Найти в Дзене
KOLBIN REVIEW

Новый мессенджер «Молния» появится в России: что о нем известно

Оглавление

В России появится еще один мессенджер — на этот раз совместно с Китаем. Называется «Молния». Давайте разберемся, что это за сервис и кому он вообще нужен.

Что это такое и для кого?

О мессенджере на данный момент известно немного. «Молнию» представили в конце ноября в Москве. Это совместный российско-китайский проект, который делают компании «Ред Софт» (наша) и Passion (китайская). Запуск планируют на начало 2026 года — изначально хотели в сентябре 2025-го, но перенесли.

Главная фишка — это не просто мессенджер для переписок, а «суперприложение», как его называют создатели. Что-то вроде китайского WeChat, только для России и Китая одновременно. Помимо обычных чатов и звонков, там обещают полноценнную социальную сеть с постами и короткими видео, встроеные платежные системы WeChat Pay и Alipay (это китайские аналоги нашего СБП), маркетплейс для покупок. Плюс целый набор инструментов для бизнеса: электронные подписи, автоматический перевод контрактов через искусственный интеллект, всякие штуки для трансграничной торговли. Отдельная фишка — идентификация через распознавание лиц и блокчейн-технологии. Все данные, как заявляют, при этом будут храниться на серверах в Москве и Новосибирске, то есть информация физически будет оставаться в России.

-2

Разработчики честно говорят — в первую очередь это для тех, кто активно общается и работает с Китаем. Студенты, которые учатся по обмену, туристы, которые ездят туда-сюда, авторы контента, предприниматели, компании, которые торгуют через границу. Сейчас поток туристов между нашими странами растет, торговля тоже, а нормального единого инструмента для всего этого нет.

Например, китайский турист приезжает в Россию — и в одном приложении может найти отель, заказать такси, заплатить за все это и еще с гидом пообщаться. Российский блогер может через это же приложение продвигать контент для китайской аудитории и в теории получать за это деньги. А для бизнеса это возможность не жонглировать разными приложениями — договориться с партнерами, оплатить счета, подписать документы можно будет в одном месте.

Звучит удобно, но вот вопрос — а нужно ли это обычным россиянам? У нас уже есть куча мессенджеров: Telegram, VK, «Яндекс.Мессенджер», теперь еще MAX появился. Эксперты сходятся в одном — «Молния» вряд ли станет заменой привычным WhatsApp или Telegram для массовой аудитории. Это узкоспециализированный продукт для международной коммуникации, в первую очередь с Китаем. Некоторые считают, что в перспективе «Молния» может составить конкуренцию национальному мессенджеру MAX, хотя сами разработчики не позиционируют свой продукт как прямого конкурента.

При этом некоторые IT-специалисты вообще считают, что пока о мессенджере говорить рано — слишком мало информации, есть пара скриншотов интерфейса, но никто толком не потрогал продукт руками.

Есть ли шансы на успех?

Разработчики настроены оптимистично — планируют за полтора года набрать 15 миллионов пользователей. Зарабатывать будут на подписках для бизнеса, комиссиях с платежей и аналитике данных.

Но эксперты скептичны. В России огромная конкуренция на рынке мессенджеров, люди привыкли к удобным сервисам и просто так переходить на новое не будут. Плюс вопросы безопасности данных — куда передается информация, как она защищена. В Китае WeChat работает как монополист и может позволить себе быть не очень удобным для пользователей, а в России такой номер не пройдет — конкурентов слишком много.

С другой стороны, если «Молния» действительно станет удобным инструментом для работы с Китаем, то свою аудиторию она точно найдет. Вопрос только в том, насколько большой эта аудитория окажется.

А что думаете вы? Пишите в комментариях и подписывайтесь на мой телеграм-канал.