Французская поп-музыка на базе шансона всегда была у нас на особом счету. Но случай Патрисии Каас и вовсе удивителен. Певица, которая пользовалась популярностью в родной стране и по всему миру, удостоилась культового статуса в России. История любви между самой «немецкой» из франкоязычных певиц и нашей страной длится многие годы.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Трудно сказать, чем таким особенным покоряет Патрисия Каас. В её образе и хрипловатом вокале заключены некая меланхолия и аристократическая отстранённость. Мадмуазель поёт блюз, не пытаясь подражать Бесси Смит и Билли Холидей. Без сомнения, манера пения связана с её историей: она выросла в скромной семье и рано познала горечь от потери родителей.
Патрисия Каас входит в число немногих франкоязычных артистов, которым удалось покорить Россию, попав в один ряд с Шарлем Азнавуром, Джо Дассеном и Мирей Матье.
Будущая певица, которой суждено было стать выдающейся представительницей французской культуры, родилась 5 декабря 1966 года в Форбахе, что недалеко от границы с Германией, в смешанной франко-немецкой семье. До шести лет она говорила не по-французски, а лишь на местном диалекте.
Её мама-немка поощряла увлечение дочери пением. В 8 лет Патрисия победила в песенном конкурсе. В 13 лет девочка по выходным уже выступала в кабаре в немецком Сааребрюккене.
Слава юной певицы, исполнявшей и французский шансон, и джазовые стандарты, дошла до ушей композитора Франсуа Бернхейма. Знакомство послужило отправной точкой для выхода сингла «Jealousy» (1985), написанного Элизабет Депардье и спродюсированного её мужем — актёром Жераром Депардье. Но дебют 19-летней звёздочки не привлёк внимания.
Два года спустя Патрисия познакомилась с певцом, композитором и автором песен Дидье Барбеливьеном. Его песня «Мадемуазель поёт блюз», казалось, ждала появления красавицы с лазурными глазами. В 1988 году путь к успеху был открыт. На счету Патрисии Касс были уже платиновый дебютный альбом «Mademoiselle chante...», несколько хитов, первые награды. 5 декабря 1987 года — в день своего 21-летия, Каас впервые вышла на сцену парижской «Олимпии».
Что вполне логично, певица быстро добилась популярности за рубежом, выступив в десятках стран. Плюшевый мишка, которого Патрисия сжимала в объятиях перед выходом на сцену, — отражение чувств к матери, которая ушла в 1989 году.
Начало нового десятилетия ознаменовалось для Патрисии Каас решительными переменами. В 1990 году, сменив менеджера и звукозаписывающий лейбл, она приступила к работе над альбомом «Scène de vie». Этот шаг стал отправной точкой в поисках нового образа. На смену «пацанке» пришла уверенная в себе, зрелая блондинка с жёсткими волосами.
Фирменный стиль Патрисии Каас — изысканная смесь шансона, поп-музыки и джаза, в которой атмосфера кабаре тонко переплетается с личными откровениями, а блюзовые мотивы встречаются с танго.
В 1990 году альбом «Scène de vie» разошёлся тиражом в 250 тысяч экземпляров в Германии, а также отлично показал себя в Швейцарии, Бельгии и Канаде. Певица отправилась в своё первое масштабное международное турне, в ходе которого за два года она посетила около двенадцати стран. В июне 1990 года Каас дала восемь концертов: четыре в Москве и четыре в Ленинграде.
Радушие публики настолько поразило певицу, что уже в ноябре 1991 года она вернулась в Москву ещё на три вечера, чтобы дать три концерта в зале на 18 тысяч мест с трансляцией в эфире телевидения и радио.
С тех пор фактически не одна её зарубежная гастроль не обходилась без заезда в Россию. И каждый раз — с несколькими десятками концертов и непременными песнями на русском: например, с романсом «Очи чёрные» или «Мне нравится, что вы больны не мной».
На неизменную популярность Патрисии Каас на российских просторах отозвался даже журнал «Крокодил»:
«Когда у нас была Каас,
Стояла очередь у касс.
И от таких очередей
Не надо избавлять людей!»
Патрисия Каас принимала участие в рекламных акциях крупных российских брендов. Она несколько раз получала приглашение выступить в Кремле перед первыми лицами государства. И стала первой зарубежной артисткой, получившей «Золотой граммофон» — награду, ежегодно присуждаемую местной радиостанцией «Русское радио».
Пожалуй, разве что Nazareth, Uriah Heep и вездесущие итальянцы из Сан-Ремо могли похвастаться подобным размахом гастролей по России. Патрисии Каас под силу отыграть многодневный тур с остановками в городах и весях от Москвы до Тюмени и от Ростова до Владивостока.
И всюду встретить восторженный приём: «Куда бы я ни приехала, публика знает мои песни. Это очень лестно! Там так много уважения, восхищения. Когда я приезжаю сюда, я внезапно осознаю себя очень важной и чувствую себя намного красивее».
Патрисии Каас рукоплескали не только в России и странах и СНГ, но по всему миру от США до Японии. Успех третьего студийного альбома «Je te dis vous» (1992) был закреплён грандиозным мировым турне, включавшим в себя 150 концертов в 19 странах. К марту 1994 года Патрисия Каас достигла беспрецедентного для французской эстрады результата: каждый из её трёх альбома разошёлся тиражом более миллиона экземпляров.
Стремление покорять новые высоты привело певицу к смелому эксперименту: в 1995 году специально для американского рынка был выпущен англоязычный альбом «Black Coffee».
В декабре 1998 года «девушка с Востока» уже делила сцену Венской ратуши с Пласидо Доминго и Алехандро Фернандесом. А 18 мая 1999 года мир услышал её пятый альбом «Le mot de passe», в котором знакомый хрипловатый вокал впервые зазвучал в обрамлении симфонического оркестра.
Этот же год подарил Патрисии Каас уникальную возможность: по личному приглашению Майкла Джексона она — единственная из французских исполнителей — приняла участие в благотворительных концертах Michael Jackson & Friends for Kosovo в Сеуле и Мюнхене, выступив в одном ряду с Марайей Кэри, Ванессой Мэй и группой Status Quo.
В 2001 году Патрисия дебютировала в кино, получив главную женскую роль в фильме Клода Лелуша «А теперь… Дамы и Господа» и сыграв в компании Джереми Айронса и Клаудии Кардинале. Музыкальная же карьера продолжилась данью уважения классикам: в альбоме «Piano Bar» (2002) Патрисия представила проникновенные англоязычные версии песен Жака Бреля, Жильбера Беко и Шарля Трене.
В декабре 2003 года звезда Франции вернулась с откровенно дерзким альбомом «Sexe fort» — сплавом рока и блюза, наполненным мощной энергетикой и новой эстетикой. А в 2005 году торжественно отметила 20-летие творческого пути концертами в парижской «Олимпии».
Последующие годы подтвердили статус Патрисии Каас как живой легенды. В октябре 2012 года она выпустила проникновенный трибьют-альбом Эдит Пиаф и была удостоена почётного звания кавалера Ордена искусств и литературы. Дискография певицы насчитывает десять студийных и семь концертных альбомов, общий мировой тираж её релизов превышает 15 миллионов экземпляров.
Долгий роман Патрисии Каас с Россией воплотился не только в звёздных гастролях и номерах на русском языке. В начале 2008 года легендарная француженка записала дуэт с российской группой Uma2rman, дополнив неповторимым прононсом песню «Не позвонишь».
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!