Стройные и элегантные девушки с обаятельными улыбками, железной выдержкой и зачастую лишённые личной жизни — именно так многие из нас представляют себе «лицо» авиакомпаний — бортпроводниц. Вокруг этих женщин витает множество мифов и стереотипов, порой совершенно далеких от реальности. Устраивают ли они приватные вечеринки прямо на борту самолёта? Практикуют ли интим в туалете? Как обстоят дела с верностью их мужей, пока они находятся в небе? Стюардесса одной из крупных российских авиакомпаний по имени Диана ответила на эти и многие другие вопросы, развенчав популярные заблуждения и рассказав, как всё происходит на самом деле.
Профессиональная закалка
Наша героиня признается, что ей часто задают один вопрос: правда ли, что у стюардесс много профессиональных примет и суеверий? Например, действительно ли, что если стюардесса найдет на борту серьгу, то её ждет удача? Или что ругать самолёт опасно, потому что он может сломаться в воздухе? Или что рейс пройдет легко, если первым на борт поднимется мужчина? Диана признаётся: многие поверья, которые окружающие приписывают стюардессам, в современной авиации давно уже не работают и кажутся ей странными. Некоторые из этих примет она вообще слышит впервые.
Тем не менее, девушка признается, что определенные правила многие все же соблюдают. Основные из них: не использовать слово «последний» во время полета — только «крайний», а также не пришивать пуговицы перед рейсом. Почему именно — стюардесса объяснить не смогла, но традиция сохраняется уже много лет.
Разобравшись с приметами, становится ясно, что стюардесс не назовёшь мнительными. Наоборот, профессиональная закалка делает их по-настоящему стойкими к стрессу, и привычки, выработанные на работе, нередко проявляются и вне аэропорта.
— Я стала спокойнее как на работе, так и дома. Научилась проще относиться к людям и их «тараканам в голове». Работа действительно формирует характер: сталкиваешься с разным — от инфарктов на борту до обычного хамства, — рассказывает Диана. — Раньше могла раздражаться по пустякам, теперь всегда держу себя в руках и улыбаюсь. Я выработала так называемую профессиональную улыбку, которую применяю и в обычной жизни. Ещё есть моя коронная фраза: «Всего доброго, до свидания». Теперь она звучит и в магазинах, и в такси, и при общении с навязчивыми телефонными операторами.
Проблемы на борту — рутина для бортпроводника
Самоконтроль и выдержка у стюардесс формируются именно благодаря ежедневным полетам и людям, с которыми приходится сталкиваться. По словам Дианы, замкнутое пространство на большой высоте влияет на пассажиров, даже если у них нет клаустрофобии. В результате многие ведут себя иначе, чем обычно: становятся более требовательными, раздражительными и нервными. Наиболее сложными она называет рейсы в турецкую Анталью.
— Любой бортпроводник подтвердит: когда видишь в расписании рейс AYT, глаз начинает дергаться. Причина не в том, что пассажиры плохие, а в том, что рейс, как правило, переполнен детьми. У меня однажды был рейс, когда на борту было 22 ребенка возрастом до двух лет. Представьте, какой стоял гам: половина пассажиров бегала к нам за таблеткой от головы. К тому же многие возвращаются после all inclusive с приподнятым настроением и бутылками спиртного, которые мы, к их огорчению, вынуждены требовать убирать, делая при этом сотню замечаний о запрете распития алкоголя на борту, — рассказывает Диана.
Зато самые спокойные и неприхотливые пассажиры встречаются на рейсах в Ургенч (Узбекистан) и Худжанд (Таджикистан). Диана отмечает, что от них не услышишь ни жалоб, ни негатива. Правда, по какой-то причине они всегда просят много воды, и после того, как её приносят, очень долго и искренне выражают свою благодарность.
Иногда на борту кому-то может потребоваться медицинская помощь. В таких ситуациях действовать приходится стюардессе, так как держать врача в экипаже экономически нецелесообразно. Каждая бортпроводница имеет специальное руководство с инструкциями действий в таких случаях. Первая и главная задача — сохранять спокойствие.
— Если наши меры не помогают, командир воздушного судна принимает решение садиться в ближайший аэропорт для госпитализации. У меня был случай на рейсе в Худжанд: пассажиру стало плохо ещё на взлёте. Мы действовали по инструкции, на борту, к счастью, был врач, но состояние не улучшалось. Тогда КВС решил сажать самолёт в Самаре. Как только начали снижение, пассажир пришёл в себя, а когда скорая вошла в салон, он отказался от госпитализации. В итоге мужчина остался на борту, и рейс продолжился, — делится Диана.
О маленьких детях
Возвращаясь к разговору о детях на борту, Диана признается, что это — отдельная больная тема. Девушка отмечает, что со временем привыкла к детскому плачу и перестала на него реагировать. Зато между пассажирами часто вспыхивают конфликты, которые приходится урегулировать именно бортпроводникам.
— Многие пассажиры, конечно, недовольны. Часто просят пересадить их подальше от детей, но, к сожалению, свободных мест не всегда хватает, поэтому приходится мириться. Недавно один пассажир попросил пересадить его подальше от детей, так как невозможно было выносить постоянный крик и бездействие матери. Ребёнку было около четырёх лет, а мама просто сказала ему: «Замолчи или выходи из самолёта, если что-то не нравится». К сожалению, примерно у 80% родителей реакция похожая, — признаётся Диана.
О предложениях "скоротать вечерок"
Однако не всегда такая работа положительно влияет на женский характер. Иногда она не просто закаляет, а формирует определённый склад, который принято называть профессиональной деформацией. Часто стюардессы сталкиваются с так называемыми «воздушными Казановами» — мужчинами, которые пытаются флиртовать с сотрудницами прямо на борту, несмотря на присутствие рядом своих жён. По словам Дианы, из-за подобных ситуаций она стала более требовательной и осторожной в общении с людьми, часто ожидая подвоха.
— Пассажиры довольно часто просят мой номер телефона или оставляют свой: на салфетках, в благодарственных листах или просто пытаются всучить свою визитку. А где-то через ряд сидит его жена. Такие случаи вынуждают меня относиться к семейной жизни более скептически, — признаётся Диана.
Недоверие стюардесс к людям также подпитывают пассажиры, которые пытаются убедить экипаж, что вернули недостающие пледы, хотя одеяла уже спокойно лежат в их ручной клади.
Здоровье — оно не железное
Стресс влияет на стюардесс не только психологически, но и физически. Наиболее частое профессиональное заболевание — варикоз, который развивается из-за того, что стюардессы проводят много часов подряд на ногах. Именно поэтому они регулярно проходят ВЛЭК — врачебно-лётную экспертную комиссию, чтобы определить, годны ли они к работе в авиации.
Кроме того, стюардессы вынуждены уходить в декрет раньше, чем представительницы многих других профессий, так как ежедневные перепады давления могут негативно повлиять на здоровье будущего ребёнка.
— Как только тест подтверждает беременность, стюардессы уходят на землю. Сходили к врачу, подтвердили — и всё, уход незамедлительный, — объясняет Диана.
О пьянстве и сексе в туалете
Распространённый миф гласит: если дать взятку стюардессе, можно спокойно распить на борту бутылочку виски, купленную за десять минут до вылета в Duty Free, или выкурить пару сигарет в туалете. Диана уверяет, что это большое заблуждение. Ни одна взятка не стоит риска крупного штрафа или потери работы. А попытаться скрыть нарушение, например курение в туалете, практически невозможно из-за многоуровневой системы сигнализации: в каждой туалетной кабинке установлены датчики дыма.
- При срабатывании система моментально уведомляет старшего бортпроводника, загорается лампочка над кабинкой, а в кабине пилотов включается отдельная сигнализация, настолько громкая, что «кровь из ушей идёт», — объясняет Диана.
Ещё один миф связан с интимом в туалете. Некоторые пассажиры верят, что этим занимаются и стюардессы. Диана утверждает, что лично с такими случаями никогда не сталкивалась, да и никто из бортпроводников на её памяти ничем подобным не занимался.
— Стюардессы уж точно не будут заниматься сексом в туалете. Во-первых, это крайне негигиенично, а во-вторых, мы там видели такое, что никакой романтики не возникает: кто-то что-то выкинул не туда, кто-то не знает, где мусорка, кто-то может стошнить на стенку. Всегда жалею уборщиков: им нужно успеть убрать весь этот бардак примерно за пятнадцать минут перед следующим рейсом. Понятно, что иногда качество уборки страдает, особенно в международных аэропортах, — делится Диана.
Вечеринки на борту под строжайшим запретом
Истории про вечеринки на борту или бурные празднования дней рождения и Нового года — не более чем выдумки пассажиров. Руководство никогда не допустит, чтобы самолёт превратили в место для развлечений.
Если ДР выпадает на рейс, а стюардесса хочет отметить праздник, то она должна заранее согласовать выходной с начальством и забронировать его на конкретную дату.
Старший бортпроводник, пилоты и экипаж, конечно, могут проявить внимание и сделать коллеге небольшой подарок, но компания не делает никаких исключений в рабочих обязанностях.
— Нет такого, чтобы в день рождения можно было расслабиться или сделать праздничный макияж. В свой день рождения ты работаешь так же, как и в любой другой день. Единственное, что бригада может — аккуратно создать праздничное настроение, — объясняет Диана.
При этом в работе есть и положительные моменты. Один из них — отношение руководства к подчинённым. В авиации правило «клиент всегда прав» действует не безоговорочно. Пассажиры пишут жалобы, но среди них встречаются и необоснованные. Начальство тщательно разбирается в каждом случае и старается не штрафовать сотрудников без веской причины.
Дресс-код для стюардесс
Существует официальный документ — «Правила ношения форменной одежды», в котором подробно описано, как должен выглядеть бортпроводник: от длины серёжек до оттенка капроновых колготок. Серьги разрешены только аккуратные гвоздики с жемчугом, допускается обручальное кольцо или кольцо с небольшим драгоценным камнем. На руке обязательно классические наручные часы, других украшений быть не должно.
- Длина ногтей не должна превышать трёх миллиметров. Для летней формы допускаются только телесные оттенки или френч; зимой разрешён красный лак, но яркий макияж запрещён. Исключение составляет красная помада. Любое малейшее отклонение от правил фиксируется старшим бортпроводником или дежурным инспектором, после чего обычно следует штраф.
О личной жизни
Про личную жизнь стюардесс ходит множество мифов. Диана рассказывает, что работа никак не мешает ей строить семью. Более того, время, проведённое вдали от дома, лишь укрепляет её чувства и отношения с молодым человеком.
— Большинство этих легенд про нашу личную жизнь — сплошное вранье. Да, проблемы могут возникнуть у сотрудников чартерных рейсов, но там командировки длятся по две недели с короткими перерывами. Я же работаю на регулярных рейсах и, к счастью (или к сожалению), провожу много времени на земле. А то, что иногда меня нет дома, скорее плюс: всегда есть возможность побыть наедине с собой, отдохнуть друг от друга и соскучиться, — объясняет Диана.
Также бытует мнение, что частые перелёты вызывают у стюардесс неприязнь к полётам, и в свободное время они стараются избегать самолётов, предпочитая поезда или автомобили. Диана опровергает это: она по-прежнему любит летать и получает удовольствие от каждого рейса.
— Я до сих пор обожаю всё это. Даже когда лечу пассажиром, с восхищением смотрю в иллюминатор. То волшебное чувство, которое у меня было в первые месяцы работы, конечно, в какой-то мере исчезло, но моё восхищение «железными птицами» не пропало и, думаю, никогда не пропадёт, — признаётся Диана.