Что я помню из школьной жизни? Училась в школе с 1965 по 1975 год. Все школьные годы нам твердили, что нужно хорошо учиться, иметь твёрдые знания, чтобы потом после школы выбрать интересную профессию и получить по ней образование. В то время можно было поступать и сдавать вступительные экзамены только в одно высшее или средне-специальное учебное заведение. Нельзя было ошибиться с выбором профессии, чтобы не пришлось бросать, если не понравится. Вот такой был посыл от школы и учителей. Это подготовка к будущей жизни. С профессиями знакомились на встречах, когда приезжали в школу студенты вузов. На день открытых дверей учебных заведений выпускники выезжали в город с классным руководителем. Получается, что в некоторых институтах и техникумах был недобор абитуриентов, поэтому в течение года зазывали поступать в своё учебное заведение. Обучение полностью было бесплатное, да ещё кое-где были свои привилегии - общежитие, бесплатное питание, форма, бесплатное обеспечение учебными материалами, интересная практика, престижное распределение на работу.
Что у нас происходит сейчас? Школьники не знают, кем они хотят быть, они знают куда они попытаются поступить, сдают документы сразу в несколько учебных заведений, очень часто даже по разным специальностям. Куда хватит баллов ЕГЭ, чтобы пройти конкурс среди поступающих. Или поступают платно туда, куда у родителей хватит денег. Сейчас недобора студентов нет, потому мало бюджетных мест, конкурс большой даже на платной основе.
А теперь скажите - есть ли смысл посещать уроки по выбору профессии, если, как говорится, вилами на воде писано? Это, как в лотерею играть - повезёт или не повезёт. Смысла нет выбирать профессию заранее. В советское время я часто проводила анкетирование кто и кем хочет стать. Сейчас такая анкета провальная, потому что дети не знают кем хотят стать, не потому что о профессиях ничего не знают, а потому что ситуация с поступлением теперь такая.
Готовили нас специально к семейной жизни? Нет. Просто на классных часах говорили про общечеловеческие ценности - доброта, понимание, уважение, любовь к родителям. Да разве можно подготовить к семейной жизни? Жизнь такая сложная, у каждого своя, индивидуальная и неповторимая. Нет таких правил, чтобы жизнь сложилась удачная.
Самое главное - это отношения между людьми, а они зависят от многих факторов - проблемы быта, материальный достаток, наличие или отсутствие любви между людьми. Это каждый человек переживает по-своему, всё зависит от эмоционального внутреннего фона человека. Предмет "Семьеведение" не подготовит всех школьников к хорошей семейной жизни. Школьники - это дети, они ещё не знают, что с ними может случиться дальше, поэтому многое услышанное пропускают мимо ушей.
Как в советской школе готовили к труду? Да не готовили, мы работали, начиная с 1 класса. Был пришкольный участок и цветники вокруг школы. У каждого класса была своя грядка, своя клумба, своя территория уборки мусора. А еще весной и осенью - сбор металлолома, а зимой - сбор макулатуры. Весной очищали снег вокруг здания школы. Летняя отработка со 2 по 10 класс - это работа на пришкольном участке, уборка мусора на улицах села, уход за территорией сельского обелиска. Старшие классы занимались побелкой и покраской школьных кабинетов, покраской фасада здания с улицы, побелка деревянной изгороди вокруг школьной территории, подготовка спортивных сооружений, уход за школьным спортивным полем, работа по ремонту книг в библиотеке. А зимой ученики выпускных классов разгружали вагоны с углём для школьной котельной, чтобы заработать денег на выпускной.
Работа по самообслуживанию - уборка своих кабинетов, мытьё парт и стульев, дежурство в классе и в столовой, уход за растениями.
Уроки труда и домоводства - в разные годы было по-разному. Домоводство для девочек - готовка, шитьё, вязание, вышивание. А вот грузовик, столярное и слесарное дело изучали мальчики и девочки. Детали тяжёлые друг другу в портфель подсовывали. Крючки вытачивали из металла, молотки вытачивали на станках из дерева, киянки или как они там назывались. Такие труды нужны сейчас, если всё можно купить? В советское время то, что сам изготовил, использовали в своей жизни. А куда с этим сейчас? Раньше швейные машины были в каждом доме - шили не только одежду, но и постельное бельё, полотенца, скатерти, потому что сшить самому получалось дешевле. Ситца разного было много, стоил копейки.
Сейчас много ли людей шьёт платья, рубашки, пододеяльники для дома и для семьи? Скорее всего никто. А табуретки кто у нас делает, чтобы на них дома сидеть? В. Володин очень сокрушается по поводу, что мальчики не умеют табуретку сколотить. А зачем она нужна эта табуретка? Я ничего не имею против тех, кто этим занимается профессионально и творчески, но всем уметь зачем это? Любой труд и умение должны иметь применение!
Весной и осенью с 5 по 10 класс работали на овощных полях сельского дома-специнтерната для пожилых и инвалидов, садили, пололи, собирали урожай картошки, капусты и других овощей. А еще выезжали на посадку и прополку саженцев хвойных деревьев.
А сейчас, когда школьников выводят на какую-нибудь работу, то находятся такие родители, которые шум поднимают до прокуратуры, а их дети демонстративно этим козыряют. Ну и что с такими делать тогда, если они таким образом подрывают авторитет школы? Всем не угодишь, потому что у каждого своё мнение. Только у школы не стало авторитета, потому что дозволено всё и всем, прав нет только у школы.
Забыла, как там называется сейчас предмет про экономию и бережливость. Просьбы были от родителей - научить детей вести бюджет, научить платить за коммуналку. Вообще не вижу в этом проблемы. Зачем на это тратить драгоценное учебное время? Как коммуналку заплатить - зашел в сбер-онлайн, все квитанции уже есть, нажал кнопочку "перевести деньги в сумме..." и всё, просто секундное дело. А с бюджетом так вообще бесполезное обучение. У кого сколько денег на кону, от этой суммы и "пляшем".
В общем, я злая, потому что, работая с детьми, всегда хотела, чтобы мои ученики были самые умные и самые добрые. А всё остальное, как говорится, само сложится по ситуации. И не надо тратить учебное время для натаскивания на жизненные ситуации. Это как варианты вопросов на ЕГЭ, у каждого свой.