Если вы плотно интересуетесь темой смазочных материалов или владели автомобилем марки Hyundai/KIA с моторами Gamma, то наверняка слышали зловещее выражение «мотор G4FC – убийца масел». Справедливости ради отметим, что не «G4FC единым» – есть огромное количество моторов со схожими проблемами, но в силу своей распространенности достается больше всего именно агрегату концерна Hyundai-KIA.
Сегодня мы постараемся разобраться с этим термином: что здесь вообще имеют в виду, присутствует ли этот эффект на самом деле и как дальше жить, если все же присутствует.
Что такое смерть смазочного материала?
Не существует каких-то единых и всемирно признанных критериев полной потери моторным маслом своих эксплуатационных свойств и рекомендации в разных источниках могут слегка отличаться. У производителей смазочных материалов одни стандарты, у отраслевых лабораторий другие, у энтузиастов из oil-club.ru – третьи. Конкретные предписания на этот счет изредка встречаются даже у самих автопроизводителей.
Тем не менее, во всех источниках оценивают примерно одни и те же параметры:
- Вязкость масла при 100° С: вышло ли масло в процессе эксплуатации за рамки своего класса SAE и на сколько – конкретные критерии могут быть разными. Любопытно, что иногда допускают довольно серьезные просадки по вязкости.
- Щелочное число (TBN). Большинство производителей автомобилей и масла (мы в их числе) сходятся в мнении, что масло пора менять при показателе TBN около половины от свежего, а при 30% и ниже – уже совсем пора. Критическим значением принято считать 2.5 по тесту ASTM-D 4739. Ребята из oil-club.ru тоже используют легитимный и вполне наглядный метод: сравнивают щелочное число с кислотным (TAN) – считается, что менять масло пора, когда TBN = TAN.
- Различные загрязнения, содержание металлов износа и других соединений. В первую очередь здесь ограничивают содержание воды, этиленгликоля и топлива, а первые два – особенно строго! Как правило, содержание воды не должно превышать 0,2%, а гликоля – не более 0,1%. Дизельное и бензиновое топливо ограничены семью процентами.
Кейс с двигателем G4FC: проблемы KIA Rio и Hyundai Solaris
Насколько нам известно, проблема с G4FC впервые вскрылась на вышеупомянутом oil-club.ru в пик популярности пары Rio/Solaris уже более 10 лет назад. Выражалась она прежде всего в катастрофически быстром падении щелочного числа и кинематической вязкости - масла буквально погибали смертью храбрых за 6-7 тысяч километров вне зависимости от бренда, спецификации и состава. Со временем протоколов накопилось достаточно, чтобы начать делать выводы. Выше мы писали, что критическое значение по щелочному числу составляет 2,5 – так вот в анализах G4FC не были редкостью и значения ниже единицы. Относится к oil-club.ru можно по-разному, но с фактами тут не поспоришь.
К тому же мы можем подтвердить это и собственным опытом, ведь мы регулярно отдаем масла на тест пользователям с последующим анализом отработки и часто испытываем продукцию в таксопарках (а там каждый второй мотор как раз G4FC). Проблема действительно существует и наши масла тут не стали исключением, хороший анализ после пробега более 7000 км с этого мотора встретить сложно. Так в чем же тут дело?
А ларчик просто открывался
На oil-club и профильных корейских форумах энтузиасты строили множество теорий и причинно-следственных связей. Что тут только не обвиняли: мы читали красивые версии, связанные с клапаном вентиляции картерных газов, клапаном EGR, или термостатным режимом мотора. Не станем говорить, что все это бред и не оказывает никакого влияния на состояние масла, но вот буквально уничтожить моюще-нейтрализующие свойства качественного продукта так не получится. А именно это и происходит.
Впрочем, реальную причину на форумах назвали тоже довольно быстро (просто традиционно для форумов не стали на этом прекращать поиски) – виной малый объем картера. Эту версию спешим подтвердить и мы. Дело не в какой-то конкретной модели мотора и марки масла - практически ДВС с небольшим картером довольно быстро убивают смазочный материал. Безусловно, есть и другие факторы, такие как большой объём несливаемого остатка, особенности работы PCV, температурный режим и наличие различных систем, завязанных на свойствах масла – гидронатяжители, фазорегуляторы. Только вот конкретную закономерность здесь проследить не получится, а в случае с объемом картера связь практически прямая. У каких-то моделей эффект ярче, у других менее выражен, но присутствует всегда. К примеру, у ниссановских моторов QG объем картера меньше 3 литров и проблема есть даже на простеньких версиях без фазорегуляторов или EGR.
И что же делать? Как правильно выбрать масло для KIA и Hyundai?
Чаще менять масло! Наши подписчики частенько посмеиваются над этой рекомендацией, но мы не же виноваты, что она самая эффективная. Особенно в сегодняшнем случае – большинству «убийц» не требуются какие-то супер-масла, нужна просто качественная «синтетика» в соответствии с рекомендациями завода-производителя. Второй момент, на который рекомендуем обращать внимание – щелочное число. Использовать в «Солярисе» грузовые дизельные масла не нужно, а вот выбрать среди пригодных для вашего ДВС одноклассников продукт с самым высоким щелочным числом действие вполне разумное. У наших продуктов щелочное традиционно высокое, что уже не раз проверяли СМИ и тот же oil-club.
Вторая важная рекомендация – следить за состоянием двигателя. Нередко мы получаем анализы с огромным количеством антифриза, воды или топлива в масле. Бензин особенно заметен сейчас, в межсезонье – иногда его содержание доходит и до 15-20%! Это критическая величина для любого мотора, а для малюсеньких картеров азиатских машин - вообще смертельно. Повышенное содержание топлива нормально для зимнего сезона – имеют место прогревы, пробки, короткие городские поездки, но 20% это уже за гранью и однозначно является свидетельством неисправности. Прогревайте мотор! Да, так топлива нальет больше, но обратная сторона отсутствия прогревов – вода в картере, а по эффекту это хуже бензина.
Используйте качественное масло! Малый объем картера типичен в первую очередь для азиатских автомобилей, поэтому рекомендуем вам типичные для этих машин масла (всегда сверяйтесь с инструкцией): Mirax MX9 5W-30 GF-6A и Mirax MX9 0W-20 GF-6A. Оба продукта разработаны на основе базовых масел III и IV группы API и пакетов присадок Infineum. Вскоре они получат новейшую и строгую спецификацию Ilsac GF-7A – следите за нашими обновлениями.
А приобрести наше моторное масло можно в официальном магазине на OZON!