Среди множества талантливых зодчих Петербурга, которыми оказалось столь богато начало прошлого столетия, техник Павел Михайлович Мульханов выделялся не только удивительной плодовитостью, но и какой-то неуемной страстью к созданию многочисленных авторских вариантов архитектурного декора. При наличии очень большого числа заказов Павел Михайлович в разработке планировок проектируемых зданий действовал, как правило, максимально просто и эффективно не стесняясь использовать уже проверенные, зачастую типовые, решения. Но когда дело доходило до «художественной части» Мульханов не жалел времени и сил на создание чего-то нового и индивидуального. Для совершенно разных заказчиков, у каждого из которых были свои вкусы и пристрастия, он мог предложить варианты практически в любой стилистике, часто совмещая в одном месте детали разных стилей или просто декорируя старое по новой моде. Особенной любовью Павла Михайловича был модерн с его хитросплетениями плавных линий и именно в этом стиле он создал свои лучшие, на мой взгляд, работы. К «неоклассическим исканиям», которые стали стремительно набирать популярность где-то в 1910-м, он, судя по всему, относился настороженно. Хотя…
В 1912-м Павел Михайлович, по уже сложившейся у него практике, «вел» сразу пять проектов, общий счет коих у него уже перевалил за восьмой десяток. Практически все они были на Петербургской стороне, где в основном работал Мульханов, но один из них сильно выделялся, и не типичным для зодчего районом, и необычными «декорациями». Участок в столичной Коломне на углу Лермонтовского проспекта и Торговой улицы еще в средине позапрошлого века стал собственностью семейства Печаткиных – бумажных фабрикантов, пробовавших в свое время силы и в книжной торговле, и даже в издательском деле выпуская знаменитый журнал «Библиотека для чтения». В этом месте проживало несколько поколений почтенного семейства, а идея построить тут новый, современный, пятиэтажный доходный дом принадлежала Николаю Вячеславовичу Печаткину – инженеру-технологу, владельцу семейной недвижимости и совладельцу семейного дела, а с 1913-го члену правления и директору-распорядителю акционерного общества «Российская писчебумажная фабрика в Санкт-Петербурге». Именно он и пригласил для реализации задуманного проекта Павла Михайловича, а тот, в свою очередь, несмотря на высокую загрузку совсем в другом районе города, Николаю Вячеславовичу отказывать не стал.
Трудно сказать кому из них принадлежала идея оформить дом в стиле откровенно тяжеловесной, претенциозно монументальной и довольно мрачной неоклассики. Ранее ничего подобного Мульханов не строил в принципе.
Эксперименты со стилем конечно были, но тут они приобрели просто небывалый размах. Интересно, что в общем и целом Павел Михайлович использовал в проекте свои собственные наработки времен модерна с разнообразными эркерами, балконами, окнами и оконными наличниками… А вот украсил он это обильным и массивным классицистическим декором «в римском вкусе». Мощный руст, пилястры на три этажа, полуколонны, тематически маскароны и многочисленные львиные головы, стилизованные гирлянды, «факелы», «римский» фриз, внушительный фронтон с не менее внушительными лепными трофеями и даже пара сфинксов по краям этого самого фронтона.
Монументальный портал единственной парадной более напоминал о серьезном государственном учреждении нежели о доходном доме.
Впрочем неоклассические фантазии Мульханова «внешностью» на самом деле и ограничивались. Парадная в полукруглом вынесенном объеме имела довольно стандартную для своего времени планировку «с разворотом» и освещением в три окна.
Конечно тут была непременная колоннада в холле,
но все остальное превратилось в разностильный набор «каталожных» деталей, где весьма распространённый вариант фриза и лепных кронштейнов времен поздней эклектики соседствовал с откровенно модерновым видом лестничных ограждений.
Причиной такого подхода вполне могла быть позиция заказчика, для которого именно фасад казался наиболее важной и «говорящей» частью проекта, а внутренняя отделка создавалась уже по принципу оптимизации и снижения общих издержек. Сделано на самом деле добротно, но без лишних затрат.
На самом деле эта серая «военизированная» громада сильно отличалась от всего, что Павел Михайлович построил ранее и невольно возникает ощущение, что некое предчувствие стремительно наступающего «железного века» уже диктовало ему свои правила. Нечто подобное в Петербурге уже строили, но у Мульханова «тенденция стиля» была выполнена с особенной «концентрацией». И заказчик это вполне одобрил. Для талантливого зодчего дом в Коломне стал одной из последних работ в Петербурге, да и в целом одной из последних работ. Строительство завершилось в 1914-м…
Разразившаяся мировая катастрофа многое изменила в жизни многих. Поселившийся в новом доме Николай Вячеславович Печаткин, пытался приспособится к новой обстановке и в годы войны умудряется получить солидный государственный кредит для строительства нового завода по производству артиллерийских снарядов, а потом и государственный заказ на их поставку. Но 1917-й все эти усилия перечеркнул в одночасье. Если верить информации городских справочников, то лишившийся всего Николай Вячеславович перебрался на жительство из собственной квартиры в квартиру своего родного брата Бориса в доме через улицу где и оставался вплоть до 1926-го. Впрочем есть версия, что он смог эмигрировать и уехать в Британию. Более подробной информации я, увы, пока не нашел. Павел Михайлович Мульханов, в отличии от многих своих коллег, изменения в стране не принял категорически и уехал из России практически сразу, благо средства позволяли это сделать. Архитектурной практикой он более не занимался и тихо скончался в Париже в 1942-м дожив почти до 85 лет.
Такая вот история.