"Комический полет" Вязовых, фото: ruscircus.ru, russiainphoto.ru
"Комический полет" Вязовых, фото: ruscircus.ru, russiainphoto.ru

«Смертельный номер» на репетиции

Однажды Вязовы репетировали перед вечерним выступлением в Ростове-на-Дону. Тогда в состав номера входили Анатолий Вязов, Федор Фесенко и Константин Шакин. Вязов шагнул в пространство с ловиторской площадки, полетел, как и планировалось, вниз, сработали амортизаторы, гимнаст подлетел обратно, но не совсем до конца. Константин протянул ему руку, чтобы помочь подняться, но инерции амортизаторов не хватило, и Вязова потянуло вниз. Что делать?

На то, чтобы сообразить, были считанные секунды. Артист решил еще раз «упасть» с 15-метровой высоты, крикнул партнеру, чтобы тот его бросил, но он не разжал руку. Теперь падали уже двое, ситуация была критической. Амортизаторы могли не выдержать веса двух тел. Пришлось на лету проявлять чудеса сообразительности, совершать движения, которые помогли бы спасти обоих. Около манежа руки партнеров разжались, Константин мягко упал спиной на тырсу, оставшись целым и невредимым. «Обрадовавшиеся» свободе амортизаторы так швырнули Анатолия вверх, что он пролетел через аппарат, чуть не ударился о купол, и его долго бросало вверх – вниз. Наконец, ужас закончился, и Вязов «пришел» в руки ловитора Фесенко.

"Комический полет" Вязовых, фото: ruscircus.ru
"Комический полет" Вязовых, фото: ruscircus.ru

Наблюдавшие за всем этим артисты, не досмотрев «спектакль» до конца, побежали сообщать директору цирка Гавриилу Алексеевичу Алиеву, что «Вязовы разбились». Он уже был готов уволить знаменитых воздушных гимнастов, чтобы сам цирк не дай бог не закрыли, но Анатолий Вязов подал все случившееся так, как будто это было задумано – обычная репетиция! Коллеги потом долго восхищались его талантом дипломата.