В уходящем 2025 году стал совершенно очевиден растущий запрос россиян на национальную идентичность. Люди с гордостью говорят о своей стране, молодежь заслушивается песнями Кадышевой и Бабкиной, все популярнее становится православие, а социологи называют показатели патриотизма зашкаливающими.
2025 год стал годом, когда уже нельзя было не заметить огромный сдвиг в российском обществе. Популярность всего национального и патриотичного выражалась повсюду и принимала самые разные формы.
Одной из самых популярных песен в 2025 году стала патриотическая «Матушка земля». После выступления Владимира Путина на Валдайском форуме неожиданно вырос интерес к кокошникам: поисковые запросы «кокошник купить» подскочили на 200 процентов, а маркетплейсы зафиксировали продажи сотен тысяч кокошников.
За три года «Кинопоиск» зафиксировал рост интереса к отечественному контенту с 63 до 87%. То есть отечественные фильмы не просто конкурируют, но и начинают вытеснять зарубежные. Доля российских сериалов, по данным TelecomDaily, на крупнейших онлайн-кинотеатрах приблизилась к 50%.
Примеры можно множить. Важно, что всё это — фрагменты общего национального самоощущения. На это красноречиво указывает ситуация в молодежной среде.
По данным ВЦИОМ, показатель патриотизма среди россиян 18–24 лет достиг 99%. Социологи называют значения «зашкаливающими». Почти столько же — у ответа на вопрос, готовы ли респонденты встать на защиту Родины. 92% отвечавших в возрасте 18–24 лет сказали, что готовы.
Один из «вау-эффектов» уходящего года — рост числа православной молодежи. Согласно опросу ВЦИОМ, доля молодых людей, которые считают себя православными, выросла почти вдвое за последние годы: с 25 до 45%. Возник даже своеобразный молодежный тренд — «монастыринг»: необычный формат отдыха, когда молодые люди уезжают в монастыри на несколько недель.
«Ценности, которые разделяет молодежь, всегда показывают, чем живет страна и куда движется. На протяжении нескольких десятилетий среди российской молодежи доминировали западные ценности: в моде, музыке, культуре и даже общении. Но за последние годы эта ситуация изменилась. Если раньше патриотизм был непопулярен в молодежной среде, то сегодня это действительно искренне одобряемо: молодые люди уважают тех, кто любит свою Родину, и равняются на них», — считает молодой политолог Дмитрий Федотов.
Культурный поворот связан и с разочарованием в Западе, чьи двойные стандарты стали очевидны, и с государственной политикой, нацеленной на формирование патриотичного самосознания. Здесь тоже десятки примеров: от внедрения советников по воспитанию и «Разговоров о важном» в учебных заведениях до всесторонней поддержки «Движения первых», «Юнармии», «Знания» и множества других проектов для молодежи.
Особенно заметен рост популярности государственных символов – флага и гимна, – который объясняется сплочением нации в ответ на внешние вызовы. Согласно недавнему опросу RussianField, самой значимой песней года стал гимн России, который занял первое место у двух возрастных категорий (18–29 и 30–44) и второе место у более взрослых респондентов, всё же отдавших предпочтение «Дню Победы». При этом стоит подчеркнуть, что в любых «топах» любимых музыкальных исполнителей отсутствуют западные имена.
Очевидно, что интерес к национальному в 2025 году окончательно перестал быть нишевым. Он стал частью нового актуального стиля. Больше не стыдно быть патриотом, не стыдно поддерживать страну и верить в ее будущее.
«Россияне всё чаще находят силу и вдохновение в своей Родине, ее культуре, истории и ценностях. И этот процесс приобрел повсеместный характер. Это победа в борьбе за умы наших граждан, в достижении которой многие сомневались. Сегодня каждый из нас говорит по-русски, любит русское, гордо демонстрирует свою принадлежность России. Если еще десять лет назад на патриотов могли косо смотреть, то теперь под шквал критики попадают люди, дистанцирующиеся от своей страны. Это важная тенденция, главное — ее укрепить и сохранить», — говорит политолог Петр Колчин.
Интерес к своему, родному, к достижениям и культуре своей страны, проявляется и в популярности Национального центра «Россия», который за первый год работы (с 4 ноября 2024-го по 4 ноября 2025 года) посетили свыше 500 тыс. человек. Кстати, именно при Наццентре сегодня работает Совет по разработке и продвижению нового российского стиля в общественном пространстве. Да и сама миссия Национального центра — «знать и любить Россию» — полностью отражает запрос на национальную идентичность.
Одновременно в обществе укрепляется установка на то, что надо работать и жить на Родине. Эмиграционные настроения второй год подряд находятся на историческом минимуме.
2025 год дал понять, что эти перемены — не просто мода и тренд, а нечто большее: основание нового самосознания, которое формируется и снизу, и сверху. Можно вспомнить, что недавно утвержденная президентом Стратегия государственной национальной политики России до 2036 года подчеркивает: российское общество объединено общим культурным кодом, в основе которого лежит сохранение и развитие русской культуры и русского языка.
Уже сегодня общероссийская гражданская идентичность, которая подразумевает, что жители в первую очередь осознают себя гражданами России, а уже затем отмечают свою конфессию или этнос, стабильно преобладает среди других форм коллективной идентичности. В 2025 году она превысила 92%. Это важный результат для страны. Целевой показатель к 2036 году — поднять уровень до не менее чем 95%. С учетом тренда эта цифра даже кажется несколько заниженной.