Найти в Дзене
Nasledie Digital

Азбука народной росписи

Сто с лишним лет назад, 5 декабря 1924 года, семеро бывших иконописцев из Палеха, лишившись привычного дела после революции, объединились в «Артель древней живописи». Они перенесли многовековую технику создания икон на лаковые шкатулки и создали удивительную палехскую миниатюру. В чём же секрет удивительной стойкости древних образов? Давайте отправимся в путешествие по карте России, чтобы расшифровать загадочные письмена мезенских оленей, прочитать сказочные сюжеты северодвинских прялок и понять, почему простое ремесло стало настоящим культурным кодом нации. Источник culture.ru География искусства Если бы русские росписи были расставлены на полке, они образовали бы целую библиотеку, где каждый том написан на своём диалекте. И у каждого «диалекта» был бы свой чёткий почтовый адрес. Стоит взглянуть на карту, чтобы увидеть: основные центры этого искусства исторически сосредоточены в европейской части России. Причин тому несколько: здесь издавна были развиты плотные торговые пути (как Волг
Оглавление

Сто с лишним лет назад, 5 декабря 1924 года, семеро бывших иконописцев из Палеха, лишившись привычного дела после революции, объединились в «Артель древней живописи». Они перенесли многовековую технику создания икон на лаковые шкатулки и создали удивительную палехскую миниатюру. В чём же секрет удивительной стойкости древних образов? Давайте отправимся в путешествие по карте России, чтобы расшифровать загадочные письмена мезенских оленей, прочитать сказочные сюжеты северодвинских прялок и понять, почему простое ремесло стало настоящим культурным кодом нации.

Источник culture.ru
Источник culture.ru

География искусства

Если бы русские росписи были расставлены на полке, они образовали бы целую библиотеку, где каждый том написан на своём диалекте. И у каждого «диалекта» был бы свой чёткий почтовый адрес. Стоит взглянуть на карту, чтобы увидеть: основные центры этого искусства исторически сосредоточены в европейской части России.

Причин тому несколько: здесь издавна были развиты плотные торговые пути (как Волга), густое население, а главное — древние, оседлые крестьянские и ремесленные культуры, где традиция передавалась из поколения в поколение. В Сибирь же промыслы часто привозили уже готовыми, как часть культурного багажа переселенцев, где они смешивались с местными мотивами.

Вдобавок земли на европейской части России были скудными вследствие своего долгого использования, поэтому зарабатывать сельским хозяйством было сложно. А вот благодаря удобному месторасположению для торговли сёла и города и начали развивать самые разнообразные художественные промыслы.

Палех: от иконы до космонавта

История палехской миниатюры — это история блестящей импровизации и сохранения традиции в совершенно новых условиях. До революции Палех славился как один из главных центров иконописного мастерства, навыки здесь оттачивали веками. После 1917 года заказы на иконы закономерно иссякли.

Мастерам, лишившимся векового ремесла, пришлось искать новый путь. И они его нашли. 5 декабря 1924 года семеро бывших иконописцев во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи» и совершили настоящую художественную революцию: они перенесли технику иконописи — тончайшее письмо яичными красками, использование золота, условность пространства — с церковных досок на поверхности лаковых шкатулок из папье-маше.

Узнать палехскую миниатюру можно с первого взгляда. Её главный фон — глубокий, бархатистый чёрный цвет, отсылающий к темноте иконной доски. На этом фоне разворачиваются многофигурные композиции с персонажами русских сказок, былин, песен и классической литературы. Фигуры людей, животных, сказочных существ вытянуты и изящны, словно парят.

Но главная визитная карточка Палеха — это невероятно тонкая, ювелирная проработка деталей. Золотые и серебряные штрихи («пробела» и «роспись»), которые прорисовывают складки одежды, траву, архитектурные элементы. Этот блеск золота — не просто украшение, а прямое наследие иконописной техники, где сусальное золото символизировало божественный свет.

Несмотря на камерный формат шкатулок, палехские миниатюры всегда монументальны по духу. Они не просто иллюстрируют сюжет, а разворачивают целые эпические полотна, где пространство строится по принципу «обратной перспективы», знакомому по иконам. А темами росписи может служить всё: от сказок и былин до подвигов советских космонавтов.

Источник palekh-kholui.com
Источник palekh-kholui.com

Мезенская роспись: древний код северных лесов

В мире русской народной росписи мезенская — или, как её ещё называют, палащельская — стоит особняком. Это не просто орнамент, а подлинная древняя графика, чьи корни уходят в глубины тысячелетий. В отличие от остальных традиционных росписей, которые всё-таки являются достаточно новыми в соотношении с историей России в принципе.

Её истоки учёные связывают с наскальными изображениями — петроглифами русского Севера, а также с мифологией и орнаментальным искусством финно-угорских народов, издревле населявших эти суровые земли. В каждом штрихе этой росписи читается не столько стремление к украшательству, сколько попытка изобразить и упорядочить мироздание, заговорить с природными силами.

Узоры Мезени легко узнать по их особым «буквам». Вместо пышных цветов и ягод здесь царят силуэты зверей и птиц: стремительные кони и благородные олени, часто изображённые с ветвистыми рогами, которые напоминают древо жизни. Их фигуры расчерчены дробным штрихом — частыми линиями и чёрточками, создающими ощущение движения и ритма.

Композиция часто делится на три горизонтальных яруса, что символизирует трёхчастное строение мира: верхний (небесный) с птицами и солярными знаками, средний (земной) с оленями-конями и нижний, подземный или водный. Круги, спирали и ромбы — это солярные (солнечные) знаки, обереги и символы вечного круговорота.

Лаконичность мезенской палитры лишь подчёркивает её сакральность. Мастера использовали всего два природных пигмента: красную охру, добываемую из глины, и чёрную сажу. Эти цвета наносились на светлый, естественный фон некрашеного дерева.

Северодвинские росписи: три голоса из одного хора

Если Мезень — это суровое эпическое сказание, то росписи, выросшие по берегам Северной Двины, такие как борецкая, пермогорская и ракульская, похожи на богато иллюстрированные рукописные книги.

Они также родились в архангельских деревнях, но впитали больше влияний. Через эти земли проходили пути новгородских переселенцев, а позднее — московских торговцев, привозивших с собой лубочные картинки и даже печатные книги. Поэтому в их сюжетах архаичные символы соседствуют с жанровыми сценками из крестьянской жизни, а орнамент становится более пышным и повествовательным.

Роспись пермогорская

Пермогорская роспись, пожалуй, самая «рассказчица» среди северных росписей. Её главный мотив — гибкий, упругий побег с тюльпановидными листьями, который стелется по поверхности предмета. Этот побег обрамляет и связывает воедино различные сцены: крестьянку за прялкой, всадника, сцену сватовства или мифологическую птицу Сирин.

Фрагмент прялки, конец XIX века. Источник wikipedia.org
Фрагмент прялки, конец XIX века. Источник wikipedia.org

Краски — преимущественно красная, зелёный и жёлтый — ложатся яркими пятнами. Каждая расписная прялка или короб из Пермогорья — это целая история в картинках, инструкция по жизни или добрая сказка.

Роспись борецкая

В отличие от неё, борецкая роспись (по названию села Борок) выглядит более торжественной. Её композиция обычно трёхчастна и симметрична, напоминая иконостас. Фон здесь чаще всего насыщенного жёлтого цвета, который со временем начали рисовать даже золотом.

Сватовство. Фрагмент прялки. Источник wikimedia.org
Сватовство. Фрагмент прялки. Источник wikimedia.org

Эта роспись не только рассказывает бытовые истории, но и говорит на языке древних, почти былинных символов, охраняя владельца предмета и обозначая картину мироздания.

Роспись ракульская

Совсем иной характер у ракульской росписи. Она строже и лаконичнее, при этом в отличие от своих северных сестёр, она изображает исключительно растения или птиц. В росписи главную роль играют золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют им зелёный и красный. Композицию часто оживляют тонкие завитки, усики и прожилки, выполненные чёрной краской.

Северодвинская прялка, фрагмент. Источник youtube.com
Северодвинская прялка, фрагмент. Источник youtube.com

Чаще всего такой росписью украшали прялки. В ней отсутствуют не только жанровые сцены, но и сопроводительные надписи, которыми изобилует, например, пермогорская роспись. Верхнюю часть прялки почти всегда занимает пышное древо с крупными листьями; в нижней части, под древом, обретается птица с маленькой головкой и крупным туловищем в квадратной рамке. А под птицей — крупный цветок или даже куст.

Любая традиция начинается с личной истории: с тех самых прялок на бабушкином чердаке, расписных ложек в буфете или просто старых фотографий, где запечатлены родные лица и быт. Именно эти крупицы и складываются в большое наследие.

Чтобы эта хрупкая нить памяти не оборвалась, важно сохранить свои семейные истории не только в рассказах, но и в надёжном цифровом пространстве. Цифровая капсула времени создана именно для этого: здесь вы можете сохранить уникальные истории, фотографии, документы и воспоминания, которые есть только в вашей семье.

Передайте их в своей Капсуле будущим поколениям — переходите по ссылке и начните создавать своё бесценное наследие уже сегодня. Пока память ещё жива.