Найти в Дзене
Хижина Музыканта Фан

«Любовь и голуби»: 14 закулисных историй, о которых Меньшов молчал годами

Так уж вышло что некоторые фильмы становятся народными. Их цитируют за столом, пересматривают каждый Новый год и знают наизусть от первого до последнего кадра. «Любовь и голуби» именно такой фильм. Но мало кто знает через что пришлось пройти Владимиру Меньшову чтобы эта картина вообще дошла до зрителя. И сегодня я хотел бы рассказать о закулисных историях которые долгое время оставались в тени. Фильм могли запретить из за дяди Мити Картину закончили в декабре 1983 года. Меньшов был уверен что всё получилось. Актёры отработали блестяще, материал смонтирован, осталось получить прокатное удостоверение. Казалось бы формальность. Но в Госкино режиссёра ждал холодный приём. В стране как раз разворачивалась очередная антиалкогольная кампания. И чиновники посчитали что в фильме слишком много пьянства. По документам архива «Мосфильма» картину отказались принимать. «Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя» — говорили на худсовете. Мен
Оглавление

Так уж вышло что некоторые фильмы становятся народными. Их цитируют за столом, пересматривают каждый Новый год и знают наизусть от первого до последнего кадра. «Любовь и голуби» именно такой фильм. Но мало кто знает через что пришлось пройти Владимиру Меньшову чтобы эта картина вообще дошла до зрителя.

И сегодня я хотел бы рассказать о закулисных историях которые долгое время оставались в тени.

Фильм могли запретить из за дяди Мити

Картину закончили в декабре 1983 года. Меньшов был уверен что всё получилось. Актёры отработали блестяще, материал смонтирован, осталось получить прокатное удостоверение. Казалось бы формальность.

Но в Госкино режиссёра ждал холодный приём. В стране как раз разворачивалась очередная антиалкогольная кампания. И чиновники посчитали что в фильме слишком много пьянства. По документам архива «Мосфильма» картину отказались принимать.

«Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя» — говорили на худсовете.

-2

Меньшову предложили вырезать все сцены где герои выпивают. А это значило практически полностью убрать дядю Митю. Режиссёр наотрез отказался. «Переделывать картину не буду» — заявил он. За это его отстранили от монтажа.

Михайлов чуть не погиб на съёмках

Есть в фильме такой эпизод. Василий открывает дверь своего деревенского дома и вдруг оказывается прямо на морском курорте. Выпадает в воду в костюме, а выныривает уже в плавках рядом с Раисой Захаровной.

-3

Красивый монтажный переход. Вот только снимали его в Кобулети и под водой актёра должны были быстро переодеть водолазы. На словах всё просто.

А на деле водолаз долго не мог развязать галстук на шее Михайлова. Актёр захлебывался, воздух кончался. Галстук пришлось резать ножом. Михайлов потом вспоминал что реально думал — всё, конец.

Меньшов рассказал эту историю чиновникам в Госкино, пытаясь разрядить обстановку. Его прервали и после долгой паузы сообщили что претензии к фильму совсем в другом. В пьянстве.

Баба Шура оказалась моложе Надюхи

Лично я когда узнал этот факт долго не мог поверить. Наталья Тенякова сыгравшая бабу Шуру на момент съёмок была моложе Нины Дорошиной (Надя) на целых десять лет. Теняковой было сорок. Дорошиной пятьдесят.

-4

То есть «старуха пенсионерка» баба Шура в реальности была самой молодой из женщин в главных ролях. Гримёры поработали на славу.

Юрский и Тенякова — супруги не только в кадре

Сергей Юрский и Наталья Тенякова сыгравшие дядю Митю и бабу Шуру были мужем и женой и в жизни. Поженились в 1970 году и прожили вместе почти полвека до самой смерти Юрского в 2019.

-5

Меньшов рассказывал что изначально видел в роли дяди Мити Олега Табакова. Тот даже согласился, хотя пьеса ему не очень понравилась. Но потом ушёл сниматься в «Мэри Поппинс, до свидания!» — та роль показалась ему интереснее.

Тогда возник Юрский. А следом и идея позвать его жену на роль бабы Шуры. Супругов нашли в Крыму где они отдыхали. Им слали телеграммы об утверждении на роли, но те скапливались на почте санатория. В итоге за ними приехал второй режиссёр и буквально увёз на съёмки.

«Собирайтесь все. Вы ведь тоже будете сниматься! В роли бабы Шуры» — сказал он Теняковой. Та не поверила. Стоит в сарафане, молодая. Какая баба Шура?

Гурченко переписали всю роль

В первоначальном сценарии Раиса Захаровна была проходным персонажем. Появлялась буквально в одном эпизоде. Функция, а не образ. Было непонятно чем она вообще могла увлечь Василия.

Всё изменилось когда на пробы пришла Людмила Гурченко.

-6

Меньшов сначала хотел снимать Татьяну Доронину. Встречался с ней, обсуждал героиню. Но та сомневалась и в итоге отказалась. Пробовали Ольгу Яковлеву, Наталью Кустинскую. И тут появилась Гурченко.

Ради неё сценарий переписали полностью. Всю линию курортного романа, все эти разговоры про астральные тела и гуманоидов, танцы, кактусы в квартире — всё это придумывали уже под Гурченко. Многие детали предложила сама актриса.

Кстати историю про экстрасенсов Меньшов подсмотрел в жизни. Одна знакомая на полном серьёзе рассказывала ему про телекинез и астральные каналы. Режиссёр слушал с широко раскрытыми глазами, а потом бежал домой записывать.

Дорошина пришла с готовой ролью

С Ниной Дорошиной история обратная. Она уже играла Надю в театре «Современник» и знала роль до мельчайших деталей. Меньшов практически не репетировал с ней на площадке.

-7

Знаменитую сцену истерики после письма от мужа актриса сыграла один в один как в театре. Первый дубль — и в точку.

Меньшов правда подстраховался. На роль Нади пробовал Любовь Полищук на случай если Дорошина откажется «входить в одну воду дважды». Полищук могла бы быть интересной. Но это была бы уже совсем другая Надя.

Михайлов не хотел сниматься

Александр Михайлов к тому времени уже играл генералов и маршалов. Образ деревенского мужичка казался ему чем то несерьёзным. Он отказывался. Несколько раз.

На роль Василия пробовались Николай Лавров, Борис Сморчков, Виктор Борцов. Даже Сергей Юрский примерял на себя этот образ, но потом его утвердили на дядю Митю.

Меньшов ждал именно Михайлова. И когда тот наконец приехал на съёмки и произнёс первые слова режиссёр выдохнул: «Вот он какой, Вася».

-8

А вот Александр Фатюшин обиделся на Меньшова всерьёз. Считал что эта роль его, а режиссёр даже не пригласил на пробы. Злился долго. Но на премьере первым подошёл и сказал: «Ты победил».

Юрский сам придумал половину реплик

Многие фразы дяди Мити которые мы знаем наизусть придумал сам Сергей Юрский прямо на площадке.

-9

«Извините, что помешал вам деньги прятать!» — это он. Сцена где Надюха пришивает Василию потайной карман к трусам, а дядя Митя некстати заходит.

Листание отрывного календаря в поисках повода выпить: «Ну вот, День взятия Бастилии впустую прошёл!» — тоже импровизация Юрского.

Грим на него накладывали два часа каждый день. Он должен был выглядеть глубоким стариком, хотя актёру не было ещё и пятидесяти.

Купались в ледяной воде

Курортные сцены снимали в Батуми и Кобулети. В ноябре. Температура воды была четырнадцать градусов.

-10

Гурченко дико боялась холода и постоянно дрожала. Но снималась. Михайлов вспоминал что режиссёр Меньшов очень любил актёров и те готовы были ради него в огонь и в воду. В данном случае буквально в воду.

Пиротехники и осветители тоже героически плескались рядом изображая отдыхающих. В ноябрьском Чёрном море.

Из фильма вырезали почти вторую серию

Материала было снято столько что хватило бы на двухсерийный фильм. Но цензура прошлась по картине безжалостно.

Михайлов рассказывал про одну вырезанную сцену. Василий сидит в баре, пьёт коктейль о котором так мечтал, а Раиса Захаровна танцует перед ним. Он поворачивает голову влево — там баба Шура и дядя Митя тоже с коктейлями. Поворачивает вправо — жена Надюха с детьми. Потом кто то бьёт его по щекам. Голубь.

-11

«Это был такой кадр! Мы хохотали так! Но всё это вырезали» — вспоминал актёр.

Была ещё сцена со щенком который воет, а Василий плачет вместе с ним. И эпизод со стиральной машиной которая скачет по комнате. Всё под нож.

Дерево расцвело с седьмой попытки

Финальная сцена где дерево внезапно расцветает кажется волшебством. На самом деле это фокусные трости из которых выскакивают цветы.

-12

Приглашённый фокусник прикрепил к обычному дереву десять таких тростей. Нужно было дёргать за верёвочку чтобы они «выстрелили» одновременно. Срабатывали не всегда.

Но сняли с первого дубля. Из десяти тростей выстрелило семь. Решили что достаточно.

Финальную сцену снимали на вертолёте

Собрать всех актёров в одном кадре было почти невозможно. Все были заняты в разных проектах, летали туда сюда.

-13

В финальной сцене где семья следит за голубями актёры заметно нервничают. И это не игра. Нина Дорошина только что прилетела из Москвы на вертолёте и сразу вошла в кадр. А Михайлов спешил на спектакль и собирался лететь на том же вертолёте обратно сразу после съёмки.

Хозяева дома жили там во время съёмок

Дом семьи Кузякиных нашли на окраине Медвежьегорска в Карелии. Меньшов искал холмистый пейзаж, хотел снимать у Байкала но не нашёл ничего подходящего. А название Медвежьегорск с окончанием «горск» показалось многообещающим.

Дом арендовали у настоящих хозяев. Пол замостили деревом как в Сибири, пристроили веранду и голубятню. Съёмки шли месяц. И весь этот месяц хозяева жили прямо там и пытались вести обычную жизнь среди камер и софитов.

-14

Голубятня и летняя кухня остались им на память. Простояли много лет. А сам дом сгорел в 2011 году. Теперь на его месте коттедж. В 2018 году новый хозяин восстановил голубятню на том же месте.

Ну а на сегодня у меня всё. Я надеюсь что статья вам понравилась. Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь на канал чтобы не пропустить выхода новых статей про кино и актёров. Спасибо за просмотр.