Найти в Дзене
Сказы Истории

Скрываемая тайна крещения Руси, какое христианство выбрал князь Владимир

Согласно древней русской летописи, известной как «Повесть временных лет», князь Владимир крестился около 988 года в городе Корсуне (современный Херсонес Таврический). Однако историки отмечают, что принятый Владимиром символ веры имел признаки арианских убеждений, отличаясь от традиционного византийского вероисповедания. Корсунская легенда и принятие князем Владимиром христианства «Сын же подобосущен и собезначален Отцу» — арианский символ веры, который, согласно «Повести временных лет», зачитал князь Владимир при своём крещении. Ариане считали Христа подобным, но не равным Богу, что противоречило догматическим утверждениям греческой церкви, которая ещё в 325 году приняла Никейский Символ веры, где Сын единосущен Отцу. Так что первоначально Русь приняла христианство не греческого, а арианского толка. Историк Аполлон Григорьевич Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа» также подтверждал, что князь Владимир изначально принял форму христианства, близкую к ариан

Согласно древней русской летописи, известной как «Повесть временных лет», князь Владимир крестился около 988 года в городе Корсуне (современный Херсонес Таврический). Однако историки отмечают, что принятый Владимиром символ веры имел признаки арианских убеждений, отличаясь от традиционного византийского вероисповедания.

Корсунская легенда и принятие князем Владимиром христианства

«Сын же подобосущен и собезначален Отцу» — арианский символ веры, который, согласно «Повести временных лет», зачитал князь Владимир при своём крещении. Ариане считали Христа подобным, но не равным Богу, что противоречило догматическим утверждениям греческой церкви, которая ещё в 325 году приняла Никейский Символ веры, где Сын единосущен Отцу.

Так что первоначально Русь приняла христианство не греческого, а арианского толка.

Историк Аполлон Григорьевич Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа» также подтверждал, что князь Владимир изначально принял форму христианства, близкую к арианству и основывал свой вывод на последующей судьбе первой киевской церкви — Десятинной.

Эта церковь, построенная вскоре после официального крещения Руси, неоднократно освящалась заново, причем первое такое освящение произошло при князе Ярославе Мудром, сыне Владимира. Позже церковь вновь освящали представители византийских патриарших кругов.

Это ещё раз подтверждает, что первоначальный обряд и вера, принятые Владимиром, могли отличаться от общепринятого православия, установленного позже при участии греческих иерархов.

Арианство и истоки западного христианства

Арианство стало основой раннего европейского христианства, особенно сильно проявившись в Центральной и Северной Европе, включая будущие территории Франции, Англии, Чехии, Германии и Польши.

Арианский Баптистерий в Равенне. Фото из открытого доступа
Арианский Баптистерий в Равенне. Фото из открытого доступа

Арианство - забытое раннехристианское учение о природе Христа, которое представляет собой одно из наиболее значимых ранних направлений христианства, получившее широкое распространение в Европе и на Ближнем Востоке в период с IV по VI века нашей эры. Основоположником учения является священник из Александрии по имени Арий (примерно 256–336 годы).

Ключевое отличие арианства заключалось в особом взгляде на природу Иисуса. Арий считал, что Христос не является единым и вечным существом вместе с Богом Отцом, а выступает как высшая сотворённая сущность, созданная Богом раньше всего остального мира. Важнейшим тезисом арианства стало утверждение: «Было время, когда Сына не было». Такое представление вызвало острые споры внутри христианской общины, поскольку шло вразрез с традиционным пониманием Троицы, сформулированным на Вселенских соборах.

Учение Ария Фото из открытого доступа
Учение Ария Фото из открытого доступа

Различия между арианством и ортодоксальным христианством

Основное различие между арианством и ортодоксальным христианством касалось понимания природы Божественной Троицы. Ортодоксальная позиция, утверждённая Первым Никейским собором в 325 году, провозглашала равенство и единую сущностную природу трёх лиц Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.

Напротив, последователи Ария полагали, что Христос хотя и обладал божественными качествами, но являлся сотворённым существом, подчинённым Богу Отцу. Они отрицали идею равной и единой природы всех членов Троицы, считая Христа посредником между Богом и человечеством, но не истинным Богом.

Это расхождение породило глубокие конфликты внутри христианской общины. Император Константин I попытался решить проблему, собрав Никейский собор, где арианство было объявлено ересью, а сам Арий осужден. Тем не менее движение продолжало существовать, находя поддержку среди некоторых влиятельных групп и даже целых регионов Европы, включая варварские племена вроде готов, вандалов и лангобардов, которым впервые проповедовали христианство именно арианские миссионеры.

Арианство и варварские королевства: политика и религия в эпоху Великого переселения народов

В IV–V веках арианство играло важную роль в формировании религиозных практик варварских королевств, возникших после распада Западной Римской империи. Оно служило инструментом политического самоопределения новых правителей и способствовало формированию собственной церковной структуры, независимой от власти императора и церковной власти в Риме.

Варварские королевства. Фото из открытого доступа
Варварские королевства. Фото из открытого доступа

Некоторые германские племена, такие как остготы в Италии и вестготы в Испании, приняли арианство как свою официальную религию. Варварские правители видели в арианстве средство подчеркнуть свою этническую и культурную обособленность от прежних римских традиций, сохранив свободу действий вне контроля со стороны императорской власти и римской иерархии.

Кроме того, отмечается связь между ранним римским папством и арианством, подчеркивая, что первые папы происходили из среды ариан и использовали арианство как инструмент борьбы против римской церкви.

Именно из арианства впоследствии возникла католическая традиция, поскольку первые христианские собрания в Западной Европе проводились арианами. Западные христиане приняли Троицу, но догматического единства между Западной Римской и Восточной Константинопольской церквями так и не случилось. В 1054 году церкви разделились. Официальной причиной стало «фелиокве» - двойное исхождение Святого Духа у католиков – от Отца и от Сына.

В заключение

Таким образом князь Владимир принёс на Русь христианство арианского толка с примесью идолопоклонства (иконы, мощи).

Крещение киевлян было насильственным. Это, например, описывает митрополит Макарий (Булгаков)(1816- 1882) в своём труде «История Русской Церкви»: «не все, принявшие веру, приняли её по любви, некоторые — только по страху к повелевшему, и не все крестились охотно, некоторые — неохотно».

«Крестились одновременно очень много киевлян. Но нашлись и такие, которые не хотели слушать ни проповедей духовенства, ни приказания князя: они бежали из Киева в степи и леса».

До XVII века на Руси было двоеверие: ведическое православие и христианство арианского толка, которое пыталось заменить собой православие, налагая христианские праздники на славянские. Ну а после реформы патриарха Никона 1653-1656 годов правоверная греческая церковь устроила второе крещение, уничтожая древнюю культуру славян.

По всей Руси распространилась «книжная гарь» - горели древние рукописи, книги, летописи, ведические храмы и вместе со всем этим и волхвы. Запрещены были музыкальные инструменты (гусли, дудки, свирели) и веселья. Чёрный мрак опустился на Русь.