Найти в Дзене
Ильяс Невретдинов

«Как музыкант успевает выполнять несколько задач одновременно?» Музыкальные факты, выпуск №11

#ильяс_невретдинов #музыкальные_факты Выпуск №11 На концерте многие слушатели задаются примерно такими вопросами: Как пианист из 88 клавиш попадает во все нужные комбинации не глядя? Как трубач следит за тем, чтобы губы, дыхание, язык и пальцы работали синхронно? Как дирижёр оркестра контролирует игру нескольких десятков исполнителей одновременно? Эти вопросы относятся к разным специализациям, но ответ на них, условно говоря, один, так как логика везде одинаковая. Само собой, среднестатистический человек не может сознательно делать много дел одновременно, но ведь профессиональных музыкантов в мире предостаточно, а значит, существуют какие-то проверенные способы. Секрет в том, что исполнители выполняют несколько задач одновременно на подсознательном уровне, то есть организм играет как бы самостоятельно (по рефлексам, очень хорошо отработанным действиям). Для достижения такого творческо-рабочего состояния необходимо детально, по крупицам отрабатывать каждую ноту. Эта миссия сопост
Оглавление

#ильяс_невретдинов

#музыкальные_факты

Выпуск №11

На концерте многие слушатели задаются примерно такими вопросами:

  1. Как пианист из 88 клавиш попадает во все нужные комбинации не глядя?
  2. Как трубач следит за тем, чтобы губы, дыхание, язык и пальцы работали синхронно?
  3. Как дирижёр оркестра контролирует игру нескольких десятков исполнителей одновременно?

Эти вопросы относятся к разным специализациям, но ответ на них, условно говоря, один, так как логика везде одинаковая.

Само собой, среднестатистический человек не может сознательно делать много дел одновременно, но ведь профессиональных музыкантов в мире предостаточно, а значит, существуют какие-то проверенные способы. Секрет в том, что исполнители выполняют несколько задач одновременно на подсознательном уровне, то есть организм играет как бы самостоятельно (по рефлексам, очень хорошо отработанным действиям). Для достижения такого творческо-рабочего состояния необходимо детально, по крупицам отрабатывать каждую ноту.

Эта миссия сопоставима с задачей авиадиспетчеров, где каждый сотрудник управляет сразу несколькими самолëтами одновременно. Сам же диспетчер делает всë обобщëнно; его цель — организовать все воздушные судна, но он не думает об углах отклонения закрылок каждого самолёта, ведь это уже работа множества пилотов.

Так и музыкант на сцене не двигает пальцами, языком или ногами сознательно. Например, у дирижёра уже заранее отработан целый набор действий: «громче», «тише», «пора вступать» и т.п. Нельзя не упомянуть и такой очевидный фактор как опыт.

О чëм же тогда думает артист в момент нахождения на сцене, чтобы сыграть программу длиной в несколько произведений? Ответ: о том, что слышит и хочет услышать.

Если же ученик-музыкант долго-долго во время занятий отрабатывает одну и ту же пьесу с метрономом детально, «по кусочкам», но у него не выходит сыграть еë от начала до конца, то проблема, вероятно, заключается в отсутствии внутреннего слуха. Поэтому так важно развивать свои теоретические познания (сольфеджио, музыкальная литература, ЭТМ и др.).

Но если углубляться в тему ещë больше, то стоит вспомнить о принципах работы головного мозга. Главнейший орган нашего организма имеет до сих пор неизведанные наукой возможности, но, к счастью, небольшая информация нам всë же о нëм известна. Наш мозг является очень пластичным и «живым». Чисто теоритически, его можно запрограммировать на то, чтобы исполнить практически любое музыкальное произведение. Просто развивается мозг не так уж и быстро, как нам хотелось бы [то есть время — ценнейший ресурс]. Новые нейронные связи образуются постепенно, притом наиболее эффективен процесс образования во время сна. Часто так бывает, что у музыканта никак не получается выучить тот или иной пассаж на протяжении всех занятий, а через пару дней то, что казалось нереальным, удаëтся легко.

И ключами к освоению нового является, прежде всего, не количество часов ваших занятий, а их регулярность.

Таким образом, изо дня в день, кирпичик за кирпичиком, исполнитель может добиваться таких результатов, от которых захватывает дух публики! Следует только запастись терпением и грамотно рассчитать время, но и, конечно, приложить максимум усилий. Становится очевидно, что нереальных целей в мире музыки не бывает!

Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов:

YouTube — https://youtube.com/@Ilyas_Trumpet?feature=shared

Яндекс Дзен — https://dzen.ru/ilyas_trumpet

RUTUBE — https://rutube.ru/channel/26485909

Telegram — https://t.me/Ilyas_Trumpet

ВКонтакте — https://vk.com/ilyas_trumpet

Одноклассники — https://ok.ru/group/70000041524488

LiveJournale — https://ilyas-trumpet.livejournal.com/

Материально поддержать автора и получить специальные бонусы вы можете здесь:

ВК —https://vk.com/donut/ilyas_trumpet

Дзен — https://dzen.ru/ilyas_trumpet?donate=true