Найти в Дзене
Рисую в 50

Легендарные советские фотографии 20-х и 30-х годов прошлого века

Смотреть на ранние советские фотографии — всё равно что прикоснуться к застывшей музыке времени. Это почти осязаемые порталы в другую реальность, где, кажется, даже воздух был пропитан верой в светлое будущее, а пульс страны бился в унисон с грохотом великих строек. Глядя на эти чёрно-белые свидетельства давно ушедшей эпохи, вдруг осознаешь, что фотографы тех лет были не только документалистами, но ещё и чуточку волшебниками, способными с помощью света, тени и дерзкого ракурса создавать визуальный миф о рождении нового прекрасного мира. "Комсомолка", 1930-е. Фотограф Григорий Зельма Симфония новой эпохи В руках советских мастеров фотокамера становилась, если так можно выразиться, поэтическим инструментом. Она то взмывала к небу, превращая обычных рабочих в титанов, а заводские трубы — в колонны античных храмов, то спускалась к самой земле, приглашая зрителей взглянуть на окружающий мир глазами маленького ребёнка и ощутить его восторг и удивление от новизны. "Физкультурный парад", 1938
Оглавление

Смотреть на ранние советские фотографии — всё равно что прикоснуться к застывшей музыке времени. Это почти осязаемые порталы в другую реальность, где, кажется, даже воздух был пропитан верой в светлое будущее, а пульс страны бился в унисон с грохотом великих строек. Глядя на эти чёрно-белые свидетельства давно ушедшей эпохи, вдруг осознаешь, что фотографы тех лет были не только документалистами, но ещё и чуточку волшебниками, способными с помощью света, тени и дерзкого ракурса создавать визуальный миф о рождении нового прекрасного мира.

Симфония новой эпохи

В руках советских мастеров фотокамера становилась, если так можно выразиться, поэтическим инструментом. Она то взмывала к небу, превращая обычных рабочих в титанов, а заводские трубы — в колонны античных храмов, то спускалась к самой земле, приглашая зрителей взглянуть на окружающий мир глазами маленького ребёнка и ощутить его восторг и удивление от новизны.

Тогда самые привычные вещи обретали головокружительную динамику, статичные портреты начинали дышать, а в ритмичном узоре стальных конструкций или бодро шагающих мускулистых физкультурников угадывалась симфония неизведанной, мощной и устрашающей своим величием и размахом эпохи.

Фотографы, творившие в то время, видели красоту и в грандиозных свершениях молодой страны, и в мелких, но таких говорящих деталях: блеске новенького трактора, сосредоточенном виде пионерки или мозолистой руке, сжимающей штурвал. Это было необычно, свежо и невероятно талантливо.

Отец советского дизайна

И первым среди равных с полным правом можно назвать Александра Родченко. Он стал одним из тех, кто буквально переформатировал визуальную среду молодой советской страны, превратив фотографию, плакат, упаковку и вывеску в поле художественного эксперимента.

Работая в логике конструктивизма, он настаивал, что художник должен создавать полезные и функциональные вещи, а не отвлечённые «произведения для музейной витрины», поэтому в своём творчестве опирался на четкие геометрические формы, лаконичную композицию и выразительную типографику.

"Девушка с "Лейкой", 1934 год. Фотограф Александр Родченко
"Девушка с "Лейкой", 1934 год. Фотограф Александр Родченко

В фотографии Родченко действовал так же радикально, решив отказаться от «правильных» академических работ и показать зрителю мир под неожиданными, подчас шокирующими углами. Он широко использовал съёмку сверху и снизу, строил кадр на диагоналях и резких контрастах света и тени, превращая лестницы, мосты, вышки и фигуры людей в напряжённые графические структуры, а не просто в документальные изображения.

"Радиатор. Валы", 1929 год. Фотограф Александр Родченко
"Радиатор. Валы", 1929 год. Фотограф Александр Родченко
Александр Родченко сформулировал заповеди советского фоторепортера: «Ни шагу без фотоаппарата. Изучи аппарат, объективы и экспозицию. Снимай жизнь, как она есть, никаких инсценировок. Давай точные подписи. Снимай быстро, по возможности незаметно. Побольше оригинальности, остроты и неожиданности. Прежде чем снимать, познакомься с тем, что будешь снимать. Что должен знать советский фоторепортер? Экономику, географию и этнографию. Способы передвижения. Спорт. Способы сообщения. Советский кодекс. Языки. Трудовые процессы. Быть общественником, работать в фотокружке. Читать газеты каждый день. Это на ближайшее время».
"Ипподром. Скачки", 1935 год. Фотограф Александр Родченко
"Ипподром. Скачки", 1935 год. Фотограф Александр Родченко

Родченко утверждал, что объектив способен видеть то, что недоступно привычному человеческому глазу, и рассматривал камеру как новый «зрачок» современного человека, благодаря чему его работы стали образцом авангардной фотографии и задали ориентиры для целого поколения советских фотомастеров.

"Завод "Серп и молот", 1931 год. Фотограф Александр Родченко
"Завод "Серп и молот", 1931 год. Фотограф Александр Родченко
Его дочь Варвара Родченко вспоминала: «Когда он снимал, то постоянно двигался вокруг человека, иногда трудно было уловить момент, когда он нажимал на спуск, настолько незаметно это происходило».
"Пионер-трубач", 1930. Фотограф Александр Родченко
"Пионер-трубач", 1930. Фотограф Александр Родченко

В сотрудничестве с Владимиром Маяковским он создал бренд «Реклам-конструктор». Именно он разработал энергичный визуальный язык советской рекламы: агрессивный фотомонтаж, косые надписи, резкие цветовые контрасты.

Всё это превращало даже объявления с призывом покупать продукты и товары повседневного спроса в мощные агитационные манифесты. Недаром Родченко называют отцом советского дизайна.​

Время титанов

Его коллеги по цеху не отставали. И каждый сделанный ими кадр, будь то портрет, индустриальный пейзаж или ночная съёмка, был экспериментом и глотком творческой свободы. Фотографы играли с отражениями, создавали из теней драматические полотна и не боялись монтажа, доказывая, что искусство не копирует жизнь, а творит её заново.

Снимая заводы, корабли, дирижабли, парады, плотины, самолёты и советских людей, они буквально творили историю. С помощью своих камер писали бесстрастную летопись советского государства, обнажая нерв происходящего и показывая наивную искренность, неукротимую энергию и грандиозные мечты людей, для которых, казалось, не было ничего невозможного. Это поистине было время титанов.

Эти снимки не стареют. Они остаются мощным визуальным эпосом о потрясающей и тяжелейшей эпохе, рождавшей гениев и злодеев, чьи деяния вершили судьбы мира. Такой не было до и наверняка не будет впредь.

Сегодня, в технологичный и пресыщенный век победившего карго-культа невозможно не проникнуться силой этих документальных свидетельств. Они вызывают глубокое восхищение перед гением фотохудожников, которые подарили нам возможность совершить путешествие во времени.

"Авиамодельный кружок", 1930-е. Фотограф Эммануил Евзерихин
"Авиамодельный кружок", 1930-е. Фотограф Эммануил Евзерихин