Найти в Дзене
Зодчество

Золотой дом Нерона: роскошь, превзошедшая границы

Представьте себе гигантский дворцово‑парковый комплекс прямо в центре Рима. С лугами, лесами, озёрами, виноградниками и даже стадами животных. Именно таким был Золотой дом Нерона (Domus Aurea), построенный после страшного пожара 64 года н. э. Это был не просто дворец, а целая «страна удовольствий», грандиозный проект, который одновременно восхищал и возмущал римлян. Как всё началось В 64 году Рим почти полностью выгорел в чудовищном пожаре. Нерон, воспользовавшись опустошением, решил построить на освободившейся земле нечто невиданное. На месте частных домов и храмов возник дворцово‑парковый ансамбль, который растянулся на десятки гектаров между холмами Палатин, Эсквилин и Целий. Строительство шло с 64 по 68 год н. э., но так и не было завершено, смерть Нерона остановила работы. Позже его преемники постарались стереть память о тиране: часть дворца разрушили, а на его территории возвели общественные здания, в том числе знаменитый Колизей. Что поражало современников Золотой дом был не п

Представьте себе гигантский дворцово‑парковый комплекс прямо в центре Рима. С лугами, лесами, озёрами, виноградниками и даже стадами животных. Именно таким был Золотой дом Нерона (Domus Aurea), построенный после страшного пожара 64 года н. э. Это был не просто дворец, а целая «страна удовольствий», грандиозный проект, который одновременно восхищал и возмущал римлян.

Как всё началось

В 64 году Рим почти полностью выгорел в чудовищном пожаре. Нерон, воспользовавшись опустошением, решил построить на освободившейся земле нечто невиданное. На месте частных домов и храмов возник дворцово‑парковый ансамбль, который растянулся на десятки гектаров между холмами Палатин, Эсквилин и Целий.

Строительство шло с 64 по 68 год н. э., но так и не было завершено, смерть Нерона остановила работы. Позже его преемники постарались стереть память о тиране: часть дворца разрушили, а на его территории возвели общественные здания, в том числе знаменитый Колизей.

-2

Что поражало современников

Золотой дом был не просто большим - он ломал все представления о том, как может выглядеть императорская резиденция:

  • Огромная площадь (по разным оценкам, от 40 до 120 гектаров) - больше, чем любой другой дворцовый комплекс в Европе того времени.
  • Настоящий парк внутри города: луга, рощи, виноградники, пастбища с домашними и дикими животными, искусственные озёра и водопады.
  • Роскошь без границ: золото, слоновая кость, полудрагоценные камни, мрамор редких сортов. Потолки и стены покрывали мозаики и фрески, а в некоторых залах с куполов сыпались лепестки цветов.
  • Инженерные чудеса: огромный круглый зал, световые колодцы, гидравлические системы для фонтанов и водоёмов.

Главным архитектором был Фабулус (или Фамулус), его фрески покрывали каждую свободную поверхность. А инженеры Север и Целер внедрили новаторские решения: например, впервые в Риме мозаику разместили не только на полах, но и на сводах потолков.

Винченцо Бренна и Францишек Смуглевич, фрагменты росписей стен и потолка залов дварца Нейрона, 1770е.
Винченцо Бренна и Францишек Смуглевич, фрагменты росписей стен и потолка залов дварца Нейрона, 1770е.

Почему римляне ненавидели этот дворец?

Для многих Золотой дом стал символом деспотизма:

  • Земля за счёт горожан: чтобы освободить место для дворца, снесли сотни частных домов и святилищ.
  • Баснословные траты: казна опустела из‑за безумной роскоши, а люди ещё не успели восстановить жильё после пожара.
  • Циничное отношение: Нерон называл свой дворец «загородной виллой», будто не замечая, что построил его прямо в сердце Рима.
Историк Тацит писал, что римляне видели в этом проекте «алчность императора, превратившего город в личную усадьбу».

После самоубийства Нерона в 68 году его наследники начали «исправление ошибок». Веспасиан затопил искусственное озеро и на его месте заложил Колизей, как подарок народу взамен дворцовой роскоши. Тит и Траян перестроили часть комплекса под термы и форумы. К IV веку руины были заброшены, засыпаны землёй и забыты на века.

Джованни Баттиста Пиранези, руины Золотого дома Нерона.
Джованни Баттиста Пиранези, руины Золотого дома Нерона.

В XV веке подземные залы Золотого дома были случайно обнаружены. Художники эпохи Возрождения (включая Рафаэля и Микеланджело) спускались туда, чтобы скопировать античные фрески. Эти узоры, так называемые гротески, позже значительно повлияли на европейское искусство.

Золотой дом Нерона остался в памяти как сказка о великолепии, которое оказалось слишком хрупким. Он напоминает: даже самые грандиозные творения могут превратиться в руины, если построены на песке тщеславия.