ХРОНИКИ БЕЗОПОРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: МИР БЕЗ КОЛЕСА
Сводные записи Архива Всемирной Саночной Лиги (ВСЛ). Гриф: "Историческая реконструкция первопричины".
ЧАСТЬ 1: ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ТРАВМА И ПЕРВЫЕ РЕШЕНИЯ.
Палеолит. Идея круглого тела, катящегося по поверхности, не возникает в коллективном сознании человечества. Возможно, из-за некоего древнего психологического барьера или отсутствия подходящих природных прототипов. Все перемещения — пешие. Тяжёлые грузы (туши животных, камни для строительства) перемещают методом "волочения" на волокушах из шкур или по "каткам" — брёвнам, которые постоянно подкладывают спереди и переносят сзади. Это чудовищно трудоёмко и ограничивает размер добычи и расстояние её транспортировки.
Неолит. Возникает оседлость, но в крайне ограниченном виде. Сельское хозяйство развивается только в непосредственной близости от поселений. Невозможность эффективно перевозить урожай на расстояние делает крупные цивилизации в долинах великих рек (как в нашем мире) нежизнеспособными. Человечество остаётся "прибрежным" и "речным", селясь узкими полосами вдоль водных артерий, которые становятся единственными транспортными путями.
ЧАСТЬ 2: АНТИЧНОСТЬ. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОЛОКУШ И САНОК.
- Египет. Пирамиды не построены. Гигантские каменные блоки невозможно доставить от каменоломен. Вместо них — глинобитные или кирпичные зиккураты. Фараон — не бог, плывущий на солнечной ладье, а "Владыка Великих Саней". Для перемещения обелисков и статуй создаются гигантские "глиняные дороги" — утрамбованные, поливаемые водой для скольжения пути, по которым сотни рабов тянут каменные глыбы на деревянных полозьях. Смертность среди строителей достигает 90%. Цивизация заточена не под архитектуру, а под гидравлику и биомеханику.
- Месопотамия, Греция, Рим. Сухопутная торговля в нашем понимании отсутствует. Все экономические и военные маршруты привязаны к воде. Возникают не дороги, а "тягловые каналы" — узкие, прямые, углублённые траншеи с уплотнённым дном для волокущ. По ним товары тащат рабы или вьючные животные. Скорость передвижения армии — 5-7 км в день (против 20-25 в нашем мире). Завоевания носят точечный, прибрежный характер. "Великая Римская империя" — это узкая полоса вокруг Средиземного моря, глубиной не более 50-100 км от берега. Легионер ценится не только как воин, но и как носильщик.
- Культура и мифология. Отсутствует символизм круга, цикла, солнца-колесницы. Вместо них — символ "пути-дороги", "полоза", "салазок". Миф о Сизифе выглядит иначе: он не катит камень в гору, а тащит его на спине, и камень каждый раз соскальзывает с его плеч. Это ещё более жуткая аллегория бессмысленного труда.
ЧАСТЬ 3: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ИЗОЛЯЦИЯ И ЗАСТОЙ.
- Феодализм. Без колёсной телеги невозможно собрать урожай с удалённых полей и доставить его в замок сеньора. Это приводит к краху классического феодализма. Общество структурируется вокруг "водных доменов". Власть имеет тот, кто контролирует отрезок реки или озера с сетью причалов. Замки строятся не на холмах, а на воде или у самой кромки, превращаясь в подобие плавучих крепостей или фортов с гигантскими слипами для саней.
- Города. Города — это всегда порты. Они не растут вглубь суши. Европа представляет собой архипелаг изолированных прибрежных и речных поселений, связь между которыми осуществляется только в сезон навигации. Континентальные области (типа современной Баварии или Богемии) остаются глухой, малозаселённой периферией, "медвежьими углами".
- Война. Осадная техника (катапульты, требушеты) не развивается — их не доставить к стенам замка. Война — это либо морские сражения, либо пехотные стычки в узкой прибрежной полосе. Рыцарская конница — редкая и элитарная сила, так как лошадь используется в основном как вьючное животное, а не как тягловая сила для "колесницы" (которой нет). Доспехи легче, но война от этого не менее кровавая — просто более примитивная и локальная.
ЧАСТЬ 4: НАУКА И ТЕХНИКА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ.
- Механика. Зубчатая передача не изобретена. Часы — песочные или водяные. Никаких сложных механизмов. Но развивается гидравлика и пневматика (использование силы воды и воздуха). Появляются примитивные паровые машины НЕ для locomotion (передвижения), а для откачки воды из шахт или приведения в действие кузнечных мехов.
- Транспорт. Вместо колёсной повозки — эволюция саней.
"Летние сани" на полированных бронзовых/стальных полозьях для каменных дорог.
Система "вечных катков" — замкнутые конвейеры из деревянных роликов, по которым грузы перемещают рабы, идущие внутри конструкции (прообраз "гусеницы", но без колёс внутри).
"Воздушные змеи-тягачи" для перемещения грузов по равнинам (развивается в Азии). - Архитектура. Отсутствие кранов (они основаны на блоке-колесе) делает строительство вертикальных сооружений невероятно сложным. Преобладает горизонтальная, распластанная по земле архитектура. Города застраиваются не ввысь, а вширь, создавая чудовищную протяжённость и проблемы с коммуникацией.
ЧАСТЬ 5: ЭПОХА "ПРОМЫШЛЕННОЙ САЛАЗОЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ" (АНАЛОГ XVIII-XIX ВВ.)
- Энергия. Паровой двигатель изобретён, но он стационарен. Его используют на заводах, которые вынуждены стоять прямо на берегу реки (для охлаждения и подвоза топлива/сырья водой). Завод — это длинное, низкое здание с цехом, вытянутым вдоль причала.
- Железные дороги? НЕТ. Вместо них — "Стальные Саночные Магистрали (ССМ)". Это идеально отполированные рельсы-полозья, по которым скользят гигантские грузовые сани с паровым или позднее — "пневматическим" приводом (сжатый воздух по трубам вдоль пути). Пассажирские "поезда" — это длинные, многосекционные сани с каютами. Их скорость не превышает 40-50 км/ч из-за трения, но это революция.
- Война и империализм. Колонизация Америки, Африки, Азии идёт только по воде. Континентальные державы (например, Россия) в колониальной гонке не участвуют, они — вечные аутсайдеры, запертые в своих непроходимых внутренних пространствах. Мир поделён между "Водными Империями": Британской, Испанской, Японской.
ЧАСТЬ 6: ХХ ВЕК И СОВРЕМЕННОСТЬ. МИР "САЛАЗОЧНОГО КАПИТАЛИЗМА".
- Города. Мегаполисы — это гигантские, плоские агломерации, растянувшиеся на сотни километров вдоль побережий или рек. Перемещаться по ним можно на "личных санях" с электрическим приводом (на батареях) по специальным пластиковым "саночным полосам". Пробки — это не стоящие машины, а гигантские неподвижные очереди саней, которые не могут объехать друг друга. Общественный транспорт — "саночные трамваи", движущиеся по общим полозьям.
- Авиация. Развита БЕЗУМНО сильно, как единственный способ быстрого преодоления сухопутных пространств. Самолёты появились раньше, чем в нашем мире. Воздушные перевозки — основа логистики. Аэропорты — центры экономической жизни. Но и у авиации свой кошмар: шасси самолёта — это не колёса, а лыжи или полозья, что делает взлёт и посадку чрезвычайно сложными, длинными и опасными, требующими гигантских ледовых или полимерных полос.
- Космонавтика. Космическая программа столкнулась с неразрешимой проблемой: как строить многоступенчатые ракеты без колёс для транспортировки? Ракеты собирают вертикально в гигантских портовых эллингах и доставляют к месту запуска… по воде, в горизонтальном положении на гигантских баржах. Это делает программу чудовищно дорогой. Луна, возможно, не покорена до сих пор.
- Культура и психология. Общество страдает от "топографической клаустрофобии" — чувства запертости в узкой полосе обитания. Мечта о "дальней дороге", "путешествии вглубь континента" имеет мистический, почти религиозный оттенок. Герои фольклора — не рыцари на конях, а "ледовые треккеры" и "воздухоплаватели". Символ свободы — не автомобиль, а дельтаплан или дирижабль.
ЭПИЛОГ АРХИВА ВСЛ:
Отсутствие одного, казалось бы, простого изобретения — колеса — не отбросило человечество в каменный век. Оно заставило его пойти по другому, гораздо более извилистому, затратному и болезненному пути. Мы создали цивилизацию, буквально "скользящую по поверхности планеты", но так и не сумевшую по-настоящему "вкатиться" на неё. Наш мир — это мир трения, а не качения. Мир, где каждый метр пути оплачен гигантскими усилиями, где расстояние — это абсолютная, почти метафизическая преграда. Мы построили города без центров, империи без глубин, технологии без простоты. Мы научились летать, чтобы сбежать с земли, которая так и не стала для нас по-настоящему удобной. И глядя на старые чертежи "вечного двигателя" или "перпетуум мобиле", мы с тоской осознаём, что мы, возможно, так и не изобрели самое главное — самый простой способ преодоления собственной тяжести и лени. Мы победили гравитацию в небе, но так и не смогли победить трение у себя под ногами.