Найти в Дзене
Просто о жизни и воспитании

Простое доказательство существования Высшего Разума, которое привела Елена Блаватская

Труды этой женщины до сих пор будоражат умы. Прошло больше века, а её имя всё ещё звучит то как вызов, то как загадка. Одни называют Елену Блаватскую шарлатанкой, другие – гением, открывшим завесу над тайными знаниями. Но как бы ни относились к её наследию, в её книгах есть мысли, которые невозможно читать равнодушно.

Тайное знание и вечный вопрос

В конце XIX века, когда наука уверенно шагала вперёд, а человечество восхищалось машинами и открытиями, Блаватская писала о вещах, которые невозможно потрогать руками: о духе, о бессмертии, о связи человека с чем-то безмерно большим.

Её знаменитая «Разоблачённая Изида» – не просто книга, а своего рода вызов материализму эпохи. В ней встречается мысль, которая и сегодня звучит свежо:

«Человеческий дух доказывает существование божественного духа так же, как одна капля воды доказывает существование источника, откуда она пришла».

Эта фраза, на первый взгляд, проста. Но стоит остановиться на мгновение и вдуматься: действительно, как капля не может существовать без океана, так и дух человеческий не может быть без Высшего Источника.

Человек и его отражение

Один из самых ярких парадоксов, на которые указывала Блаватская, – это склонность человека создавать Бога «по своему образу».

Она писала: «Вместо того, чтобы сказать, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию, нам, поистине, следовало бы сказать, что человек выдумывает Бога по своему собственному образу, забывая, что он воздвиг для поклонения своё собственное отражение».

В этой фразе чувствуется не только дерзость, но и горькая правда. Человек всегда стремится объяснить необъяснимое. Но проще всего – придать ему знакомые черты. Так возникли боги с человеческими руками и глазами, с привычками и эмоциями. Но разве Высший Разум обязан быть «похожим»?

Философы Востока, с которыми встречалась Блаватская в своих путешествиях, говорили о том, что истинное Божественное не поддаётся описанию. Любая форма, любое слово – это уже искажение.

И здесь уместно вспомнить мудрую восточную поговорку: «Когда мудрец указывает на луну, глупец смотрит на палец».
-2

Восток и тайные знания

Путешествия Блаватской на Восток стали поворотным моментом её жизни. В монастырях, среди учителей и аскетов, она услышала, что человеческий дух сродни бесконечному океану, и что каждая душа – это лишь отражение великой Вселенской Души.

Если капля способна отражать солнце, значит, в ней уже есть нечто от бесконечного света. По этой логике, способности человеческого духа – и есть доказательство того, что существует более могущественное начало.

Она писала: «Доказание существования души у человека посредством её чудодейственных сил – и есть доказательство существования Бога!»

Сила, которую человек иногда открывает в себе – будь то удивительная выносливость в страдании или способность любить вопреки всему, – действительно заставляет задуматься. Откуда она?

Две дороги: вера и сомнение

Человеку свойственно сомневаться. Сомнение – это тень, которая следует за мыслью. Но есть вопросы, которые каждый хотя бы раз задавал себе в одиночной тишине: кто мы? зачем здесь? есть ли кто-то выше?

Кант, один из величайших умов Европы, пришёл к схожему выводу: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением: звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

И если вдуматься – эти два «доказательства» перекликаются с идеями Блаватской. Ведь и она говорила о внутреннем законе, который указывает человеку путь, и о том, что сама способность человека к духовному росту свидетельствует о его божественном происхождении.

-3

Сила духа – как напоминание

В каждом дне есть моменты, когда человек вдруг ощущает, что он больше, чем тело и привычки. Это может быть взгляд в глаза ребёнка, встреча с утренним небом или чувство необъяснимой любви. Эти мгновения становятся чем-то большим, чем просто эмоция. Они как «подсказка» свыше.

Блаватская утверждала, что такие состояния – не случайность, а намёк: мы связаны с чем-то, что бесконечно выше нас.

«Тот, у кого есть почему жить, выдержит почти любое как».

Эта сила «выдержать» – и есть часть того самого доказательства, которое невозможно выразить числами или формулами.

Почему её идеи до сих пор живы?

Споры о Блаватской продолжаются потому, что она затрагивала темы, в которых каждый ищет свой ответ. Сомневающийся ищет аргументы против, верующий – подтверждения своей веры, философ – повод для рассуждений.

В этом и сила её наследия: в том, что оно не даёт окончательного ответа, а лишь открывает дверь для размышлений.

Человеческий дух – зеркало божественного. Если в человеке есть способность любить, прощать и искать истину, значит, есть и Источник этих качеств.

-4

Бог, каким его воображает человек, – это чаще отражение его самого. Но за пределами образов есть нечто большее, что не укладывается в слова.

Восточная философия и западная мысль сходятся. И Кант, и Блаватская говорили о внутреннем законе и высшем источнике, как о доказательстве существования Высшего Разума.

Доказательство – не в формулах, а в опыте. Чудеса духа, выносливость сердца и способность любить – вот аргументы, которые сильнее любых логических схем.

Может ли человек полностью понять Высший Разум? Вряд ли. Но, как писал Паскаль:

«Человек бесконечно превосходит человека».

И в этом – простая истина: если человек сам по себе столь сложен, столь бездонен, то разве не логично предположить, что за ним стоит ещё более великая сила?

Что думаете по этому поводу? Делитесь в комментариях!

Присоединяйтесь к моему каналу в Телеграм о психологии, саморазвитии и мотивации.

Друзья, огромная благодарность тем, кто поддерживает канал донатами! Это не просто поддержка, а знак, что вам нравится канал. Это даёт силы создавать ещё больше полезного, интересного и качественного контента для вас!

Буду очень признательна, если вы поставите лайк, потому что это помогает каналу развиваться. Подписывайтесь на канал, здесь много полезного.