Найти в Дзене

ПЕТРОВИЧ

Продолжаю писать про людей, которые оказали влияние на формирование меня как личности. Сегодня я хочу рассказать о моем тренере по парусному спорту, Коханове Петре Петровиче. Мы обращались к нему по имени-отчеству, а между собой звали его просто "Петрович". Это был удивительный человек. Тренером он устроился в наш яхт-клуб после выхода в отставку со службы на флоте. Почти всю жизнь он прослужил в должности боцмана на военном судне. Кто знаком с флотской службой, тот понимает, что такое боцман на судне и тем более на военном. Боцман - это человек, который отвечает за все опасные операции связанные с погрузкой-выгрузкой, высадкой, а так-же хозяйственными и ремонтными работами. Кроме того на нем и воспитательная работа с палубной командой, и учет инвентаря. В общем, боцман на корабле это фигура! Конечно, такая должность накладывает на человека свой отпечаток. Практически любой боцман виртуозно владеет ненормативной лексикой. И таки да! Петрович мог загнуть по самое не могу. Но он понимал
Фото Петровича у меня нет, я тогда почти не фотографировал. Ну хотя бы меня с катамараном посмотрите.
Фото Петровича у меня нет, я тогда почти не фотографировал. Ну хотя бы меня с катамараном посмотрите.

Продолжаю писать про людей, которые оказали влияние на формирование меня как личности. Сегодня я хочу рассказать о моем тренере по парусному спорту, Коханове Петре Петровиче.

Мы обращались к нему по имени-отчеству, а между собой звали его просто "Петрович". Это был удивительный человек. Тренером он устроился в наш яхт-клуб после выхода в отставку со службы на флоте. Почти всю жизнь он прослужил в должности боцмана на военном судне. Кто знаком с флотской службой, тот понимает, что такое боцман на судне и тем более на военном.

Боцман - это человек, который отвечает за все опасные операции связанные с погрузкой-выгрузкой, высадкой, а так-же хозяйственными и ремонтными работами. Кроме того на нем и воспитательная работа с палубной командой, и учет инвентаря. В общем, боцман на корабле это фигура!

Конечно, такая должность накладывает на человека свой отпечаток. Практически любой боцман виртуозно владеет ненормативной лексикой.

И таки да! Петрович мог загнуть по самое не могу. Но он понимал, что работает с детьми, и старался изо всех сил свои навыки не проявлять (хотя ему это иногда не удавалось).

Ну а в порыве гнева или эмоционального подъема он мог конечно приложить и по полной.

Когда Петрович, стоя во весь рост в моторке, описывал круги вокруг провинившейся яхты и доходчиво объяснял непечатными морскими терминами, что такое хорошо и что такое плохо, то это доходило даже до самых тупых (причем с первого раза).

А иногда, можно было от него даже получить и смачную затрещину.

И никому даже в голову не приходило жаловаться родителям, на тренера. Я не помню ни одного случая, когда он наказал кого-то не справедливо.

Мало того, мы так его любили, что если кто-то и посмел бы пожаловаться на него, то такому человеку пришлось-бы покинуть яхт клуб!

Да мы и сами ангелами не были. Как это не смешно для 6-ти классников, но на борту яхты мы тоже матерились как сапожники. Видимо считали, что это неотъемлемая часть морского дела :-). При этом границы соблюдали четко, на улице дома и в школе мы никогда не матерились но на палубе....

Хвастаться конечно нечем, но так было! Если бы родители или бабушки увидели меня в море и услышали как я командую, то они попадали бы в обморок! (ну а потом дали бы по шее...)

Сейчас налетят защитники прав детей и будут рассказывать, Что это все не правильно, и что такого человека на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Но я вам скажу, что мы все уважали Петровича со страшной силой. Это был непререкаемый авторитет и в морских делах, и в житейских вопросах.

Нам нравилось в Петровиче все. И физическая сила, и острый юмор, и его знания, и даже его нецензурные загибы.

Когда мы вчетвером тащили яхту "Кадет" на погрузку, упираясь что было мочи и отдыхая через каждые 10 метров, Петрович брал яхту двумя руками, переворачивал ее себе на спину и оттаскивал к машине.

Или такой эпизод - с соревнований пришел вагон с нашими яхтами. Петрович пришел к дежурному по станции выяснять что к чему. Ну как? Пришли мои яхты? Дежурный сказала что да, сейчас она вызовет тепловоз и вагон подвинут на разгрузку. На это Петрович сказал: "А зачем мне тепловоз? Я сам подвину!". И глядя на него, сомнений в том, что он в одиночку способен подвинуть вагон не возникало :-)

При этом, Петрович не прочь был и немного пошалить, и пустить пыль в глаза. Когда мы проходили через пляж, он на подходе давал шутливую команду: "мальчики, фигуру". При этом он втягивал живот, расправлял плечи. делал грудь колесом и становился похожим на дядьку Черномора. И мы тоже за ним "Делали фигуру" :-) Ну а что такого? Знай наших!

Или вот например, тренировки по поднятию перевернувшейся яхты. Мы строились как косяк журавлей. Впереди на моторке тренер, а мы за ним уступом влево и вправо. Как на параде. В таком виде мы заходили в залив Шумиха, где была масса отдыхающих. И вот на глазах всего пляжа, по свистку тренера все яхты одновременно переворачивались, касались парусами воды, и тут-же вставали обратно. Правые яхты ложились вправо а левые влево (чтобы друг друга мачтами не задеть). И так несколько раз. При должной сноровке такую операцию можно было проделать даже оставаясь сухим. Главное вовремя перепрыгнуть через вздыбленный борт, а когда яхта начнет вставать, успеть перепрыгнуть обратно. Ну а кому ловкости не хватило, пожалуйте купаться, благо вода теплая. Отдыхающие награждали нас бурными аплодисментами, они это воспринимали как цирковой номер.

Много чему учил нас тренер. В спортивной гонке, говорил он, нужно вести себя как в бою! Идешь по ветру? Сядь на палубу, расправь плечи, увеличь общую парусность. А еще вынь шверт и поставь его как дополнительный парус. Пусть это даст тебе хоть пол процента к скорости, но иногда и это может сыграть свою роль. Идешь против ветра - наоборот, спрячься в кокпит, чтобы один нос и глаза торчали чтобы лишнего сопротивления ветру не оказывать. Следи за креном и дифферентом, чтобы транец за собой воду не тащил, не создавал дополнительного сопротивления. А иначе ты не спортсмен, а так, катающийся! Я не знаю, почему такие простые истины в нас приходилось вбивать, но я много раз видел на соревнованиях именно "катающихся". Смотришь на такого противника и диву даешься. Как он собирается выигрывать? Просто катается "На расслабоне". Транец тянет за собой воду, парус стоит как попало, яхта не может выйти на глиссирование а рулевому и дела нет! Обходишь его как стоячего, и только тогда он суетиться начинает.

А еще учил нас тренер быть настоящими людьми. Слабых не обижать (за такое как раз и можно было схлопотать затрещину). Не врать и не ябедничать. Учил выручке и взаимопомощи. Однажды в начале своей "карьеры", я совершил досадную ошибку. Испугавшись сильного шторма, вернулся на берег. Тем более это даже не было тренировкой. Петрович пристыдил меня так, что я был готов буквально провалиться сквозь землю! Вон видишь, там ходят твои друзья. А вдруг с кем ни будь из них что-то случится? Им понадобится помощь, а тебя рядом нет! Я с этой стороны даже не подумал взглянуть на ситуацию. Мне казалось, что ходить или не ходить в шторм, это лично мое дело. Но после разноса Петровича, я конечно вернулся в море и на всю жизнь запомнил, что думать нужно не только о себе но и о тех, кто рядом с тобой (Хотя если честно, толку тогда от меня как спасателя было маловато :-) ).

Жил Петрович прямо в яхт клубе в вагончике. За время службы он не обзавелся семьей а все его вещи помещались в средних размеров чемодан.

продолжение следует