Противогололёдные реагенты – один из главных недругов для металлических элементов кузова автомобилей. Они играют роль катализатора окислительных процессов, провоцируя коррозию стали и негативно влияя на состояние лакокрасочного покрытия. Однако дороги не всегда посыпали едкими реагентами – в советское время металл был хуже защищён от влияния внешней среды, но кузова сохранялись лучше. Давайте разбираться, с чем это связано.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Борьба с обледенением проезжей части очень важна для обеспечения безопасности дорожного движения в странах с суровой зимой. В мире используются разные технологии, но все из них имеют недостатки. Использование абразивных материалов приводит к загрязнению ливневых систем, соль негативно влияет на металлические конструкции, а передовые реагенты стоят очень дорого. В результате дорожные службы вынуждены искать компромисс, который устроит не всех.
На наших дорогах ситуация разнится в зависимости от климатических условий. Там, где наблюдается очень суровая зима с морозами ниже -40º C, применение реагентов крайне ограничено, так как они не будут эффективными. В регионах с более мягким климатом выбор зависит от текущей температуры. До -10º C часто используют хлорид натрия (техническую соль), так как это вещество недорогое и легко распространяется по проезжей части. При более низкой температуре обычно применяют жидкие реагенты (хлориды кальция и магния). Именно они способны оказывать наибольшее влияние на металл и лакокрасочное покрытие. Жидкие реагенты легко проникают в скрытые полости и остаются там, провоцируя окислительные процессы.
В советские времена всё было иначе. Кузова автомобилей были значительно хуже защищены от коррозии, так как очень редкие модели подвергались оцинковке. Кроме того, зимних шин фактически не было, поэтому водители круглогодично передвигались на всесезонной резине. Автомобилисты, у которых было два комплекта колёс, в холодное время года использовали тот, где лучше сохранился протектор. Несмотря на это, значительных проблем, вызванных гололёдом, не было.
Некорректно говорить, что в СССР вовсе не использовали реагенты на дорогах. Впервые технологии борьбы с обледенением проезжей части и тротуаров стали применять ещё в начале XX века. Тогда основным средством стали абразивные материалы (песок и зола), которые увеличивают коэффициент трения с поверхностью. Затем стали применять песко-солевую смесь в соотношении 9:1, где основную долю материала занимал именно песок. Она была достаточно эффективна даже в сильный мороз благодаря высокому содержанию абразива. При этом жидкие реагенты практически не применялись.
Механическая уборка снега тоже была организована достаточно давно. Грузовые автомобили оснащали ковшами, которые позволяли очищать проезжую часть. В столице для этих задач активно использовался ЗИС-150.
Применение песко-солевой смеси имело свои недостатки. Весной абразивный материал направлялся в водостоки, которые затем требовали очистки. Однако решения у этой проблемы находились, а объёмы используемой смеси были не столь высоки, чтобы значительно навредить системе отвода воды с дорог и тротуаров.
Однако с увеличением автопарка, ростом средней скорости движения и развитием технологий ситуация стала меняться. Песок стали использовать значительно реже, заменив его жидкими реагентами. Именно они считаются "едкими" из-за высокой способности проникать в скрытые полости и стыки кузовных элементов. В советские времена использовали обычную промышленную соль в небольшой концентрации, поэтому проблем с кузовами было намного меньше.