Найти в Дзене
История и культура Евразии

История Индии / 9 / Великие Моголы / Религиозная реформа Акбара

Религиозная реформа Акбара I Великого (правил с 1556 по 1605 год) — это одна из самых значимых и смелых попыток создания единого идеологического и духовного пространства в истории Индии. Акбар, правитель из династии Великих Моголов, стремился объединить многонациональную и многоконфессиональную империю не только силой оружия, но и через культурную и религиозную интеграцию. 1. Предпосылки и цели Индия того времени представляла собой лоскутное одеяло, где мусульманское меньшинство (правящая элита) управляло индуистским большинством. Акбар понимал, что для прочности государства необходима лояльность всех подданных, независимо от веры. Его главной целью была политика «Сулх-и-кул» (всеобщий мир). 2. Административные и законодательные шаги Прежде чем перейти к созданию новой доктрины, Акбар предпринял ряд конкретных политических шагов, уравнивающих права подданных: Отмена налога на паломничество (1563 г.): Индуисты больше не должны были платить за посещение своих святых мест. Отмена Джизьи
Оглавление

Религиозная реформа Акбара I Великого (правил с 1556 по 1605 год) — это одна из самых значимых и смелых попыток создания единого идеологического и духовного пространства в истории Индии. Акбар, правитель из династии Великих Моголов, стремился объединить многонациональную и многоконфессиональную империю не только силой оружия, но и через культурную и религиозную интеграцию.

1. Предпосылки и цели

Индия того времени представляла собой лоскутное одеяло, где мусульманское меньшинство (правящая элита) управляло индуистским большинством. Акбар понимал, что для прочности государства необходима лояльность всех подданных, независимо от веры. Его главной целью была политика «Сулх-и-кул» (всеобщий мир).

2. Административные и законодательные шаги

Прежде чем перейти к созданию новой доктрины, Акбар предпринял ряд конкретных политических шагов, уравнивающих права подданных:

Отмена налога на паломничество (1563 г.): Индуисты больше не должны были платить за посещение своих святых мест.

Отмена Джизьи (1564 г.): Это был подушный налог, который немусульмане (зимми) платили в исламских государствах. Его отмена стала революционным шагом, вызвавшим одобрение большинства населения и недовольство ортодоксальных мусульманских богословов (улемов).

Привлечение раджпутов: Акбар активно назначал индуистов на высшие государственные и военные посты (например, раджа Тодар Мал и раджа Бирбал) и заключал династические браки с раджпутскими принцессами, позволяя им сохранять свою веру в гареме.

3. Ибадат-хана (Дом поклонения)

В 1575 году в своей новой столице Фатехпур-Сикри Акбар построил специальное здание — Ибадат-хану.

Сначала там проводились диспуты только между различными течениями ислама. Однако Акбар разочаровался в узколобости и склоках улемов.

Позже двери были открыты для представителей других религий: индуистов, джайнов, зоороастрийцев (парсов) и христиан (включая иезуитов из Гоа).

Слушая дебаты, Акбар пришел к выводу, что истина не принадлежит одной религии, а рассыпана по всем учениям.

4. Указ о непогрешимости (Махзар)

В 1579 году Акбар издал указ, который провозглашал императора высшим арбитром в религиозных вопросах (в рамках ислама). Если богословы не могли договориться по какому-то вопросу, слово Акбара становилось законом. Это существенно ослабило власть духовенства.

5. Дин-и Илахи («Божественная вера»)

Кульминацией реформ стало провозглашение в 1582 году новой синкретической доктрины — Дин-и Илахи.

Суть: Это не была религия в строгом смысле слова (у нее не было священной книги, храмов или священства). Это был скорее элитный нравственно-этический кодекс и суфийский орден, главой которого был сам император.

Синтез: Доктрина объединяла элементы ислама (суфизм), индуизма, зороастризма и джайнизма, а также христианства.

От зороастризма и индуизма был взят культ света и огня (солнца).

От джайнизма — принцип «ахимсы» (ненасилия), из-за чего Акбар ограничивал употребление мяса.

Культ личности: Центральное место занимала верность императору, который рассматривался как духовный наставник. Приветствие «Аллаху Акбар» стало двусмысленным, означая как «Бог велик», так и «Акбар есть Бог» (или «Бог есть Акбар»).

6. Результаты и значение

Неудача как религии: Дин-и Илахи не стала массовой религией. В этот круг вошло лишь несколько десятков высших придворных. После смерти Акбара «Божественная вера» быстро угасла.

Успех как политики: Реформы создали атмосферу веротерпимости, что привело к небывалому расцвету культуры и искусств. В «Бюро переводов» (Мактаб-хана) на персидский язык были переведены великие эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Стабильность: Политика Акбара обеспечила лояльность индусской знати и крестьянства, что укрепило фундамент Империи Великих Моголов почти на столетие вперед (до прихода к власти его правнука Аурангзеба, который вернул жесткие исламские порядки).

Абу-л Фазл преподносит падишаху Акбару книгу «Акбарнаме». Миниатюра. «Акбарнаме», 1596—1597 годы. Библиотека Честер Битти, Дублин
Абу-л Фазл преподносит падишаху Акбару книгу «Акбарнаме». Миниатюра. «Акбарнаме», 1596—1597 годы. Библиотека Честер Битти, Дублин

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!