Найти в Дзене

Как готовили к жизни в советской школе, как готовят сейчас

Что я помню из школьной жизни? Училась в школе с 1965 по 1975 год. Все школьные годы нам твердили, что нужно хорошо учиться, иметь твёрдые знания, чтобы потом после школы выбрать интересную профессию и получить по ней образование. В то время можно было поступать и сдавать вступительные экзамены только в одно высшее или средне-специальное учебное заведение. Нельзя было ошибиться с выбором профессии, чтобы не пришлось бросать, если не понравится. Вот такой был посыл от школы и учителей. Это подготовка к будущей жизни. С профессиями знакомились на встречах, когда приезжали в школу студенты вузов. На день открытых дверей учебных заведений выпускники выезжали в город с классным руководителем. Получается, что в некоторых институтах и техникумах был недобор абитуриентов, поэтому в течение года зазывали поступать в своё учебное заведение. Обучение полностью было бесплатное, да ещё кое-где были свои привилегии - общежитие, бесплатное питание, форма, бесплатное обеспечение учебными материалами,

Что я помню из школьной жизни? Училась в школе с 1965 по 1975 год. Все школьные годы нам твердили, что нужно хорошо учиться, иметь твёрдые знания, чтобы потом после школы выбрать интересную профессию и получить по ней образование. В то время можно было поступать и сдавать вступительные экзамены только в одно высшее или средне-специальное учебное заведение. Нельзя было ошибиться с выбором профессии, чтобы не пришлось бросать, если не понравится. Вот такой был посыл от школы и учителей. Это подготовка к будущей жизни. С профессиями знакомились на встречах, когда приезжали в школу студенты вузов. На день открытых дверей учебных заведений выпускники выезжали в город с классным руководителем. Получается, что в некоторых институтах и техникумах был недобор абитуриентов, поэтому в течение года зазывали поступать в своё учебное заведение. Обучение полностью было бесплатное, да ещё кое-где были свои привилегии - общежитие, бесплатное питание, форма, бесплатное обеспечение учебными материалами, интересная практика, престижное распределение на работу.

1974 год. 9 класс. Мы с одноклассницами.
1974 год. 9 класс. Мы с одноклассницами.

Что у нас происходит сейчас? Школьники не знают, кем они хотят быть, они знают куда они попытаются поступить, сдают документы сразу в несколько учебных заведений, очень часто даже по разным специальностям. Куда хватит баллов ЕГЭ, чтобы пройти конкурс среди поступающих. Или поступают платно туда, куда у родителей хватит денег. Сейчас недобора студентов нет, потому мало бюджетных мест, конкурс большой даже на платной основе.

А теперь скажите - есть ли смысл посещать уроки по выбору профессии, если, как говорится, вилами на воде писано? Это, как в лотерею играть - повезёт или не повезёт. Смысла нет выбирать профессию заранее. В советское время я часто проводила анкетирование кто и кем хочет стать. Сейчас такая анкета провальная, потому что дети не знают кем хотят стать, не потому что о профессиях ничего не знают, а потому что ситуация с поступлением теперь такая.

Готовили нас специально к семейной жизни? Нет. Просто на классных часах говорили про общечеловеческие ценности - доброта, понимание, уважение, любовь к родителям. Да разве можно подготовить к семейной жизни? Жизнь такая сложная, у каждого своя, индивидуальная и неповторимая. Нет таких правил, чтобы жизнь сложилась удачная.

Самое главное - это отношения между людьми, а они зависят от многих факторов - проблемы быта, материальный достаток, наличие или отсутствие любви между людьми. Это каждый человек переживает по-своему, всё зависит от эмоционального внутреннего фона человека. Предмет "Семьеведение" не подготовит всех школьников к хорошей семейной жизни. Школьники - это дети, они ещё не знают, что с ними может случиться дальше, поэтому многое услышанное пропускают мимо ушей.

1973г. Фотоаппарат был редкостью, поэтому при случае фоткались в кабинете на переменах
1973г. Фотоаппарат был редкостью, поэтому при случае фоткались в кабинете на переменах

Как в советской школе готовили к труду? Да не готовили, мы работали, начиная с 1 класса. Был пришкольный участок и цветники вокруг школы. У каждого класса была своя грядка, своя клумба, своя территория уборки мусора. А еще весной и осенью - сбор металлолома, а зимой - сбор макулатуры. Весной очищали снег вокруг здания школы. Летняя отработка со 2 по 10 класс - это работа на пришкольном участке, уборка мусора на улицах села, уход за территорией сельского обелиска. Старшие классы занимались побелкой и покраской школьных кабинетов, покраской фасада здания с улицы, побелка деревянной изгороди вокруг школьной территории, подготовка спортивных сооружений, уход за школьным спортивным полем, работа по ремонту книг в библиотеке. А зимой ученики выпускных классов разгружали вагоны с углём для школьной котельной, чтобы заработать денег на выпускной.

Работа по самообслуживанию - уборка своих кабинетов, мытьё парт и стульев, дежурство в классе и в столовой, уход за растениями.

Уроки труда и домоводства - в разные годы было по-разному. Домоводство для девочек - готовка, шитьё, вязание, вышивание. А вот грузовик, столярное и слесарное дело изучали мальчики и девочки. Детали тяжёлые друг другу в портфель подсовывали. Крючки вытачивали из металла, молотки вытачивали на станках из дерева, киянки или как они там назывались. Такие труды нужны сейчас, если всё можно купить? В советское время то, что сам изготовил, использовали в своей жизни. А куда с этим сейчас? Раньше швейные машины были в каждом доме - шили не только одежду, но и постельное бельё, полотенца, скатерти, потому что сшить самому получалось дешевле. Ситца разного было много, стоил копейки.

1972 г. Школьницы из СССР
1972 г. Школьницы из СССР

Сейчас много ли людей шьёт платья, рубашки, пододеяльники для дома и для семьи? Скорее всего никто. А табуретки кто у нас делает, чтобы на них дома сидеть? В. Володин очень сокрушается по поводу, что мальчики не умеют табуретку сколотить. А зачем она нужна эта табуретка? Я ничего не имею против тех, кто этим занимается профессионально и творчески, но всем уметь зачем это? Любой труд и умение должны иметь применение!

Весной и осенью с 5 по 10 класс работали на овощных полях сельского дома-специнтерната для пожилых и инвалидов, садили, пололи, собирали урожай картошки, капусты и других овощей. А еще выезжали на посадку и прополку саженцев хвойных деревьев.

А сейчас, когда школьников выводят на какую-нибудь работу, то находятся такие родители, которые шум поднимают до прокуратуры, а их дети демонстративно этим козыряют. Ну и что с такими делать тогда, если они таким образом подрывают авторитет школы? Всем не угодишь, потому что у каждого своё мнение. Только у школы не стало авторитета, потому что дозволено всё и всем, прав нет только у школы.

Забыла, как там называется сейчас предмет про экономию и бережливость. Просьбы были от родителей - научить детей вести бюджет, научить платить за коммуналку. Вообще не вижу в этом проблемы. Зачем на это тратить драгоценное учебное время? Как коммуналку заплатить - зашел в сбер-онлайн, все квитанции уже есть, нажал кнопочку "перевести деньги в сумме..." и всё, просто секундное дело. А с бюджетом так вообще бесполезное обучение. У кого сколько денег на кону, от этой суммы и "пляшем".

В общем, я злая, потому что, работая с детьми, всегда хотела, чтобы мои ученики были самые умные и самые добрые. А всё остальное, как говорится, само сложится по ситуации. И не надо тратить учебное время для натаскивания на жизненные ситуации. Это как варианты вопросов на ЕГЭ, у каждого свой.

СССР
2461 интересуется