Найти в Дзене
Ананас Постер

Святая Екатерина в творениях знаменитых живописцев

Екатерина Александрийская (287–305) — христианская великомученица, канонизированная еще до разделения церквей. Она популярна и у православных христиан, и у католиков. Ее любят и почитают за непоколебимую веру в Иисуса Христа, бесстрашие и мудрость. В католической иконографии Екатерина Александрийская фигурирует чаще многих других святых, а в живописи великомученицу изображали самые маститые художники. Давайте вспомним наиболее яркие полотна. Греческая икона св.вмч Екатерины, вторая четверть XVII в. Мистическое обручение Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии Египетской и получила блестящее образование. Она знала множество языков, читала труды философов, изучала медицину, риторику. Родители мечтали, чтобы их дочь удачно вышла замуж и благополучно устроила бы свою судьбу. Выбор у Екатерины был действительно велик. Наслышанные о необычайной красоте и поразительных интеллектуальных способностях, к ней постоянно сватались женихи из самых знатных семей Александрии и дру
Оглавление

Екатерина Александрийская (287–305) — христианская великомученица, канонизированная еще до разделения церквей. Она популярна и у православных христиан, и у католиков. Ее любят и почитают за непоколебимую веру в Иисуса Христа, бесстрашие и мудрость. В католической иконографии Екатерина Александрийская фигурирует чаще многих других святых, а в живописи великомученицу изображали самые маститые художники. Давайте вспомним наиболее яркие полотна.

Греческая икона св.вмч Екатерины, вторая четверть XVII в.
Греческая икона св.вмч Екатерины, вторая четверть XVII в.

Мистическое обручение

Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии Египетской и получила блестящее образование. Она знала множество языков, читала труды философов, изучала медицину, риторику. Родители мечтали, чтобы их дочь удачно вышла замуж и благополучно устроила бы свою судьбу. Выбор у Екатерины был действительно велик. Наслышанные о необычайной красоте и поразительных интеллектуальных способностях, к ней постоянно сватались женихи из самых знатных семей Александрии и других городов Египетского царства. Но планка у красавицы была слишком высока, она заявила, что выйдет замуж только за того, кто превзойдет ее в мудрости, богатстве, красоте и знатности.

В третьем веке память о Христе была еще свежа, и люди продолжали исповедовать веру, несмотря на гонения. Мать Екатерины была тайной христианкой, и она отвела дочь к старцу-отшельнику — в надежде получить духовный совет. Тот сказал, что он знает Того, Кто превосходит ее во всем, и подарил девушке икону Божией Матери с Богомладенцем на руках.

В ту ночь Екатерина увидела сон, в котором Дева Мария просила Своего Сына взглянуть на преклонившую перед Ним колени девушку. Но Младенец ответил, что не может на нее смотреть, так как она безумна, бедна, безобразна и худородна. И, чтобы преодолеть эти препятствия, ей нужно принять святое Крещение.

Пораженная таким видением, Екатерина очень быстро вникла в тайны христианской веры и прошла обряд Крещения, после чего ей снова привиделся Младенец Христос и надел ей на палец перстень. Проснувшись, новообращенная христианка увидела тот же перстень, украшавший ее руку.

Картина Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины» появилось (ок. 1420)
Картина Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины» появилось (ок. 1420)

Этот сюжет часто служил вдохновением для итальянских художников. В качестве примера можно упомянуть ломбардского миниатюриста Микелино да Безоццо (1370–1455). Произведение «Обручение св. Екатерины» появилось около 1420 года, картина написана темперой по дереву. Золотой фон, отсутствие эмоций делают эту работу похожей на икону, что вполне характерно для интернациональной готики.

Картина Ханса Мемлинга «Мистическое обручение св. Екатерины», часть триптиха в госпитале Святого Иоанна, в Брюгге (1479)
Картина Ханса Мемлинга «Мистическое обручение св. Екатерины», часть триптиха в госпитале Святого Иоанна, в Брюгге (1479)

Сюжету мистического обручения посвящена центральная часть триптиха в госпитале Святого Иоанна, в Брюгге, Бельгия. Он принадлежит авторству Ханса Мемлинга (1433–1494), представителю Северного Возрождения. Художник работал над триптихом с 1474 по 1479 годы.

Примечательно, что картину для алтаря монахи госпиталя покупали на свои деньги, так как происходили из богатых семей.

В настоящее время алтарь в музее постоянно открыт, а во времена богослужений его открывали только по большим праздникам.

Картина Д. Вазари «Обручение св. Екатерины» (XVI век)
Картина Д. Вазари «Обручение св. Екатерины» (XVI век)

В запасниках Государственного Эрмитажа есть работа основоположника современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511–1574) «Обручение св. Екатерины». Это полотно уже совсем не напоминает икону, оно выполнено в традициях флорентийской школы живописи. На лицах персонажей мы видим живые эмоции, хотя и весьма сдержанные.

Итак, продолжим рассказ о нашей героине.

Мученичество святой Екатерины Александрийской

В то время в город прибыл император Максимин. В честь него были устроены массовые жертвоприношения и показательные казни христиан, не отрекшихся от веры. Екатерина была девушкой не робкого десятка. В сердце ее горела пламенная вера во Христа, и она не побоялась исповедать свою веру перед лицом императора.

Восемнадцатилетняя девушка была так красива и так яростно отстаивала свои убеждения, что Максимин был ею очарован. Он пригласил 50 мудрейших людей империи, чтобы они переубедили Екатерину и заставили отказаться от веры в Единого Бога, но вышло все наоборот — именно молодая христианка обратила мудрецов в свою веру.

Император попытался сломить волю девушки жестокими истязаниями и заключением.

Ряд картин, посвященных святой Екатерине Александрийской, показывают момент нахождения в темнице. Согласно житийной литературе, каждый день в темницу к святой Екатерине прилетал голубь и приносил ей еду. Паоло Веронезе запечатлел на своем полотне именно эту сцену.

Картина П. Веронезе «Святая Екатерина в темнице» (1585)
Картина П. Веронезе «Святая Екатерина в темнице» (1585)

За твердость веры Екатерину надлежало казнить самым мучительным образом — колесованием. Во время такой казни у человека ломались все кости, а человек мог оставаться в сознании еще несколько дней. Чтобы избежать казни, Екатерине стоило просто принести жертву языческим богам. Но великомученица сама подошла к колесу, выражая свой отказ. И тут случилось чудо — едва она коснулась орудия казни, как оно полностью разрушилось. После этого ряд присутствующих открыто исповедовали себя христианами, среди них была императрица Августа. Максимин, проведя показательные казни, дал Екатерине еще один шанс отказаться от своих убеждений. Но она положила свою голову на плаху, готовая снести казнь. Екатерина спели вознестись к своему Небесному Жениху.

Один из ключевых художников Северного Возрождения Лукас Кранах Старший (1472–1553) посвятил сцене казни несколько картин. Ни них Екатерина смиренно ожидает своей казни рядом с палачом, в окружении глазеющей толпы, а на заднем плане мы видим огненный дождь, уничтожающий приспешников императора.

Картина Л. Кранаха Старшего «Усекновение главы святой Екатерины» (1515)
Картина Л. Кранаха Старшего «Усекновение главы святой Екатерины» (1515)

Символы на картинах

Большая часть произведений живописи изображает святую великомученицу с колесом. Иногда в руках она держит меч, которым была обезглавлена, а также пальмовую ветвь — символ мученичества, победы жизни над смертью.

Несколько работ святой Екатерине посвятил самый незаурядный художник периода Кватроченто Карло Кривелли. В одной руке она держит пальмовую ветвь, а другой опирается на колесо, которое чудесным образом было разрушено.

Картина К. Кривелли «Святая Екатерина Александрийская». Полиптих, центральный алтарь кафедрального собора в Асколи, 1473
Картина К. Кривелли «Святая Екатерина Александрийская». Полиптих, центральный алтарь кафедрального собора в Асколи, 1473

Писал Екатерину Александрийскую и самый значимый художник эпохи Барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610). Картина выполнена в характерной для автора манере «тенебризмо», основанной на противопоставлении света и тени.

Картина Караваджо «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598)
Картина Караваджо «Святая Екатерина Александрийская» (ок. 1598)

А этот запоминающийся портрет был написан в период Позднего Возрождения. Его автор — предтеча экспрессионизма Доменикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко (1541–1614). Великомученица изображена на фоне грозового неба, лицо ее бесстрастно и задумчиво.

Картина Эль Греко «Святая Екатерина» (1610)
Картина Эль Греко «Святая Екатерина» (1610)

Заканчивая нашу историю, нужно сказать, что после казни мощи святой Екатерины чудесным образом были перенесены на Синайскую гору. В настоящее время они хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай в Египте. Память святой великомученицы Екатерины в православной церкви празднуют 7 декабря.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал «Ананас Постер», чтобы вместе говорить об искусстве.