Найти в Дзене
Страницы истории

Алексей Ермилович Разоренов

Много статей написано об этом человеке, а всё равно какая-то недосказанность осталась...И фраза "и сжёг перед смертью свои рукописи" прям не даёт покоя... Алексей Разорёнов: крестьянский поэт, романс которого пела вся Россия В истории русской культуры есть имена, которые живут в народной памяти. Одно из таких имён — Алексей Ермилович Разорёнов (1819–1891). Его судьба — готовый сюжет для романа: крестьянин, самоучка, странник, лавочник и поэт, чьи строки ушли в народ и зазвучали в самых душевных русских романсах. Из крестьянской избы — в мир искусства Родился Алексей в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии, в обычной крестьянской семье. Грамоте учился у сельского пономаря, и на этом его формальное образование закончилось. Но в душе уже тлела искра — тяга к слову, к стихам. В юности он ушёл из дома «искать счастья»: был приказчиком, лакеем, даже актёром в провинциальных театрах. Искал себя. Поворотным моментом стала встреча в Казани с петербургской актрисой Наде
Оглавление

Много статей написано об этом человеке, а всё равно какая-то недосказанность осталась...И фраза "и сжёг перед смертью свои рукописи" прям не даёт покоя...

Алексей Разорёнов: крестьянский поэт, романс которого пела вся Россия

В истории русской культуры есть имена, которые живут в народной памяти. Одно из таких имён — Алексей Ермилович Разорёнов (1819–1891). Его судьба — готовый сюжет для романа: крестьянин, самоучка, странник, лавочник и поэт, чьи строки ушли в народ и зазвучали в самых душевных русских романсах.

Из крестьянской избы — в мир искусства

Родился Алексей в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии, в обычной крестьянской семье. Грамоте учился у сельского пономаря, и на этом его формальное образование закончилось. Но в душе уже тлела искра — тяга к слову, к стихам. В юности он ушёл из дома «искать счастья»: был приказчиком, лакеем, даже актёром в провинциальных театрах. Искал себя.

Поворотным моментом стала встреча в Казани с петербургской актрисой Надеждой Самойловой. Она, известная и блистательная, заказала никому не известному поэту текст для песни, которую хотела исполнить на своём бенефисе. Разорёнов, по некоторым сведениям, безнадёжно влюблённый, вложил в стихи всю свою тоску и нежность. Так появилось стихотворение «Не брани меня, родная».

Актриса спела. Зал был покорён. А в 1857 году талантливый композитор написал к этим стихам музыку. Так родился один из самых пронзительных русских романсов, который мгновенно разошёлся по всей империи. Долгие годы автора слов не знали — песня считалась народной. Лишь полвека спустя имя Разорёнова было напечатано в сборнике «Родные звуки».

Москва, лавка у Тверских ворот и литературный салон

Осев в Москве, Алексей Ермилович держал у Тверских ворот маленькую овощную лавку. Но это была не просто лавка. Это был неформальный литературный клуб. За прилавком стоял богатырского вида старик в долгополом кафтане, который мог наизусть читать всего «Евгения Онегина», цитировать Шекспира и обсуждать новинки прессы.

Сюда заходили писатели, поэты-самоучки, журналисты. Его посещал поэт Иван Суриков, автор хрестоматийного «Вот моя деревня». О нём с симпатией писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». Лавка Разорёнова стала островком культуры в шумном московском быту.

Творчество между прилавком и вечностью

Писал он много, публиковал — в основном в провинциальных и столичных газетах и журналах: «Грамотей», «Воскресный досуг», «Радуга». Его стихи были просты, мелодичны и близки обычному человеку. Кроме знаменитого «Не брани меня...», он автор текстов песен «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «За грибами в лес девицы», «Вот и масленица».

Но горечь непризнания его терзала. Готовя к изданию сборник своих стихов, он, по легенде, в приступе отчаяния сжёг часть рукописей. Это трагический штрих к портрету человека, всю жизнь боровшегося с нуждой и сомнениями.

Документальное подтверждение: запись о смерти

ЦГА Москвы ф.203 оп. 776 д.1174 стр. 287
ЦГА Москвы ф.203 оп. 776 д.1174 стр. 287

Недавно обнаруженные архивные документы позволили точно установить обстоятельства его кончины. Алексей Ермилович Разорёнов скончался 20 января 1891 года от отека легких и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище 22 января [по старому стилю]. Эта запись ставит точку в биографии поэта, чья жизнь закончилась в городе, ставшем ему родным.

Наследие, которое не сгорело

Его стихи и песни пережили и автора, и пожар рукописей. Они сохранились в дореволюционных журналах, в песенниках, на граммофонных пластинках (как запись Апрелевского завода, посвящённая памяти 1905 года), в воспоминаниях современников.

Алексей Разорёнов — символ народного, живого таланта. Он не окончил университетов, но его университетами были дороги России, театральные подмостки, шум московских улиц и тишина лавки, где рождались строки, тронувшие миллионы сердец. Его история напоминает, что поэзия часто живёт не во дворцах, а у скромного прилавка, за которым стоит большой человек с огромной, но ранимой душой.

Дополнения

Переезд поэта в Москву

В своих воспоминаниях Разоренов указывал, что ушёл из родной деревни в юности, сменил множество профессий и «добрую половину жизни провёл в Москве». Крестьянин по происхождению, а позже московский мещанин.

Гипотеза об отце

Отец поэта - Ермил Фёдорович Разоренов женился в далёком 1798 году. В метрической книги церкви Рождества Богородицы села Богородицкое за 23 апреля есть запись венчания:

того ж сельца и госпожи [сельца Уварова вотчины госпожи малолетней девицы Марьи Степановой дочери Агалиной] крестьянский сын отрок Ермил Федоров [браком сочетался с] того ж сельца и госпожи с дворовой девкой Александрой Васильевой...

В 1806 г. родилась дочь Агрипина

В 1819 году родился Алексей.

Есть запись в ревизской сказке 1834 года о том, что Ермил Федоров и его братья в 1822 году отпущены на волю.

Александра Васильевна была его первой женой, а вот третью звали - Федосья Трифонова.

В доступных источниках нет упоминаний о том, что отец поэта Ермил Фёдорович Разорёнов жил в Москве. Но в 1840 году жена Ермила Федосья была крестной у ребёнка, крестили в Московской церкви.

...вотчины свободных хлебопашцев крестьянина Ермила Федорова жена Федосья Трифонова Раззоренова

Тем не менее документальное подтверждение несёт в себе запись о смерти Ермила в 1855 году.

В 1850 -е годы Ермил ходил в Церковь во имя святого Василия Кесарийского [самый большой храм в российской столице дореволюционной эпохи и по праву считался одной из самых богатых и роскошных церквей старой Москвы]. Храм располагался на пересечении 1-й Тверской-Ямской (вл. 11) и Васильевской улиц. Церковь была основана в качестве приходского храма для слободы московских ямщиков в XVI веке.

29 июня 1855 года умер Коломенского уезда Федосьинской волости сельца Малого Уварова крестьянин Ермил Федоров без фамилии

Ермилу Федоровичу шёл 74 год, умер он от старческого изнурения в доме ямщички Ирины Какориной. Похоронен 2 июля 1855 года на Ваганьковском кладбище [По старому стилю].

Получается, что отец ПОЭТА жил в Москве и где-то недалеко от него...

Очень подробные публикации о Разоренове:

Алексей Ермилович Разоренов

Наш земляк: известный поэт — самоучка Алексей Ермилович Разоренов - Я - Краевед

А. Е. Разоренов (1841—1880): биографическая справка