Найти в Дзене

Переходный возраст

Переходный возраст

Очень важно для людей научиться понимать самих себя.
Очень важно для людей научиться понимать самих себя.

В жизни человека бывает три переходных возраста. Началось это не сейчас, давно. Тогда, когда мы еще и людьми по-настоящему не были. Именно тогда в нас были заложены инстинкты, которые работают и по сей день. И они настолько прочные, что против них не попрешь.

Давайте представим себе древнюю самку, а потом и женщину. Родила она ребенка. Так вот, это щенок или котенок через пару недель становится на ноги, да и то без матери он пропадет. А человеческий ребенок рождается совершенно беспомощным и остается беспомощным еще долгие годы. Сначала он может выжить только на материнских руках. Но где-то годам к трем у него появляется братик или сестричка. Именно они занимают место у матери на ручках. А трехлетний карапуз должен научиться сам твердо ходить по земле. Иначе не выживет. Появился у матери второй ребенок, или не появился, но программа «слезай с рук, познавай окружающий мир» начинает работать. И это первый переходный возраст. Трудный и опасный. За ребенком нужен глаз да глаз. Он все тащит в рот. Надо же ему понять самому, что можно есть, а что нельзя. Он везде сует свой сопливый нос. Разбирается сам, что можно, а что нельзя. Падает, расшибается, обжигается, сует пальцы в розетку. Но набирается жизненного опыта.

В это время надо следить за ним, иначе он сам попадет в беду и наделает проблем всем, кому получится. Через пару лет это проходит, первый переходный возраст прошел. Он сильно поумнел.

Второй переходный возраст, о котором все знают и много говорят –примерно двенадцать -пятнадцать лет. К этому времени ребенок становится юношей или девушкой. Физически он вполне вырос, может сам даже создать семью и родить детей. В древности это значило, что ему надо выбивать для себя место в обществе. Для этого он должен быть агрессивным. Природа права, в любой схватке за место под солнцем чаще всего побеждает не самый сильный, а самый агрессивный. Для нашего времени этот инстинкт не нужен. Но он есть, и с этим приходится считаться. В пятнадцать лет в современном обществе ты еще ребенок. Возникает тяжелейший диссонанс. Физически ты уже вполне взрослый человек, но должен продолжать жить как ребенок. Полностью зависеть от родителей. И это совершенно невыносимо. Ты же и сам умный, умнее родителей, лучше понимаешь современный мир. Росточком к тому времени ты вполне можешь быть больше папы, и уж точно больше мамы. А родители отстали, они чего-то умеют даже хуже, чем ты. Например, плохо разбираются в телефонах и компьютерах. Не умеют зарабатывать столько денег, сколько ты сам мог бы заработать, если бы тебе дали волю. Вон в тик-ток можно видео выкладывать. Кто-то же стрижет на этом большие деньги!

А еще ты сильный. И здоровый. С какой стати им надо подчиняться? Только вот приходится, а оттуда и внутренний конфликт, постоянно выплескивающий во внешний мир.

В древности такие юноши и девушки могли добиться положения в обществе. Самому удачно охотиться или прихватить в мужья хорошего охотника. Только сейчас это не работает. И начинается разочарование в окружающем мире и депрессия. Это не ты пока не готов жить самостоятельно, это мир плох. Не подходит тебе.

А еще в этом возрасте подростки сбиваются в группы себе подобных. Таким образом они обретают иллюзию силы и свободы. На самом деле нет в таких компаниях никакой свободы, там иерархия намного жестче, чем во взрослом мире. И сила такой банды никаким образом не помогает найти достойное место в окружающем мире. Только вот программа диктует поведение. Инстинкт.

Может еще работать программа отселения. Дома ты никто, а в другом месте тебе найдется достойное для тебя место. И подростки рвутся из дому. Надо куда-то уехать, где-то поискать свою лучшую долю.

Между прочим, в советское время эту программу прекрасно использовали. Целина, комсомольские стройки. И там среди равных себе, там, где все места в жизни еще не были прочно забиты взрослыми, состоявшимися людьми, молодежь часто обретала себя. Там можно было создать семью. Для начала в палатке, потом там шло большое жилищное строительство. Там можно было сделать карьеру. Среди равных себе, если ты действительно чего-то стоишь, почему бы и нет.

Сейчас что только не придумывают для того, чтобы бороться с подростковой неуправляемостью. А мне кажется, что надо просто настойчиво и активно объяснять детям, что с ними происходит. Делать из них не врагов, а союзников. Вместе с ними бороться с таким неподходящим инстинктом.

Ну и третий переходный возраст – «седина в бороду и бес в ребро». А еще «в сорок пять баба ягодка опять». В древности, когда инстинкты формировались, мало кто доживал до таких лет. Поэтому и таких проблем было немного. Но они тоже были. Доживали до этого переходного возраста самые сильные и здоровые. К этому времени старая семья полностью выполняла все, для чего была создана. Дети выросли, стали жить самостоятельно. Но человек, полный сил и здоровья, думает, что можно начать все сначала. Прожить новую жизнь. Создать новую семью. У абсолютного большинства людей этот период занимает лет пять. Только понимать, что и этот инстинкт совершенно лишний, не вредно. Меньше будет разбитых жизней и одиноких старостей.

Есть такая интересная наука – этология. Это маленькая часть биологии и немного большая часть антропологии. Популярностью эта наука не пользуется потому, что у нас сейчас все стали верующими, все думают, что человека создал Бог по своему образу и подобию. А этология утверждает, что человека создала природа. Делала она это миллионы лет, начинала с малого, с какой-нибудь одноклеточной амебы, а потом методом проб и ошибок совершенствовала свое творение. Времени у нее было много, не шесть дней.

Так вот, не вредно было бы в школе преподавать не православную культуру, а учить человека понимать самого себя.