Ледник Маласпина на юго-востоке Аляски — крупнейший на планете подножный ледник, лёд которого стекает с возвышенностей гор Святого Ильи и растекается по прибрежной равнине, как тесто для блинов. Хотя ледник может показаться неподвижным, он «живёт» и движется в течение всего года, обычно ускоряясь весной и замедляясь к зиме. Новый анализ, проведённый учёными из НАСА, показывает, что ледники по всему миру демонстрируют самые разные модели сезонного движения — некоторые похожи на движение ледника Маласпина, а некоторые сильно отличаются.
На протяжении десятилетий исследователи фиксировали сезонные ускорения и замедления движения ледников, как правило, уделяя внимание отдельным ледникам или конкретным регионам. Проанализировав миллионы оптических и радиолокационных спутниковых снимков, сделанных в период с 2014 по 2022 год, гляциологи Чад Грин и Алекс Гарднер из Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) составили карту этой изменчивости в глобальном масштабе. Новый подход позволяет увидеть, как ледники в разных регионах реагируют на сезонное потепление, и может помочь определить, какие из них наиболее уязвимы к глобальному потеплению. Их анализ был опубликован в ноябре 2025 года в Science.
Скорость движения ледника измеряется путем отслеживания движения глубоких трещин, называемых разломами, и поверхностных обломков на спутниковых снимках, сделанных в разное время. Поля разломов и другие особенности поверхности создают уникальные «отпечатки» ледников, которые ученые отслеживают с помощью алгоритма, разработанного в Лаборатории реактивного движения в рамках проекта ITS_LIVE. Команда использовала этот метод для составления карты движения ледников с высоким разрешением в глобальном масштабе, а затем проанализировала незначительные изменения в скорости движения ледников, чтобы понять, как они реагируют на потепление, происходящее между зимой и летом.
«На Земле насчитывается более 200 000 ледников, и мы внимательно следим за каждым из них, — сказал Гарднер, соавтор исследования. — Неудивительно, что при таком объёме данных начала проявляться закономерность».
Скорость движения ледников зависит от начала сезона таяния и процессов на дне ледника, которые уменьшают трение с подстилающей поверхностью. «Ледники похожи на ледяные реки, которые текут с гор к морю, — говорит Грин, ведущий автор исследования. — Когда тёплый воздух растапливает верхнюю часть ледника, вся эта талая вода может стекать к основанию льда и действовать как смазка, ускоряя движение ледника».
Исследователи наблюдали самые сильные сезонные ускорения в высоких северных широтах: на Аляске ледники двигались быстрее всего весной, а в арктических регионах Европы и России они обычно достигали максимальной скорости летом или в начале осени.
На анимации выше показано, как в начале весны, когда талая вода начинает просачиваться через трещины во льду и стекать к основанию ледника, некоторые участки Маласпины (также известной как Сит-Тлейн) начинают набирать скорость. На этом этапе каналы, образующиеся в основании ледника, ещё невелики, поэтому талая вода может создавать давление и уменьшать трение, что позволяет леднику легче скользить по неровной поверхности. В конце лета, когда сезонный приток талой воды образует под ледником более крупные и глубокие каналы, давление падает, а трение увеличивается, что приводит к замедлению движения ледника.
Другие ледники имеют другую структуру. Один из примеров — ледниковый щит Барнса на острове Баффинова Земля в канадской Арктике — остаток Лаврентийского ледникового щита, который когда-то покрывал большую часть Северной Америки. Этот ледник — классический пример летнего ускорения, когда в течение большей части года образуется мало талой воды, а затем, когда талая вода наконец появляется, ледник начинает ускоряться. Напротив, сезонные изменения на леднике Балторо в хребте Каракорум в Пакистане происходят более постепенно. Там ускорение начинается высоко в горах и медленно распространяется вниз по мере наступления сезона таяния.
Понимание того, как ледники реагируют на сезонное потепление, позволяет исследователям лучше прогнозировать их реакцию на изменение климата. Команда обнаружила, что скорость движения ледников увеличивается с каждым градусом потепления и что сезонные изменения скорости движения связаны с долгосрочными изменениями ледников. Это означает, что весеннее и летнее ускорение движения может служить важным признаком, указывающим на устойчивость ледника к продолжительному потеплению.
«Мы хотели проверить состояние ледников на Земле, поэтому измерили их пульс, — сказал Грин. — Теперь нам нужно просто следить за их температурой».