Найти в Дзене

СТАТЬ ХРАМОМ И БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЦЕРКВИ: МЫСЛИ О ПРАЗДНИКЕ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Роль Пресвятой Богородицы в спасении рода человеческого 4 декабря Церковь празднует величайший двунадесятый праздник – «Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». В этот праздник христиане собираются в храме, чтобы прославить её, воспеть чистоту Царицы Небесной и отблагодарить за величайшее дело, которое она сотворила, ибо благодаря ее смиренному согласию, Бог смог стать человеком. Благодаря её волеизъявлению на рождение Бога от неё, мы имеем бесчисленное количество благ: прощение грехов, примирение с Богом, усыновление и удочерение Богу, открытые райские двери, вечные блага в Небесном Царстве, возможность Богообщения, внутреннего преображения, причащения Пречистых Тела и Крови Христовых. Иными словами, огромное количество благ сошло с неба на землю благодаря смиренному согласию Пречистой Царицы Небесной, которая сказала: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1,38). Она как бы от лица всего рода человеческого подтвердила, что «мы, люди,

  1. Роль Пресвятой Богородицы в спасении рода человеческого

4 декабря Церковь празднует величайший двунадесятый праздник – «Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». В этот праздник христиане собираются в храме, чтобы прославить её, воспеть чистоту Царицы Небесной и отблагодарить за величайшее дело, которое она сотворила, ибо благодаря ее смиренному согласию, Бог смог стать человеком. Благодаря её волеизъявлению на рождение Бога от неё, мы имеем бесчисленное количество благ: прощение грехов, примирение с Богом, усыновление и удочерение Богу, открытые райские двери, вечные блага в Небесном Царстве, возможность Богообщения, внутреннего преображения, причащения Пречистых Тела и Крови Христовых.

Иными словами, огромное количество благ сошло с неба на землю благодаря смиренному согласию Пречистой Царицы Небесной, которая сказала: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1,38). Она как бы от лица всего рода человеческого подтвердила, что «мы, люди, согласны, что нас нужно вытаскивать из состояния греха, смерти, проклятия и власти демонов».

Действительно, нас нужно спасать от власти дьявола, потому что род человеческий, к сожалению, ушёл от Бога и ему нужно было возвращаться. Но для этого нужен был Тот, кто от лица рода человеческого помог бы Богу осуществить это дело спасения, ибо Господь всегда действует не однобоко. Так как мы имеем образ Божий и похожи на Бога по свободной воле, Господь всегда действует в отношении разумно свободных существ, учитывая нашу свободу, чтобы её не затронуть.

2. Помощь Богородицы в избавлении от глубины неведения

В Акафисте Пресвятой Богородице встречаются такие интересные слова, обращенные к Деве Марии: «Радуйся, из глубины неведения извлекающая». Как понять эти слова? Словом «радуйся» мы как бы приветствуем её, а далее говорим, что может сделать пример Пресвятой Девы, что может сделать её молитва. Вот одно из действий её молитв: она «из глубины неведения нас извлекает». Как понять «извлекает»? То есть вытаскивает.

И действительно, люди, на самом деле, провалились в некий колодец неведения, причём глубокий. Здесь мы поём, что не просто из какого-то недоразумения нас извлекаешь, а именно из глубокого неведения нас извлекает, то есть Дева Мария способна вытащить нас из этого неведения. Неведения чего? Конечно же, не каких-то земных вещей, потому что можно знать все виды наук, но быть при этом очень страшным человеком. Можно писать картины, играть на скрипке, но при этом беззаконничать, быть предателем, убивать людей, быть нечестным человеком. Ведь на самом деле, внешняя светская образованность не даёт никакой гарантии, что человек будет внутренне целостным, что человек будет внутренне добродетельным, честным и порядочным с точки зрения Бога. И вот Божья Матерь нам как бы говорит, что «я могу вас вытащить из этого падения, из глубочайшего неведения». Как она нас вытаскивает? Сегодняшний праздник нас этому научает. Божья Матерь в младенческом возрасте вошла в Иерусалимский храм. И праздник так и называется: «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

3. Божия Матерь как храм для Бога

Для чего она вводится в храм? По сути праздника, чтобы она была введена во Святое Святых — в то самое святейшее место алтаря, куда никто не входил, кроме первосвященника раз в год. А тут девушка, а женщину, вообще, в алтарь пускать нельзя, если судить по церковным правилам. А вдруг она вводится в храм вопреки всем правилам? Потому что по святости своей жизни она Богом готовилась к очень важному событию. Она готовилась к тому, чтобы самой стать храмом. Мы все говорим: Дева Мария родила Сына Божьего, но часто не задумываемся, что эти девять месяцев, пока Он находился в её чреве, Он, во-первых, зачался сверхъестественно, без мужчины, чтобы Богу состояние первородного греха от Адама через мужское семя не передалось. То есть, с одной стороны, зачатие было сверхъестественным, но с другой стороны, действительно, Сам Бог находился в её чреве, в ней самой. А вот если подумать, где живет Бог, где Он находится? Понятное дело, по догматам христианской веры Господь находится абсолютно везде, абсолютно все наполняет, потому что Он вечен. У вечности нет начала и нет конца. Но, с другой стороны, Бог особым образом, необычно и более полно присутствует в каких-то местах.

Это видно даже, допустим, на примере нашей с вами обыденной жизни. Вот, допустим, мы можем присутствовать на улицах Москвы просто как незаметные прохожие. Мы ходим по улицам, на них просто присутствуем. А, допустим, у себя дома или на работе мы присутствуем неким иным образом, потому что мы там что-то делаем и проявляем себя. На улице просто ходим, просто находимся там, куда-то идём. Но есть те места, в которых мы присутствуем и действуем каким-то иным образом. Так же и Господь: Он находится абсолютно везде, но есть места, где Он действует особенным образом. И первое главное место, где Господь действует особенным образом, — это Божественный храм. И первый храм — это был Иерусалимский храм, который построил царь Соломон. Он был разрушен, был потом впоследствии восстановлен после Вавилонского плена. А после этого храмом для Бога стала Пресвятая Дева. То есть, она вводилась в храм для какой цели? Чтобы, живя и находясь в храме, научиться тому, как ей самой стать храмом Божьим.

Для чего, допустим, мы с вами входим в храм? Не для того, чтобы просто постоять и послушать, как красиво поют даже не просто для того, чтобы помолиться или о чём-то Бога попросить, хотя это тоже несколько причин, по которым многие приходят в храм. Но на самом деле мы, в первую очередь, приходим в храм, чтобы, смотря на всё устройство храма, заниматься тем, чтобы нам самим себя сделать тоже храмом Божьим. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор. 3:16). Поэтому и Пресвятая Дева, находясь в храме, себя сделала Храмом Божиим. То есть она внимательно наблюдала, как всё в храме устроено, запоминала это и внутри себя, в глубинах своего сердца работала и созидала из себя самой Храм Божий. Это было её главным трудом. И вот храм – это как раз место, которое святые отцы называют училищем благочестия. А благочестие – это свет, а нечестие – это тьма. Благочестие – это разум истины, это истинная разумность, а неблагочестие – это как раз та глубина неведения, из которой Богородица может нас вытащить. Поэтому, приходя в храм, мы, смотря на устройство храма, можем сами потихонечку внутри себя начинать выстраивать храм Божий.

4. Как внутри себя созидать храм Божий?

Как это осуществляется? Мы смотрим, что происходит в храме, что есть в храме, чем мы занимаемся в храме. Запоминаем это и этим же занимаемся внутри себя. У каждого тоже вот в храме у нас есть как бы место, где у нас есть вход, притвор, есть место, где мы молимся, есть алтарь, где только святое святых. То есть в алтарь мы мясо не можем заносить. Не каждый может в него зайти, только посвящённые могут заходить в алтарь. Вот также и в нашем естестве есть то же самое. У нас есть некоторый такой притвор, т.е.  наше тело. Есть у нас некое просто святое место, где мы взываем к Богу. Это можно сказать как бы наш разум, наша душа, мы там как бы взываем к Богу, а есть святое святых в каждом человеке, сокровенное место, куда нельзя пускать всякую нечистоту – это наше сердце. Наше сердце – это и есть таинственный алтарь, в который мы не должны пускать разбойников и воров, то есть демонов, которые пытаются в наше сердце насадить злые мысли.

И вот человек, находясь в храме и смотря на всю эту красоту, должен учиться, как ему внутри себя вести перед Богом. Он должен также внутри себя воспевать Бога, как в храме мы слышим пение. То есть ум должен постоянно воспевать Бога. Человек должен приносить Богу жертву в алтаре, то есть творить Иисусову молитву, погружаться умом в сердце и взывать от всего сердца к Богу, не пуская в сердце ничего земного и суетного.

Мы видим в храме иконы и, смотря на них, как бы учимся у святых их добрым качествам. Так и в нашем сердце должны быть нарисованы образы разных добрых качеств, то есть наша душа должна быть вся усеяна этими образами. Как это реализовать, как сделать так, чтобы в нашем сердце был высечен образ какого-то святого? Очень просто: мы изучаем его жизнь, читаем жития святых и потом подражаем святому. Например, прочитали, как святой любил врагов, и тут Господь посылает нам по жизни какого-то врага, который нас унижает. Мы вспоминаем, как святой любил врага, и начинаем пробовать это делать. Раз попробовали, два, не получилось, три, четыре, но потом-то когда-то начнет получаться, и в нашем сердце будет вырисовываться этот образ Божий. Одну иконку нарисовали, другую, третью. А потом важно, что делать? За этими иконами следить, чтобы дьявол не нарисовал там какую-то карикатуру. Как вот в храме: мы же не позволяем, чтобы за иконами не следили. У нас там протирается пыль, перед каждой иконкой горит лампадка. То есть мы показываем, что свято чтим этого святого.

И вот также наша задача — внутри бодрствовать и свято чтить каждое доброе качество, которое мы с таким трудом взращиваем в себе, с таким трудом приобретаем. Это очень сложно на самом деле, потому что и устройство храма, посмотрите, насколько сложное, сколько здесь всего непонятного: какие-то свечи, песнопения, кто-то из священнослужителей куда-то ходит, что-то говорит и т.д.  Но когда человек во всем этом разберется, он начинает понимать, что же внутри него происходит. Вот и Божия Матерь смогла стать храмом Божиим.

Она настолько себя очистила, настолько приобрела много добрых качеств, что её можно назвать только храмом Божьим. Она — истинный храм Божий, потому что в ней поселилась Пресвятая Троица, а по человеческой природе в ней поселился Сын Божий. Сам Бог, воплотившийся, в ней был. Почему? Потому что она очистила свою душу, всё в себе преобразила и всё внутри себя привела в порядок. Этим нужно заниматься и нам. Если мы не будем заниматься внутренним устройством собственного храма, то что может получиться после смерти? Может получиться, что Господь нам скажет, когда нас увидит: «Что-то ты не похож на Мой храм. Я живу только в храме, нахожусь особенным образом, наполняя его Своей благодатью».

А если мы будем в душе похожи на кабак, на бар какой-нибудь или на ночной клуб, если мы будем кого не попадя впускать в своё сердце, если у нас там будут развратные картины, если у нас там не будет никакого добра, если внутри нас не будет воспеваться Бог, если не будет произноситься молитва, то это никакой не храм. А кто не является храмом, в том Бог никогда жить не будет, потому что Бог — это существо разумное, Он не может жить там, где грязно и нечисто. Это очень важно. И нам ведь тоже приятно, когда, приходя в храм, мы поражаемся тому, какая здесь красота, какое здесь благолепие, насколько здесь всё чисто, всё здесь сияет, всё здесь грациозно и великолепно, всё так удивительно прекрасно, и хочется стоять в этом храме. А если бы вы пришли в храм, а здесь бы бегали собаки и люди слушали попсу, кто-то там пикник устроил и устроили бардак в храме, разве захочется нам, даже людям, в таком храме находиться? Конечно же, нет. Если в храме нет порядка, нет благочиния, нет благообразия, мы в такой храм не будем ходить.

Нам хочется ходить туда, где всё красиво, там, где всё чисто, там, где всё прибрано, где всё облагорожено, там, где всё нас как бы призывает оторваться от этого мира и умом погрузиться в Бога. И вот, смотря на храм, и, если нам нравится, что в храме так чисто и красиво, так же и мы должны сами себя сделать вот таким чистеньким храмом. И тогда Господь в нас поселится после смерти. Всё очень просто. Кто спасается, кто в рай входит, тот, кто стал Храмом Божиим. А чтобы стать Храмом, для этого и нужно в храм ходить, но не только на богослужения, ведь при храмах есть и разные беседы, где мы книги святых изучаем, где изучаем, как достигнуть святости. Изучаем очень подробно технологии победы над любым видом греха. Учимся, как правильно верить, как приобретать добрые качества. Все храмы этим занимаются, этим образовательным процессом. То есть в храме всё это есть.

Давайте задумаемся: посещая храм, как мы можем сделать храм из самих себя? Начать стоит с простого – с порядка, хотя бы внешнего. В храме нет места мусору, там не валяются сигареты и фантики. Точно так же нам необходимо подготовить себя к тому, чего просит от нас Господь Бог. И первый шаг – исповедь. Приходите на исповедь, открывайте свои грехи Богу и получайте от Него дар – бесплатное прощение. Это доступно каждому, и нет причин для стеснения. Зачем хранить в себе "мусор", ожидая, пока он начнет гнить и заведутся черви? Православные христиане исповедуются еженедельно – это норма, а не фанатизм. Исповедь – это "баня для души", подобно тому, как мы заботимся о чистоте тела. Мы моемся регулярно, и никто не считает это проявлением фанатизма. Так же и с душой: о ней нужно заботиться не меньше, чем о теле. Поэтому именно с этого мы и начнем.

5. Праздник Введения во храм Богородицы как приготовление к празднику Рождества Христова

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы служит нам напоминанием о пути, который ведет к Рождеству Христову. Сам Христос родился в вертепе – скромной пещере, но чистой и сухой. Этот образ призывает нас к внутренней чистоте: "Сделайте себя хотя бы вертепом". Мы не говорим о строительстве величественных храмов, как это было с Божьей Матерью, ставшей Храмом для Сына. Речь идет о том, чтобы за время рождественского поста очистить свое сердце, сделать его чистым, сухим и убранным, чтобы Христос мог родиться именно там.

Именно с праздника Введения во Храм Богородицы хор начинает петь: «Христос рождается, славьте». С этого дня Церковь начинает кропотливую подготовку к встрече с Ним. Наша задача – очистить свое сердце, превратив его в вертеп, где к Рождеству сможет родиться Христос. Постепенно, стремясь к этой чистоте, мы можем преобразить себя в подобие храма. Пресвятая Богородица дана нам как образец, как высший ориентир, показывающий, что возможно преобразить себя не просто в скромный вертеп, но в настоящий храм.

Святитель Феофан Затворник говорит: «В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь «Христос рождается», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуя по нему, углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божьего, взойди до начала Его в предвечном совете Божьем о бытии мира и человека в нём, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нём благовестие тотчас по падении, проследи разумно, постепенно Его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных, уясни, кто и как приготовился к принятию воплощённого Бога под влиянием божественных и воспитательных учреждений и действий среди Израиля. Перейди, если хочешь, за пределы народа Божьего, там собери лучи Света Божьего, во тьме светящегося, и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост. Соберись же, поговей, исповедуйся и причастись святых Христовых Тайн. Это будет приготовление деятельное и жизненное. Если вследствие всего этого даст тебе Господь ощутить силу предвечного Своего во плоти, то, когда придёт праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной».

Так что будем размышлять о великих делах Божьих. Приближается Рождество Христово – событие поистине великое, требующее не только внешних приготовлений, но и глубокого внутреннего осмысления. Как же нам подготовиться к этому празднику? Прежде всего, обратимся к истокам – к Евангелию от Матфея. В нем мы найдем подробное повествование о Рождестве Спасителя. Чтение Евангелия – это не просто знакомство с историей, это постижение "небесного этикета", норм жизни, по которым Бог будет нас судить. Евангелие обладает удивительной силой: оно просвещает наш ум, укрепляет его и изгоняет всякую злобу. Это один из самых действенных способов подготовить себя к Рождеству. Простое, но глубокое чтение Священного Писания, совершаемое с вниманием, благоговением, страхом Божиим и любовью к Господу, поможет нам приблизиться к пониманию сути праздника.

Пусть Божия Матерь молится за нас, помогая нам стать истинными храмами Божиими. Каждый из нас, в меру своих сил, призван стать таким храмом. Ведь если мы будем подобны "кабаку", Бог никогда не поселится в нас. Давайте же стремиться быть достойными Его присутствия.

6. Урок смирения и ловушке гордыни

Итак, в день праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы мы вспоминаем, как трехлетняя Божья Матерь вошла в Ветхозаветный храм, благодаря её чистоте и смирению. Этот храм символизирует Православную Церковь, в которую человек входит через Крещение или воцерковление, подобно Деве Марии. Но истинное вхождение в Церковь невозможно без смирения. Нельзя обрести духовную жизнь, если не склонишься перед Богом, если не откажешься от своего эгоизма и самости.

Нередко люди, проводящие в Церкви десятилетия, начинают взращивать в себе гордость. Отсюда и недовольство: для него "всё не так", у него появляется раздражение на людей, на священников, на все происходящее в храм Человек начинает настаивать на своем, желая, чтобы всё было "по-моему". За это Господь может посрамить его, и человек начинает духовно погибать.

За это Господь может посрамить его, и человек начинает духовно погибать. Ему становится неуютно в Церкви, он ходит на богослужения по привычке. Так, войдя в Храм Божий в смирении, человек постепенно отдаляется от Господа сердцем. Это очень опасное состояние.

Почему так происходит? Человек, приходя в храм, проходит обучение. Церковь – это училище благочестия, где учатся добродетелям, любви, основам Божьего слова, богослужению и церковным порядкам. Затем от человека ожидается служение Церкви, приходу и ближним. Подобно тому, как Богородица, воспитанная в храме, теперь служит всему роду человеческому своей молитвой. Господь, когда человек впервые приходит в Церковь, наделяет его дарами. Но не для гордости, а для служения тем, кто в них нуждается. Евангельская притча иллюстрирует нам это так: богатый господин дал слугам средства – одному десять мин, другому пять, третьему одну, чтобы они их приумножили. Первые двое преуспели и были вознаграждены. Третий же, закопав свою мину в землю, не захотел служить другим, используя дар лишь для себя. За это Господь и наказал его, отняв даже то, что он имел, и бросил во тьму внешнюю.

7. Служение Церкви и ближним

Итак, вхождение в Церковь начинается со смирения. Однако, самое важное – сохранить это состояние, ведь именно в смирении Господь дарует нам таланты, способности и благодать, которые мы обретаем, посещая храм и участвуя в церковной жизни. К сожалению, для многих эти дары становятся поводом для гордости, для мысли: "Я здесь особенный, лучше других. Остальные – люди второго сорта, а я – значимая личность". Такая гордыня приводит к потери того смирения, которое изначально позволило человеку войти в храм. Важно помнить, что все эти дары – не наши собственные заслуги, а милость Божия. Поэтому необходимо понуждать себя к служению Церкви и ближним. Христианство без служения немыслимо. Христос «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). В этом суть Его жертвы и пример для нас.

Часто, переступая порог Церкви, мы ожидаем, что нам будут постоянно служить, словно в магазине или торговой лавке, где нас обслуживают. Мы можем думать: "Я никому ничего не должен, здесь все мне должны ". Однако, на начальном этапе, когда человек только приходит в храм, учится и воспитывается, такое отношение вполне естественно. Он еще пока немощный духовный младенец, и Церковь, подобно родителям, заботится о нем. Но по мере духовного его роста приходит время, когда уже сам человек должен помогать другим. Вспомните семью: пока ребенок в младенческом возрасте, родители обеспечивают все его нужды – кормят, одевают, ухаживают за ним. Но когда он подрастает, и в семье появляются новые малыши, старший ребенок уже должен вносить свой вклад в семейные дела, пусть даже в мелочах: подмести, помыть пол, протереть пыль, помочь с уходом за младшими братьями и сестрами. Так должно быть и в нашей духовной жизни: по мере духовного взросления человек начинает постепенно учиться служить другим.

Любой православный христианин, войдя в храм и воцерковившись, призван служить Богу и людям теми дарами, которые дал ему Господь. Не следует их прятать, ведь в Церкви каждый обладает множеством талантов, которые мы часто закапываем. Нередко мы приходим в храм лишь для того, чтобы получить что-то от Бога – прощение грехов, соединение со Христом в Причастии, решения своих земных проблем, исцеление от болезней – а затем опять возвращаемся к своим делам, не желая служить Богу и Церкви. Такой подход означает сокрытие даров Господних и их заворачивание в платок эгоизма и закапывание в прах земной суеты. Евангельская же притча о талантах учит нас, что, подобно Богородице, войдя в храм в состоянии смирения, мы должны приписывать все наши дары Богу, не гордиться ими, а использовать их для служения Ему и людям в Церкви. В этом наша задача и этому нас учит Пресвятая Богородица.