Много статей написано об этом человеке, а всё равно какая-то недосказанность осталась...И фраза "и сжёг перед смертью свои рукописи" прям не даёт покоя...
Алексей Разорёнов: крестьянский поэт, романс которого пела вся Россия
В истории русской культуры есть имена, которые живут в народной памяти. Одно из таких имён — Алексей Ермилович Разорёнов (1819–1891). Его судьба — готовый сюжет для романа: крестьянин, самоучка, странник, лавочник и поэт, чьи строки ушли в народ и зазвучали в самых душевных русских романсах.
Из крестьянской избы — в мир искусства
Родился Алексей в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии, в обычной крестьянской семье. Грамоте учился у сельского пономаря, и на этом его формальное образование закончилось. Но в душе уже тлела искра — тяга к слову, к стихам. В юности он ушёл из дома «искать счастья»: был приказчиком, лакеем, даже актёром в провинциальных театрах. Искал себя.
Поворотным моментом стала встреча в Казани с петербургской актрисой Надеждой Самойловой. Она, известная и блистательная, заказала никому не известному поэту текст для песни, которую хотела исполнить на своём бенефисе. Разорёнов, по некоторым сведениям, безнадёжно влюблённый, вложил в стихи всю свою тоску и нежность. Так появилось стихотворение «Не брани меня, родная».
Актриса спела. Зал был покорён. А в 1857 году талантливый композитор написал к этим стихам музыку. Так родился один из самых пронзительных русских романсов, который мгновенно разошёлся по всей империи. Долгие годы автора слов не знали — песня считалась народной. Лишь полвека спустя имя Разорёнова было напечатано в сборнике «Родные звуки».
Москва, лавка у Тверских ворот и литературный салон
Осев в Москве, Алексей Ермилович держал у Тверских ворот маленькую овощную лавку. Но это была не просто лавка. Это был неформальный литературный клуб. За прилавком стоял богатырского вида старик в долгополом кафтане, который мог наизусть читать всего «Евгения Онегина», цитировать Шекспира и обсуждать новинки прессы.
Сюда заходили писатели, поэты-самоучки, журналисты. Его посещал поэт Иван Суриков, автор хрестоматийного «Вот моя деревня». О нём с симпатией писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». Лавка Разорёнова стала островком культуры в шумном московском быту.
Творчество между прилавком и вечностью
Писал он много, публиковал — в основном в провинциальных и столичных газетах и журналах: «Грамотей», «Воскресный досуг», «Радуга». Его стихи были просты, мелодичны и близки обычному человеку. Кроме знаменитого «Не брани меня...», он автор текстов песен «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «За грибами в лес девицы», «Вот и масленица».
Но горечь непризнания его терзала. Готовя к изданию сборник своих стихов, он, по легенде, в приступе отчаяния сжёг часть рукописей. Это трагический штрих к портрету человека, всю жизнь боровшегося с нуждой и сомнениями.
Документальное подтверждение: запись о смерти
Недавно обнаруженные архивные документы позволили точно установить обстоятельства его кончины. Алексей Ермилович Разорёнов скончался 20 января 1891 года от отека легких и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище 22 января [по старому стилю]. Эта запись ставит точку в биографии поэта, чья жизнь закончилась в городе, ставшем ему родным.
Наследие, которое не сгорело
Его стихи и песни пережили и автора, и пожар рукописей. Они сохранились в дореволюционных журналах, в песенниках, на граммофонных пластинках (как запись Апрелевского завода, посвящённая памяти 1905 года), в воспоминаниях современников.
Алексей Разорёнов — символ народного, живого таланта. Он не окончил университетов, но его университетами были дороги России, театральные подмостки, шум московских улиц и тишина лавки, где рождались строки, тронувшие миллионы сердец. Его история напоминает, что поэзия часто живёт не во дворцах, а у скромного прилавка, за которым стоит большой человек с огромной, но ранимой душой.
Дополнения
Переезд поэта в Москву
В своих воспоминаниях Разоренов указывал, что ушёл из родной деревни в юности, сменил множество профессий и «добрую половину жизни провёл в Москве». Крестьянин по происхождению, а позже московский мещанин.
Гипотеза об отце
Отец поэта - Ермил Фёдорович Разоренов женился в далёком 1798 году. В метрической книги церкви Рождества Богородицы села Богородицкое за 23 апреля есть запись венчания:
того ж сельца и госпожи [сельца Уварова вотчины госпожи малолетней девицы Марьи Степановой дочери Агалиной] крестьянский сын отрок Ермил Федоров [браком сочетался с] того ж сельца и госпожи с дворовой девкой Александрой Васильевой...
В 1806 г. родилась дочь Агрипина
В 1819 году родился Алексей.
Есть запись в ревизской сказке 1834 года о том, что Ермил Федоров и его братья в 1822 году отпущены на волю.
Александра Васильевна была его первой женой, а вот третью звали - Федосья Трифонова.
В доступных источниках нет упоминаний о том, что отец поэта Ермил Фёдорович Разорёнов жил в Москве. Но в 1840 году жена Ермила Федосья была крестной у ребёнка, крестили в Московской церкви.
...вотчины свободных хлебопашцев крестьянина Ермила Федорова жена Федосья Трифонова Раззоренова
Тем не менее документальное подтверждение несёт в себе запись о смерти Ермила в 1855 году.
В 1850 -е годы Ермил ходил в Церковь во имя святого Василия Кесарийского [самый большой храм в российской столице дореволюционной эпохи и по праву считался одной из самых богатых и роскошных церквей старой Москвы]. Храм располагался на пересечении 1-й Тверской-Ямской (вл. 11) и Васильевской улиц. Церковь была основана в качестве приходского храма для слободы московских ямщиков в XVI веке.
29 июня 1855 года умер Коломенского уезда Федосьинской волости сельца Малого Уварова крестьянин Ермил Федоров без фамилии
Ермилу Федоровичу шёл 74 год, умер он от старческого изнурения в доме ямщички Ирины Какориной. Похоронен 2 июля 1855 года на Ваганьковском кладбище [По старому стилю].
Получается, что отец ПОЭТА жил в Москве и где-то недалеко от него...