Найти в Дзене
Кинокультура

«Бугония» (2025) – мифологическая трагикомедия про теории заговора и фанатизм

Амбассадор греческой странной волны Йоргос Лантимос за три года снял три фильма - и в каждом из них гипнотически сыграла Эмма Стоун, главная муза режиссера, («Бедные-несчастные», «Виды доброты» и «Бугония»). Рассказываю, чем примечателен новый фильм Лантимоса, в котором снова неразрывно переплетаются рациональное и иррациональное. Cюжет рассказывает о Тедди (Джесси Племонс), который ездит на велосипеде и разводит пчёл. Тедди – разочарованный одиночка, живущий с младшим двоюродным братом Донни в полуразрушенном фермерском доме на юге. Он уверен, что все беды в мире и его жизни в частности связаны с вмешательством пришельцев. На примере пчел Тедди объясняет брату, как инопланетяне управляют землянами. Он убеждает его, что зловещая высшая раса уже проникла в наше общество. Вычислив в руководительнице фармкорпорации космического инопланетянина (Эмма Стоун), они решают похитить ее в нелепо смешных масках. Затем провинциальные конспирологи держат девушку прикованной цепями в подвале, бреют

Амбассадор греческой странной волны Йоргос Лантимос за три года снял три фильма - и в каждом из них гипнотически сыграла Эмма Стоун, главная муза режиссера, («Бедные-несчастные», «Виды доброты» и «Бугония»). Рассказываю, чем примечателен новый фильм Лантимоса, в котором снова неразрывно переплетаются рациональное и иррациональное.

Cюжет рассказывает о Тедди (Джесси Племонс), который ездит на велосипеде и разводит пчёл. Тедди – разочарованный одиночка, живущий с младшим двоюродным братом Донни в полуразрушенном фермерском доме на юге. Он уверен, что все беды в мире и его жизни в частности связаны с вмешательством пришельцев. На примере пчел Тедди объясняет брату, как инопланетяне управляют землянами.

Он убеждает его, что зловещая высшая раса уже проникла в наше общество. Вычислив в руководительнице фармкорпорации космического инопланетянина (Эмма Стоун), они решают похитить ее в нелепо смешных масках. Затем провинциальные конспирологи держат девушку прикованной цепями в подвале, бреют налысо и под давлением пыток пытаются добиться ответов об инопланетных мотивах.

-2

Греческий режиссер Йоргос Лантимос нередко в своих фильмах встраивает мифы и древние трагедии. В «Клыке» (2009) можно увидеть притчу о сотворении мира и потере невинности. В «Убийстве священного оленя» (2017) обращение к древнегреческому мифу об Ифигении. Название нового фильма «Бугония» отсылает к ритуалу, когда быка убивали и оставляли в закрытом помещении, и из его туши, по мнению древних, рождались пчелы. Лантимос отчасти переносит этот ритуал в современность, где нечто новое может возродиться из хаоса прежнего мира, теорий заговора и манипуляций.

Зритель до самого финала не знает, является ли героиня жертвой параноиков или действительно инопланетной сущностью. В этом и кроется интрига: что, если под слоем конспирологического бреда действительно скрывается правда?

-3

Лантимос впервые взялся переснимать чужое кино, корейскую хоррор-фантастику «Спасти зеленую планету!». Оригинальный фильм совсем отрывался от реальности и дался мне невыносимо тяжело: кажется, что под пытками оказался не инопланетянин, а я. В ремейке сценарист Уилл Трейси и Лантимос убрали из оригинального фильма самые нелепые моменты, во многом улучшили материал, чтобы представить более сдержанное – и, однозначно, более сильное – исследование того, как мифы утешают, но при этом используются для социального контроля.

В фильме идеально выдержан баланс между сюрреалистичным, по-настоящему пугающим, а иногда и смешным. Особенно влияет на восприятие визуал: оператор Робби Райан («Фаворитка», «Птица») использует эффект «рыбий глаз», искривляющее пространство, завораживающе снимает широкоугольной камерой как динамические сцены с велосипедом и машиной, так и бытовые сцены, где кино обретает уже камерную зловещую атмосферу.

-4

Эмма Стоун была фокусом рекламной кампании «Бугонии»: вспомнить только, как часто шли обсуждения о ее бритой голове. Но в самом фильме она занимает не центральное место. Куда сильнее греческий постановщик концентрируется на конспирологе Тедди в исполнении исхудавшего Джесси Племонса, который выдает один из сильнейших перфомансов в карьере. Актер завораживающе и устрашающе точно примеряет образ неоднозначного, одержимого и слегка не в себе человека, который становится заложником теорий, фанатизма и одиночества.

Даже оператор систематически подчеркивает, что Племонс тут важнее кого-либо другого. Если вы остались в восторге от ранних фильмов Лантимоса, которые он снимал на родине до того, как сместил камеру с греческих лиц на мировых звезд, то и этот пропускать однозначно не следует. Сильно радует, что Йоргос не ушел в мейнстримное кино с головой. В отличие от Роберта Эггерса, греческий режиссер остается верен экспериментальному авторскому кино.