Хочу рассказать о прекрасном празднике, который называется Тол Вось (Тол по-удмуртски зима, Вось по-удмуртски моление). О нём я слышала давно, его проводят при поддержке 59 фестивалей 59-го региона. Это программа Министерства культуры Пермского края, которая помогает организовывать деревенские и сельские мероприятия.
Тол Вось это ежегодная обрядовое моление удмуртов в святой роще. Эти удмурты живут на юге Пермского края, и моление проходит в селе Большой Гондыр.
Дорога от Перми заняла у нас почти четыре часа, несмотря на хорошую машину, ровную трассу и минимальное количество остановок. Поэтому если соберётесь, то закладывайте на поездку целый день. Даже из Екатеринбурга или Ижевска путь тоже будет длинный.
Мы ехали по маршруту Пермь — Оса — Барда — Куеда, дорога получилась очень живописной, Пермский край во всей красоте.
Как проходит Тол Вось
У праздника две части.
Первая собственно моление. Оно идёт в роще неподалёку. На входе в святую рощу табличка на удмуртском языке. Если вы не знаете язык, то даже не поймёте, что перед вами святое место.
Мы приехали около 12:20, и моление уже шло. Думаю, оно началось примерно в полдень. Главные жрецы (трое мужчин) молятся здесь ещё с ночи: они приезжают в рощу заранее, варят всю ночь кашу и всю ночь обращаются к своим богам. В 12 часов они завершают ночные молитвы, и к ним подходят жители, чтобы поклониться и помолиться вместе.
В роще запрещено громко разговаривать, пользоваться телефоном, только тишина и уважение к традиции.
Жрецы всю ночь варят кашу, делают приношения и просят богов о хорошем, плодородном годе, о благополучии сёл и хозяйств.
Когда общая молитва заканчивается, люди трижды поклоняются, а затем начинают кружиться вокруг себя, это была неожиданная особенность удмуртского моления. После этого раздают кашу, которую варили всю ночь.
Про кашу и жертвенное животное
Мне рассказали, что раньше жители деревни складывались на животное, которое приносили в подношение. Сейчас иногда помогает местное сельхозпредприятие, так точно было в прошлом году.
Важно, что животное должно быть обязательно здоровым и белым по шкурке, допускаются только небольшие рыжие вкрапления. В этом году была молодая тёлочка. Шкуру затем закапывают в роще и так делают каждый год.
У этой каши есть и другие особенности:
Кашу едят только ложкой и обязательно полностью. Крупа для этой каши тоже должна быть белой, не допускается, например, греча, в этом году была каша на рисе. Выбрасывать нельзя, кормить животных нельзя, нужно доесть всё. Местные заранее приносят контейнеры, чтобы забрать кашу домой. Откладывают и для бабушек, и для тех, кто не может прийти, они тоже ждут эту кашу дома и верят в силу моления.
В роще я увидела людей разного возраста: были и бабушки с дедушками, были и школьники и совсем маленькие детки. На молении я видела машины, которые приезжали даже из соседнего Башкортостана и естественно из Удмуртии.
Кто такие жрецы и как их выбирают
Я поговорила с несколькими бабушками, хотела понять, кто такие жрецы и как ими становятся.
Главный жрец очень уважаемый человек. С ним говорят только на удмуртском, спрашивают совета, прислушиваются. В саму рощу обычным людям вход строго запрещён. Внутрь могут заходить только жрецы и их помощники.
Жрецов выбирают пожизненно. Только мужчин. И только тех, кто имеет безукоризненную репутацию. Никаких вредных привычек, судимостей, кредитов, как сказали местные бабушки "человек должен быть достойным" и активно участвовать в жизни местного сообщества.
Помощников жрецов тоже выбирают из мужчин. Кого-то просят помочь на пару лет, кто-то участвует десятилетиями. Быть помощником на таком мероприятии так же очень уважаемо.
Когда вы подходите за кашей, принято оставить деньги. Особенность: монеты должны быть серебряными, вымытыми и высушенными. Бумажным деньгам таких требований нет, но я думаю, что тут тоже важно оставлять красивые банкноты.
Рощу местные обходят стороной: здесь не собирают ягоды и грибы, не пасут животных, не гуляют с собаками. Это святое место. Таблички только на удмуртском, поэтому проезжая мимо, вы вряд ли поймёте, что здесь происходит. И что здесь лучше не останавливаться без надобности.
Вторая часть праздника
Первая часть длится около часа-полутора. После неё все едут в деревню, к Дому культуры, где проходит праздничная программа. В ДК несколько площадок: стойки с открытками, с чаем на местных травах, концертный зал, сувениры от местных мастеров.
На улице, возле детской площадки, проходит официальное открытие. Появляется символ Большого Гондыря - медведь (кстати, «Гондыр» с удмуртского и значит «медведь»). Водим хороводы, прыгаем через костёр, просто весело проводим время.
Приехали участники из соседних посёлков. Они участвовали в двух спортивных играх.
Первая в спортзале: что-то вроде волейбола, но мяч кидают не руками, а через фартуки.
Вторая на улице: игра чем-то похожа на футбол, но мяч передают метёлками. Очень захватывающе! Каждый болел за свою команду
Когда определили победителей, я пошла к мастерам, купила удмуртское украшение с монетками и деревянные баночки из липы.
Потом начался концерт: девушки в национальных костюмах танцевали, пели, выступали гармонисты, бабушки тоже участвовали. Очень красиво, по-домашнему, тепло. Особенно красиво смотрятся национальные удмуртские костюмы.
На последок
Это был длинный, насыщенный и невероятный день. Я провела его среди удмуртов-язычников, увидела их ежегодное моление и погрузилась в древние традиции. Очень советую включить Тол Вось в свои путешествия по Пермскому краю. Следите за проектом "59 фестивалей 59 региона" уверенa, Тол Вось будет там и дальше.
А вы путешествуете по России? Бывали на таких обрядах? Знали бы вы раньше о Тол Вось?