Найти в Дзене
Культура Москвы

«Жар-птица русского балета», которая взлетела, потому что Кшесинская… передумала

1909 год, Париж. Непознанная Россия всё ещё кажется просвещённым (а может, и не очень) европейцам «страной варваров». Дягилев амбициозно планирует первые балетные «Русские сезоны». В Париж на репетиции приезжает Тамара Карсавина — Тата, как её называли. Юная балерина ехала танцевать вторые партии. Но и «Русские сезоны» — пока лишь предприятие со смутной судьбой. У Дягилева — сложности с финансированием. В последний момент Матильда Кшесинская передумала приезжать в Париж, и её партию во фрагменте «Спящей красавицы» отдают Тате. Дягилев почему-то прозвал этот номер «Жар-птицей» — пророчески. В первом акте в первый же вечер публика была сдержанно доброжелательна. Но потом что-то произошло. Партнёр Карсавиной Вацлав Нижинский, вместо обычного ухода… улетел в прыжке за кулисы — и зрители даже не видели, как он приземлился. Это привело публику в восторг и подогрело интерес.
В следующем акте Карсавина с Нижинским танцуют тот самый фрагмент из «Спящей красавицы». То, что случилось с

1909 год, Париж. Непознанная Россия всё ещё кажется просвещённым (а может, и не очень) европейцам «страной варваров». Дягилев амбициозно планирует первые балетные «Русские сезоны». В Париж на репетиции приезжает Тамара Карсавина — Тата, как её называли. Юная балерина ехала танцевать вторые партии. Но и «Русские сезоны» — пока лишь предприятие со смутной судьбой. У Дягилева — сложности с финансированием. В последний момент Матильда Кшесинская передумала приезжать в Париж, и её партию во фрагменте «Спящей красавицы» отдают Тате. Дягилев почему-то прозвал этот номер «Жар-птицей» — пророчески.

-2

В первом акте в первый же вечер публика была сдержанно доброжелательна. Но потом что-то произошло. Партнёр Карсавиной Вацлав Нижинский, вместо обычного ухода… улетел в прыжке за кулисы — и зрители даже не видели, как он приземлился. Это привело публику в восторг и подогрело интерес.

В следующем акте Карсавина с Нижинским танцуют тот самый фрагмент из «Спящей красавицы». То, что случилось со зрителями, очевидец позже описал так: «… будто под их креслами горел огонь».

Наутро Карсавину в прессе именуют уже La Karsavina. La означает высшую степень почитания художника. С тех пор Дягилев прозвал её и Нижинского «своими детьми».

-3
-4

На следующий год Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский выйдут на сцену в настоящей «Жар-птице» — балете Стравинского — и закрепят свой легендарный успех. Карсавину стали называть «жар-птицей русского балета», а «Русские сезоны» открыли миру нашу культуру и искусство, сделав их по-настоящему популярными. И это уже не отменить.

Кстати, когда Нижинского спросили, трудно ли зависать в воздухе, когда прыгаешь, он очень вежливо ответил: «Нет, нет, совсем не трудно. Нужно только подняться в воздух и немного задержаться».

Написано на основе книги воспоминаний Тамары Карсавиной «Театральная улица».



Автор текста — Виолетта Тамбия

Источник фото -
Культорология.рф