Найти в Дзене

Праздник Тол Вось: один день среди удмуртских языческих традиций

Хочу рассказать о прекрасном празднике, который называется Тол Вось (Тол по-удмуртски зима, Вось по-удмуртски моление). О нём я слышала давно, его проводят при поддержке 59 фестивалей 59-го региона. Это программа Министерства культуры Пермского края, которая помогает организовывать деревенские и сельские мероприятия. Тол Вось это ежегодная обрядовое моление удмуртов в святой роще. Эти удмурты живут на юге Пермского края, и моление проходит в селе Большой Гондыр. Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия Дорога от Перми заняла у нас почти четыре часа, несмотря на хорошую машину, ровную трассу и минимальное количество остановок. Поэтому если соберётесь, то закладывайте на поездку целый день. Даже из Екатеринбурга или Ижевска путь тоже будет длинный. Мы ехали по маршруту Пермь — Оса — Барда — Куеда, дорога получилась очень живописной, Пермский край во всей красоте. Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия Как проходит Тол Вось У праздника две част
Оглавление

Хочу рассказать о прекрасном празднике, который называется Тол Вось (Тол по-удмуртски зима, Вось по-удмуртски моление). О нём я слышала давно, его проводят при поддержке 59 фестивалей 59-го региона. Это программа Министерства культуры Пермского края, которая помогает организовывать деревенские и сельские мероприятия.

Тол Вось это ежегодная обрядовое моление удмуртов в святой роще. Эти удмурты живут на юге Пермского края, и моление проходит в селе Большой Гондыр.

Дорога от Перми заняла у нас почти четыре часа, несмотря на хорошую машину, ровную трассу и минимальное количество остановок. Поэтому если соберётесь, то закладывайте на поездку целый день. Даже из Екатеринбурга или Ижевска путь тоже будет длинный.

Мы ехали по маршруту Пермь — Оса — Барда — Куеда, дорога получилась очень живописной, Пермский край во всей красоте.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Как проходит Тол Вось

У праздника две части.

Первая собственно моление. Оно идёт в роще неподалёку. На входе в святую рощу табличка на удмуртском языке. Если вы не знаете язык, то даже не поймёте, что перед вами святое место.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Мы приехали около 12:20, и моление уже шло. Думаю, оно началось примерно в полдень. Главные жрецы (трое мужчин) молятся здесь ещё с ночи: они приезжают в рощу заранее, варят всю ночь кашу и всю ночь обращаются к своим богам. В 12 часов они завершают ночные молитвы, и к ним подходят жители, чтобы поклониться и помолиться вместе.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

В роще запрещено громко разговаривать, пользоваться телефоном, только тишина и уважение к традиции.

Жрецы всю ночь варят кашу, делают приношения и просят богов о хорошем, плодородном годе, о благополучии сёл и хозяйств.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Когда общая молитва заканчивается, люди трижды поклоняются, а затем начинают кружиться вокруг себя, это была неожиданная особенность удмуртского моления. После этого раздают кашу, которую варили всю ночь.

Про кашу и жертвенное животное

Мне рассказали, что раньше жители деревни складывались на животное, которое приносили в подношение. Сейчас иногда помогает местное сельхозпредприятие, так точно было в прошлом году.

Важно, что животное должно быть обязательно здоровым и белым по шкурке, допускаются только небольшие рыжие вкрапления. В этом году была молодая тёлочка. Шкуру затем закапывают в роще и так делают каждый год.

У этой каши есть и другие особенности:

Кашу едят только ложкой и обязательно полностью. Крупа для этой каши тоже должна быть белой, не допускается, например, греча, в этом году была каша на рисе. Выбрасывать нельзя, кормить животных нельзя, нужно доесть всё. Местные заранее приносят контейнеры, чтобы забрать кашу домой. Откладывают и для бабушек, и для тех, кто не может прийти, они тоже ждут эту кашу дома и верят в силу моления.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

В роще я увидела людей разного возраста: были и бабушки с дедушками, были и школьники и совсем маленькие детки. На молении я видела машины, которые приезжали даже из соседнего Башкортостана и естественно из Удмуртии.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Кто такие жрецы и как их выбирают

Я поговорила с несколькими бабушками, хотела понять, кто такие жрецы и как ими становятся.

Главный жрец очень уважаемый человек. С ним говорят только на удмуртском, спрашивают совета, прислушиваются. В саму рощу обычным людям вход строго запрещён. Внутрь могут заходить только жрецы и их помощники.

Жрецов выбирают пожизненно. Только мужчин. И только тех, кто имеет безукоризненную репутацию. Никаких вредных привычек, судимостей, кредитов, как сказали местные бабушки "человек должен быть достойным" и активно участвовать в жизни местного сообщества.

Помощников жрецов тоже выбирают из мужчин. Кого-то просят помочь на пару лет, кто-то участвует десятилетиями. Быть помощником на таком мероприятии так же очень уважаемо.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Когда вы подходите за кашей, принято оставить деньги. Особенность: монеты должны быть серебряными, вымытыми и высушенными. Бумажным деньгам таких требований нет, но я думаю, что тут тоже важно оставлять красивые банкноты.

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Рощу местные обходят стороной: здесь не собирают ягоды и грибы, не пасут животных, не гуляют с собаками. Это святое место. Таблички только на удмуртском, поэтому проезжая мимо, вы вряд ли поймёте, что здесь происходит. И что здесь лучше не останавливаться без надобности.

Вторая часть праздника

Первая часть длится около часа-полутора. После неё все едут в деревню, к Дому культуры, где проходит праздничная программа. В ДК несколько площадок: стойки с открытками, с чаем на местных травах, концертный зал, сувениры от местных мастеров.

На улице, возле детской площадки, проходит официальное открытие. Появляется символ Большого Гондыря - медведь (кстати, «Гондыр» с удмуртского и значит «медведь»). Водим хороводы, прыгаем через костёр, просто весело проводим время.

Приехали участники из соседних посёлков. Они участвовали в двух спортивных играх.

Первая в спортзале: что-то вроде волейбола, но мяч кидают не руками, а через фартуки.

Вторая на улице: игра чем-то похожа на футбол, но мяч передают метёлками. Очень захватывающе! Каждый болел за свою команду

Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия
Праздник Тол Вось. Фото автора блог Дочь Пелевина Путешествия

Когда определили победителей, я пошла к мастерам, купила удмуртское украшение с монетками и деревянные баночки из липы.

Потом начался концерт: девушки в национальных костюмах танцевали, пели, выступали гармонисты, бабушки тоже участвовали. Очень красиво, по-домашнему, тепло. Особенно красиво смотрятся национальные удмуртские костюмы.

На последок

Это был длинный, насыщенный и невероятный день. Я провела его среди удмуртов-язычников, увидела их ежегодное моление и погрузилась в древние традиции. Очень советую включить Тол Вось в свои путешествия по Пермскому краю. Следите за проектом "59 фестивалей 59 региона" уверенa, Тол Вось будет там и дальше.

А вы путешествуете по России? Бывали на таких обрядах? Знали бы вы раньше о Тол Вось?