Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

«Продавать не хотим!» Сколько стоит сделать из старого автомобиля почти новый

В 2025 году в РФ продажи автомобилей старше 20 лет почти сравнялись с количеством новых. И только 6% опрошенных россиян планируют покупку новой машины в 2026-м, предпочитая ездить на старых. А сколько стоит обновить своего железного коня до идеального состояния? «НИ» провели свои расчеты. В 2025 году продажи автомобилей старше 20 лет почти сравнялись с объемами покупок новых. Фото: Максим Стулов. ТАСС Данная статья не ставит целью рекламу каких-либо товаров и услуг. Все приведенные примеры носят исключительно информационно-ознакомительный характер. Виктор Левин Когда машина становится автохламом? Причины, по которым россияне вдруг полюбили пожилые автомобили, хорошо известны. Это в первую очередь непомерно растущие государственные поборы на ввоз новых машин, санкции и уход мировых брендов из России, а также дороговизна автокредитов (от 26% годовых в среднем), которые еще и выдают далеко не всем желающим. Стоит признать, что и в других странах Европы отнюдь не все раскатывают на свежень
Оглавление

В 2025 году в РФ продажи автомобилей старше 20 лет почти сравнялись с количеством новых. И только 6% опрошенных россиян планируют покупку новой машины в 2026-м, предпочитая ездить на старых. А сколько стоит обновить своего железного коня до идеального состояния? «НИ» провели свои расчеты.

В 2025 году продажи автомобилей старше 20 лет почти сравнялись с объемами покупок новых. Фото: Максим Стулов. ТАСС
В 2025 году продажи автомобилей старше 20 лет почти сравнялись с объемами покупок новых. Фото: Максим Стулов. ТАСС

Данная статья не ставит целью рекламу каких-либо товаров и услуг. Все приведенные примеры носят исключительно информационно-ознакомительный характер.

Виктор Левин

Когда машина становится автохламом?

Причины, по которым россияне вдруг полюбили пожилые автомобили, хорошо известны. Это в первую очередь непомерно растущие государственные поборы на ввоз новых машин, санкции и уход мировых брендов из России, а также дороговизна автокредитов (от 26% годовых в среднем), которые еще и выдают далеко не всем желающим.

Стоит признать, что и в других странах Европы отнюдь не все раскатывают на свеженьких авто, меняя их каждые три года. Средний возраст автомобилей в Германии — 10,2 года, в Италии — 12 лет, а государства победнее и вовсе соперничают с россиянами в одной «весовой» категории: в Греции машинам 17,9 года, в Литве, Эстонии, Румынии, Хорватии, Словакии Польше, Латвии — от 15 до 16,6 года.

— Вообще-то, «автохламом» нужно считать лишь те автомобили, у которых негодные кузова. Либо они гнилые, либо побывали в тотальных ДТП с последующим перевариванием несущих элементов и конструкций, — говорит автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев. — А вот все остальное в автомобиле можно починить или заменить на новые детали. 10-12 лет для современного оцинкованного автомобиля, который ездит по нормальным дорогам и проходит положенные ТО, — не приговор, а начало его второго жизненного цикла.

Вот мы и решили посчитать, сколько стоит дать стареющей машине шанс на вторую молодость.

Вопрос непростой. Перфекционисты из клубов по восстановлению автостарины скажут, что полное обновление любой машины оригинальными запчастями, с пескоструйкой и перекраской кузова, капремонтами мотора, коробки и заменой всей электроники, перешивкой салона обойдется дороже, чем покупка нового современного аналога. И это правда. Например, стоимость полноценной реставрации знаменитого «волчка» (он же «Мерседес Е500» в 124-м кузове) обходится в 8-10 миллионов рублей.

Почему мы взяли «Форд Фокус»

Но мы собрались посчитать затраты не на музейный экспонат. Для этого взяли типичный экземпляр некогда народного автомобиля «Форд Фокус» третьего поколения 2012 года выпуска. Траты на его модернизацию будут примерно одинаковыми с другими бестселлерами рынка подержанных авто в В- и С-классах — «Киа Рио», «Хендэ Солярис», «Тойота Королла», «Рено Логан», «Фольксваген Поло», «Шкода Октавия», «Ниссан Алмера».

Благо что на рынке есть широкий выбор запчастей, и не только китайских ноунеймов, но и деталей от европейских фирм, занимающихся производством автокомпонентов. Конечно, никто бы не отказался от настоящих «фордовских» запчастей, но они нынче очень дороги. Скажем, рулевая рейка со значком «Форд» стоит 128 тысяч рублей, тогда как такая же деталь, сделанная по лицензии, — 40 тысяч.

«Форд Фокус» 2012 года с пробегом 237 тысяч километров: едет в утиль или на реновацию? Фото: Авто.ру
«Форд Фокус» 2012 года с пробегом 237 тысяч километров: едет в утиль или на реновацию? Фото: Авто.ру
Фото: Авто.ру
Фото: Авто.ру
Фото: Авто.ру
Фото: Авто.ру
Лидеры сегодняшнего рынка подержаных машин были лидерами в продажах новых автомобилей 10-15 лет назад. Фото: Агентство «Автостат»
Лидеры сегодняшнего рынка подержаных машин были лидерами в продажах новых автомобилей 10-15 лет назад. Фото: Агентство «Автостат»

Наш виртуальный «Фокус» за 13 лет проехал 237 тысяч километров, что вполне укладывается в среднестатистические пробеги автовладельцев (около 20 тысяч км в год). Много это или мало? Это нормально для «Форда». Двухлитровый атмосферный мотор с классическим автоматом ездит и по 350, и по 400 тысяч километров при условии его полноценного обслуживания.

В сентябре, например, автор этой статьи накатал по грузинским дорогам на 15-летнем «Фокусе» 1,5 тысячи километров. Машина с пробегом в 430 тысяч, которую пять лет назад друг-грузин купил в Германии за четыре тысячи евро, достойно ехала и по автобану Тбилиси — Батуми, и по горным дорогам Аджарии. Уверен, что и выбранный нами московский экземпляр сможет прожить без проблем еще 5-7 лет.

Начало реновации: стайлинг и детейлинг

С чего начать реновацию пожилого автомобиля? Начнем с одного из главных элементов, который влияет на восприятие машины. С колес. Родные 16-дюймовые диски «Фокуса» уже не раз правили и точно красили. Выбрасываем. Ставим новые литые с увеличенным диаметром на 17 дюймов.

Новые колесные диски с модным дизайном обойдутся в 50 тысяч рублей. Фото: Яндекс.Маркет
Новые колесные диски с модным дизайном обойдутся в 50 тысяч рублей. Фото: Яндекс.Маркет
Старые диски на 16 дюймов отработали свое. Фото: Авто.ру
Старые диски на 16 дюймов отработали свое. Фото: Авто.ру
Новая резина «Ханкук» вполне годится для «Фокуса». Фото: Яндекс.Маркет
Новая резина «Ханкук» вполне годится для «Фокуса». Фото: Яндекс.Маркет

Новое «литье» обойдется в 50 тысяч рублей. Надеваем на диски приличную корейскую резину «Ханкук» по 5503 рубля за штуку и получаем в итоге модные и новые колеса стоимостью около 75 тысяч рублей.

Следующий шаг — замена фонарей и фар. Они у нашего «Фокуса» галогенные, а потому явно проигрывают современным решениям в светотехнике как по внешнему виду, так и по мощности освещения. Вариантов замены — множество с бюджетами от 10 до 100 тысяч рублей в зависимости от выбранной модели и производителя. Мы бы выбрали разумный по цене линзованный ксенон по 17,8 тысячи за штуку спереди и задние ЛЕД-фонари за 27 тысяч рублей.

Современные фары явно выигрывают у предшесвующей светотехники. Фото: Яндекс. Маркет
Современные фары явно выигрывают у предшесвующей светотехники. Фото: Яндекс. Маркет
Мы бы выбрали задние ЛЕД-фонари за 27 тысяч рублей. Фото: Озон.ру
Мы бы выбрали задние ЛЕД-фонари за 27 тысяч рублей. Фото: Озон.ру
На маркетплейсе есть и масса более дешевых предложений по светотехнике авто. Фото: Озон.ру
На маркетплейсе есть и масса более дешевых предложений по светотехнике авто. Фото: Озон.ру

Тут не поспоришь, что машина с новыми, яркими и незамутненными «глазами» смотрится куда свежее и современнее. И она заиграет в ваших глазах еще лучше при керамической полировке кузова в два слоя.

По нашему опыту с другими иномарками керамика вполне оправдывает потраченные на нее 40 тысяч рублей и держится как минимум три года. Кроме того, в процессе подготовки кузова с него убирают все потертости, микроцарапины и вмятины, накопившиеся за годы эксплуатации.

Эффект обновленного автомобиля усилится, если в том же детейлинг-центре заказать глубокую химчистку салона (15-20 тысяч рублей) с выносом сидений и напольного покрытия. Специальная химия убьет не только въевшиеся пыль и грязь, но и специфические запахи бывалого автомобиля. Многие центры в виде бесплатного бонуса дают и озонацию салона после его чистки.

Правльная химчистка салона — это когда снимают сиденья и чистят самые потаенные углы машины. А еще лучше, если и ковры демонтируют, отправляя их на глубокую мойку под напором. Фото: 1MI
Правльная химчистка салона — это когда снимают сиденья и чистят самые потаенные углы машины. А еще лучше, если и ковры демонтируют, отправляя их на глубокую мойку под напором. Фото: 1MI
Дополнительная шумоизоляция старого автомобиля придаст водителю новые впечатления от езды. Фото: 1MI
Дополнительная шумоизоляция старого автомобиля придаст водителю новые впечатления от езды. Фото: 1MI
Полировка кузова керамикой: проверено, эффекта хватает не на один год. Фото: 1MI
Полировка кузова керамикой: проверено, эффекта хватает не на один год. Фото: 1MI

Ну, а если вы решились на чистку с разбором салона, то можно задуматься и о дополнительной шумоизоляции днища и дверей (цена вопроса — около 50 тысяч рублей). Эта процедура не только надежно защитит железо от внутренней коррозии, но и прибавит теплозащиту автомобилю, и, конечно, даст новые впечатления от более тихой езды во всех режимах.

Еще одна необходимая операция с кузовом пожившей на наших дорогах машины — новое антикоррозийное покрытие порогов и днища (стоимость — около 20 тысяч рублей). Ведь можно не сомневаться, что заводское покрытие или дилерское, сделанное на некогда новом авто, за 10-12 лет либо осыпалось, либо потеряло свои защитные свойства.

Новый антикорр на старых машинах — не прихоть, а необходимость! Если, конечно, вы хотите сохранить свой автомобиль и дальше. Фото: 1MI
Новый антикорр на старых машинах — не прихоть, а необходимость! Если, конечно, вы хотите сохранить свой автомобиль и дальше. Фото: 1MI

Наконец, вишенкой на торте переделок внутри салона может стать новая мультимедиа с поддержкой всех модных функций и гаджетов, включая навигацию и камеры заднего вида. Вариантов тут также множество для всех четырех видов штатной музыки. Цены — от 20 до 60 тысяч рублей.

Лучшие из них работают на последних версиях «Андроид», имеют экран на 9,5 дюйма, новейшую QLED-матрицу с широкими углами обзора и HD-разрешением 1280×720. У них емкостный морозостойкий сенсор, мультитач до пяти касаний (например, масштабирование и вращение карты двумя пальцами).

Вариантов с новыми мультимедиа для старого «Форда» — множество. Фото: 1MI
Вариантов с новыми мультимедиа для старого «Форда» — множество. Фото: 1MI

Ходовая часть: заменить всю — и точка!

Дальше наше омоложение идет в ходовую часть машины. Идеальный вариант здесь — не резать кошке хвост по частям, заменяя одни детали по мере выхода их строя на новые, а полностью ставить новую подвеску. Ведь чудес не бывает, и пробег больше 200 тысяч километров все равно приведет вас в автосервисы. Но куда удобнее и в итоге дешевле сделать это один раз, нежели десять раз по разу. Во-первых, получите скидку от сервиса, во-вторых, почувствуете эффект новой подвески в совокупности ее деталей.

Начнем с механизмов, которые прячутся за колесами

Тормозные колодки обрадовали ценами на «Яндекс.Маркете» от 1300 до 2170 рублей. На круг вышло около восьми тысяч. Семь тысяч мы отдали за самые дорогие передние тормозные диски и шесть тысяч — за задние.

Стоимость четырех суппортов колебалась в диапазоне от 24 до 50 тысяч рублей за оригинальные запчасти от «Форда». Хотя сами суппорты можно и не менять вообще, ограничившись заменой их поршней. Ремкомплекты передних суппортов на «Форд» стоят на «Озоне» 600 рублей, задних — 400.

На ступицах экономить не стоит. В сборе с подшипниками они обошлись в 28 тысяч. По 16,7 тысячи рублей стоят оригинальные поворотные кулаки от «Форда», итого — 33,4 тысячи рублей за обе детали.

Тормозные колодки, суппорты, тормозные диски и барабаны — все это доступно для желающих ремонтировать автомобили. Фото: Яндекс. Маркет
Тормозные колодки, суппорты, тормозные диски и барабаны — все это доступно для желающих ремонтировать автомобили. Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет
Фото: Яндекс. Маркет

Дальше у нас шла собственно подвеска автомобиля. Мы, разумеется, выбрали готовые комплекты в сборе с втулками и новыми болтами. Это, бесспорно, обрадует автослесаря, которому не придется заниматься прессовкой и переживать за срезанные при разборе болты.

Мы, разумеется, проголосовали за самую дорогую неоригинальную версию от немецкой фирмы. Задняя подвеска в сборе обошлась в 45 тысяч рублей, хотя были предложения от китайского ноунейма за 13 207 рублей. Плюс амортизаторы, пружины и отбойники за 16 тысяч.

Передние амортизаторы и пружины вместе с подшипниками стоили 17,5 тысячи рублей, рычаги передней подвески в сборе с шаровыми опорами — еще 18,5 тысячи, а стойки стабилизатора поперечной устойчивости — 1,8 тысячи рублей за пару.

Передние и задние подвески на «Форд» можно купить в комплекте. Фото: Яндекс.Маркет
Передние и задние подвески на «Форд» можно купить в комплекте. Фото: Яндекс.Маркет

О тормозах мы уже позаботились, но забыли пару важных деталей. Вакуумный усилитель ломается крайне редко, но в случае замены обойдется в оригинальном виде под 20 тысяч рублей (хотя предложений купить бэушный от 900 рублей до трех тысяч — большое количество). Аналогичная ситуация и с главным тормозным цилиндром: цена официалов «Форда» — 18 тысяч рублей. Зато тросы стояночного тормоза вместе с колодками обошлись в пять тысяч рублей за комплект.

Цены на оригинальные запчасти от «Форда» могут быть на порядок больше, чем у других производителей автокомпонентов. Фото: Яндекс.Маркет
Цены на оригинальные запчасти от «Форда» могут быть на порядок больше, чем у других производителей автокомпонентов. Фото: Яндекс.Маркет
Фото: Яндекс.Маркет
Фото: Яндекс.Маркет
Фото: Яндекс.Маркет
Фото: Яндекс.Маркет

Весьма демократичными можно назвать и цены предложений на детали выпускной системы «Фокуса». «Яндекс.Маркет» при поисковом запросе выдает стоимость выпускного коллектора, катализатора, главного глушителя, резонатора, трубы от трех до 16 тысяч рублей. При необходимости тысяч за 40-50 можно поменять всю конструкцию — от мотора до заднего бампера.

Детали выпускной системы радуют ценами. Фото: Яндекс.Маркет
Детали выпускной системы радуют ценами. Фото: Яндекс.Маркет

Что делают с моторами «Фокуса» при пробеге в 250 тысяч километров

Как заверяет наш технический эксперт Игорь Лемешев, при честном пробеге до 250 тысяч километров с моторами Ford Focus III (например, с двигателем 1,6 л или 2,0 л) проводят только обслуживание, а именно:

  • Регулировку тепловых зазоров клапанов — каждые 100 тысяч км. В некоторых модификациях нет гидрокомпенсаторов, зазоры регулируют подбором стаканчиков толкателей. Цена вопроса — от двух до пяти тысяч рублей.
  • Промывку форсунок — если форсунки забились, это может привести к ошибке, сигнализирующей о слишком бедной смеси. Стоимость работы — в районе трех тысяч рублей.
  •  Замену прокладки клапанной крышки — если из-под клапанной крышки капает масло, это может повредить прокладки тройника системы охлаждения. Исправление стоит от 600 рублей до трех тысяч.
  • Замену цепи в приводе ГРМ — ресурс цепи — около 200–250 тысяч км. Стоимость — около восьми тысяч рублей.
  • Замену клапана вентиляции картерных газов (PCV) — при выходе клапана из строя возможны серьезные повреждения двигателя. Цена вопроса — до пяти тысяч рублей.
  • Ремонт головки блока — если при перегреве пробивает прокладку, это может привести к повреждению ГБЦ. Стоимость работ — от 14 до 18 тысяч рублей.

Что касается автоматической коробки, то в ней нужна только замена масла и фильтра. Поисковики выдают стоимость в районе десяти тысяч рублей.

На этом основные затраты на реновацию машины можно считать законченными.

Примерная стоимость реновации «Форд Фокус»

Разумеется, что приводимые нами цифры — это не точная калькуляция запасных частей и работ. В России слишком велика региональная разница в стоимости деталей и работ. Кроме того, цена товаров от разных поставщиков также различается в разы.

В нашем случае суммирование ранее приведенных цен с учетом неназванных расценок на слесарные работы составило общую величину около 700 тысяч рублей.

Много это или мало? И стоит ли игра свеч? Давайте посчитаем

Если менять старый «Фокус» на новую иномарку, средняя цена которой составляет сегодня 3,5 миллиона рублей, то продать «Форд» можно за 600 тысяч рублей самому либо сдать его в трейд-ин в зачет не более 500 тысяч.

Вероятно, что трех миллионов рублей у владельца старого «Форда» нет. Поэтому в лучшем случае ему навяжут к сумме многолетнего кредита под 26% годовых еще и страховки. Во сколько в итоге обойдется новый автомобиль, лучше даже и не говорить. Не просто дорого. А очень дорого!

Вопрос о том, нужно ли человеку влезать в долговую кабалу ради новой китайской колесницы (а других новых за 3,5 миллиона не предлагают), каждый решает сам.

---