Сразу говорю, махровым профессионалам сегодняшняя заметка будет скучна, потому что проблема проста, а её решение очевидно. Но, возможно, начинающим гитародеятелям этот лайфхак пригодится.
Сегодня делал гитару с 2 хамбакерами, у которой в одном (из трёх) положении тумблера звука не было. Задача первая - понять, где проблема. Можно, конечно, сразу разобрать всю гитару и отпаять всё от всего и начать прозванивать каждый компонент цепи, но зачем? Если учесть, что гнездо, ручка громкости и ручка тембра в гитаре общие на оба звукоснимателя, то проблема может быть:
- В тумблере
- В звукоснимателе и его проводах
Больше негде.
Как сделать блиц-проверку, не вскрывая гитару? Берём мультиметр. Втыкаем в гитару гитарный провод. И измеряем сопротивление на концах гитарного провода в разных положениях тумблера. В первом приближении мы таким методом замеряем сопротивление звукоснимателей. По сравнению с километрами проволоки на звукоснимателях, погрешность от проводов внутри гитары и от 3-5 метров гитарного кабеля считаем несущественной.
Включаем тумблером бриджевый датчик. Измеряем. 7,3 кОм. Включаем среднее положение тумблера. Та же цифра. Включаем нек - опаньки! Кол. Это не 1 кОм, к сожалению, это обрыв!
Вот теперь пора заглянуть внутрь. У нас будет проблема или с самим звукоснимателем, или с проводами от звукоснимателя до тумблера, или с пайкой к тумблеру. Потому что ПОСЛЕ тумблера у нас всё хорошо. Было б плохо - не работало бы во ВСЕХ положениях, потому что после тумблера всё общее.
Ого! На этой недорогой детской гитаре стоят полноценные хамбакеры со всеми отсечками.
Лирическое отступление (кому лень читать теорию, пропускайте лирическое отступление и переходите к практике). Звукосниматель типа Хамбакер состоит из 2 катушек. Если это самый простой хамбакер, то обычно с него выходят 3 провода: начало, конец и экран. Начало и конец чего? Начало и конец обмотки катушек, потому что звукосниматель - это большаааая такая катушка тонкой проволоки. Схема будет выглядеть так
А фактический кабель звукоснимателя - так
Но на многих современных хамбакерах выведено больше проводов. Там в кабель выведены концы каждой катушки. Схематично это будет выглядеть так
А фактический кабель - вот так
Для чего так много проводов? Для того, чтобы получать все возможные комбинации звука. В идеале так вы имеете возможность по своему желанию соединять катушки последовательно, параллельно, или делать отсечку (отключать одну катушку хамбакера, превращая его в сингл).
Если же у вас простая гитара, не отягощённая лишними кнопками и тумблерами, но хамбакер стоит со всеми выводами всех концов, то обычно конец одной катушки соединяют с началом второй, а остальные выводы распаивают как в случае с простым хамбакером. Схематически это выглядит так
А фактически это выглядит как раз так, как у нас
Конец лирического отступления.
Вопрос: зачем я это всё рассказываю? Ответ: затем, что у нас обрыв. Либо оборвана проволочка, намоданная где-то на катушках звукоснимателя, либо перебит проводочек в кабеле звукоснимателя. Что с этим можно сделать? Если обладать должной квалификацией, то можно очень аккуратно вскрыть сам звукосниматель, прозвонить ВАААЩЕ ФСЁ, найти проблему и исправить. Можно и проволочку на самой катушке очень аккуратно подпаять, можно и кабель заменить, или подпаять - если отпаялось место соединения кабеля к выводам с катушек. Но это работа, требующая достаточно большой квалификации, аккуратности, прямых рук и, честно скажем, иногда - везения. Обрыв внутри катушек можно и не разглядеть, если он где-то внутри.
Можно и звукосниматель заменить цекликом, и вообще на дешевых гитарах это тоже решение. Но гитара у нас эксклюзив, детская модель, на которой стоят уменьшенные хамбакеры, которые найти отдельно невозможно, а выцыганить у производителя именно этих гитар можно, но будет дорого и долго.
Я в данном случае хочу определить, какая именно из двух катушек оборвалась, и перепаять так, чтобы подключена была только одна. Чтобы, грубо говоря, хамбакер начал работать как сингл. Схематически это будет выглядеть так
Измеряю одну катушку - 3,7 кОм
Измеряю вторую - дохлая
Перепаиваю так, чтобы к тумблеру подходили концы исправной катушки. А концы неисправной просто изолирую изолентой или термоусадкой, чтобы они ничего там не касались и ни с кем случайно не контактировали.
Проблема решена. Не идеально, зато быстро, без разбора гитары и демонтажа звукоснимателя. Вся работа - отпаять одну пару проводков и припаять другую. Результат - нековый датчик в режиме сингла звучит чуть тише и фонит чуть больше, чем если бы он работал в режиме полного хамбакера, но работает исправно.