Барнаульские призраки ликуют. Вышла в свет книга их прославившая. Это первый наиболее полный сборник городских мифов и легенд, большей частью жутковатых. Составитель - алтайский писатель и журналист Владимир Токмаков, художественный редактор издания - Александр Карпов. В книге собраны 99 историй о ведьмах и городских вампирах, проклятых и блуждающих могилах, призраках и привидениях, а также байки и анекдоты, гипотезы и таинственные городские истории, к примеру, о смерти градоначальников.
Мифический путеводитель издан в буквальном смысле на народные деньги. Для того, чтобы собрать средства на издание (это 153 тысячи рублей), соавторы разработали систему лотов, и за каждую перечисленную сумму предусмотрены подарки плюс обязательное упоминание в самой книге.
Первая встреча с читателями и выдача новенькой книжицы «народным акционерам» прошла в библиотеке имени Шишкова 9 ноября. Авторы планируют еще три встречи уже в новой «Лавке букиниста» Евгения Хана по адресу: пр. Ленина, 73 (рядом с бывшим кинотеатром, а теперь ТЦ «Россия»), там также будут выдаваться книги. Ближайшая встреча - 6 декабря, в 15-00. На следующей, 13 декабря, гости услышат истории про самые страшные и загадочные секты царской и советской России, а также Алтая и Барнаула.
А 20 декабря встреча пройдет под названием: «Страшные городские истории, которые не вошли в книгу "Мифы и Легенды Барнаула. Что дальше?"»
«Презентацию книги уже в более спокойной обстановке (когда все желающие прочитают и ознакомятся с нашим изданием) мы проведём в январе 2026 года», - сообщил «КП» - Барнаул» Владимир Токмаков.
А пока мы предлагаем читателям две истории из нового сборника.
Барнаульская кликуша Даша-Горемыка
До революции в Барнауле жила кликуша Даша-Горемыка. Все её любили и побаивались за то, что большинство пророчеств её сбывается. Шли к ней за советом, видела она и прошлое, предсказывала будущее.
Зимой и летом – в каком-то старом тулупе, на голове платок ветхий, на ногах лапти, а то и босиком. Сколько ей лет? Откуда она? Кем была раньше? Чем питалась? Где спала? Никто не знает. Вот и прозвали Дашей-Горемыкой.
Крысу ручную носила в кармане тулупа. Достанет, бывало, гладит её, кусочек сухарика даст, и всё что-то нашёптывает. Говорят, понимала язык животных и птиц – мол, они ей всё и рассказывали, а она уже – люду православному.
Местные старожилы утверждали, что Даша не стареет, будто бы они её помнят, когда сами были маленькими. И было поверье: мол, пока она в городе – ничего с Барнаулом не случится.
Пророчествовала Даша смутно, но догадаться о смысле можно было. Встала зимой 1905 года на Базарной площади, как вкопанная, а потом вдруг как затрясётся, руками как крыльями машет, кричит по-петушиному, крутится волчком и выкрикивает: «За попом пойдут – смерть найдут! Царь-батюшка ногой топнет – у всякого живот лопнет! Правду искали – голову потеряли! В Москве у дворца кровь прольётся – по Руси отзовётся!..»
«Что ты, Даша, говоришь такое?» - люди спрашивают, а она только свои кричалки повторяет.
А через месяц – 9 января, «Кровавое воскресенье».
Так, предсказала она не только русскую революцию 1905 года, но и войну 1914-го, и октябрьский переворот, пожар в Барнауле, и даже смерть царской семьи, хотя сама до этих событий, слава богу, не дожила.
А не дожила вот почему.
Сбил Дашу извозчик на пролётке. Летел на ней местный купец, владелец мануфактур, складов и амбаров на берегу Оби. Говорят, во хмелю был, и понужал кучера в спину: «Гони, мол, пока я добрый!..»
Вечер был уже поздний, кучер увидел Дашу, закричал – но не успел отвернуть. Так под колёса она и угодила, тут же и померла. Сказать только успела тем, кто первый к ней подбежал: «Огня бойтеся, люди добрые, через десять лет меня вспомяните…»
А купец вышел, пошатываясь от вина, глянул на тело, сунул какую-то ассигнацию городовому, сел в пролётку и дальше поехал. Дашу свезли в городской морг и через день похоронили в общей бедняцкой могиле.
А на третий день люди не смогли выйти из своих домов – улицы города затопили полчища крыс. Они текли сплошным потоком – вниз, к Оби, к амбарам и складам того купца, который задавил Дашу-Горемыку. Всё подчистую, говорят, крысы у него там сожрали, рабочие еле спастись успели.
Это Дашина крыса отомстила лихому человеку за свою хозяйку.
А купец после этого разорился вчистую, всех проклинал, кроме себя. Спился через несколько лет и сгинул где-то.
История барнаульского оборотня
Эта история в книге рассказана от лица барнаульского старожилы Николая Ивановича Никифорова:
«В частном секторе на Горе в 1910-х годах жил мужичок, который мог оборачиваться в огромную чёрную собаку. Ну, не мужичок, конечно, а наоборот, здоровенный такой детина. Прошка-Душегуб (так его в народе прозвали). Был он каторжником, жестоким убийцей и грабителем. Двухметровый, бородатый, широкоплечий. Брови всегда нахмурены, на лбу шрам от казацкой нагайки. А зубы ровные и белые – в два ряда. Как начнёт гоготать – перепонки лопаются.
Говорят, обидели его сильно. Когда-то жил он в деревне, недалеко от города. Дом и землю за долги отобрали, он подался работать в другую губернию, а как вернулся – узнал, что жена и детишки с голоду померли. Вот и озлобился, подался в грабители-одиночки.
А свои способности получил от цыганской ведьмы (табор их долгое время стоял на окраине города) за чугунок наворованного, добытого кровью и убийствами золота.
Случилось это так. Пришёл разбойник к цыганке за помощью. «Хочу стать заговорённым!» - говорит. Она глянула на него, усмехнулась, сунула ему в руки чугунок: «Как наполнишь доверху – приходи, сделаю неуловимым!»
И вот гонятся за ним сыщики и жандармы. А он воткнёт в землю старинный цыганский нож, заговорённый ведьмой, кувыркнётся через него – и превращается в огромного лохматого чёрного, как ночь, пса. Скакнёт в овраг или густые прибрежные кусты – только его и видели.
Потом на следующую ночь прибежит на то же место – перекувыркнётся, и снова становится человеком.
Я видел однажды у него этот нож. Мы с мальчишками соседскими сидели ночью у костра на Оби. Варили уху из пойманных нами лещей да карасей. И вдруг, как из-под земли – Прошка-Душегуб! Мы все от страха задами к земле приросли, язык проглотили. А он подходит и говорит: «Угостите, детки, дядю ушицей, уж больно жрать хочется…»
Мы котелок-то с огня сняли, он его один чуть ли не весь выхлебал – через край пил, не обжигаясь. Потом отвалился: «Фух, спасибо, - говорит, - три дня не ел, оголодал как собака».
Достаёт из кармана горсть серебра (серебряных монет царских): «Нате, - говорит, - за ужин ваш царский…»
И вот тогда-то он и достал свой нож цыганский заговорённый – прутик строгать начал. Я как увидел – глаз отвести не могу. Красивый нож, старинный, ручка из слоновой кости – в форме головы пса сделана.
«Что, нравится?» - увидел Прошка мой интерес. Я кивнул.
«Это, братец, волшебный нож, - усмехается, - не могу никому даже в руки его дать подержать», - и дальше ветку строгает.
А потом мы начали картошку в золе печь – глядь, а Прошки-то и след простыл.
А погиб он так. Кто-то из сыщиков увидел после очередного бегства грабителя торчащую из земли ручку ножа – в форме головы пса, и сломал, с силой наступив сапогом.
Оборотень вернулся ночью на это место – а ножа-то и нет. Так и остался навсегда в обличье пса. Убили оборотня вилами, когда он повадился красть у крестьян курей.
Закололи пса – глядь, а на земле лежит мёртвый Прошка!
Вызвали полицию, рассказали, как всё было. Они протокол составили, труп в дерюгу завернули и куда-то увезли, а где закопали – неизвестно…»
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Марина КОЧНЕВА