Годы создания: 1925–1940
Направление: реализм
Род: эпос
Жанр: роман-эпопея
В 1965 году, получая Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон», М.А. Шолохов сказал: «Я хотел, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой». В своей речи он обозначил единственное призвание писателя: «Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную».
Исторические события, отражённые в романе:
- Первая мировая война;
- Февральская революция;
- Октябрьская революция;
- Гражданская война.
Особенности композиции:
Роман состоит из четырёх частей, охватывающих девять лет жизни главного героя Григория Мелехова.
- Том первый (1912–1914 гг.): завязка отношений, изображение мирной казачьей жизни, призыв Григория на службу.
- Том второй (1916–1918 гг.): казнь казаков-революционеров, первая попытка установить советскую власть на Дону.
- Том третий (1919 г.): Верхнедонское восстание казаков против большевиков.
- Том четвёртый: метания Григория между сторонами и его попытка бежать на Кубань.
Тема казачества:
Действие эпопеи разворачивается на донской земле, а трагедия целого народа показана через судьбы донских казаков.
Казачество исторически формировалось из крестьян, бежавших на южные пограничные земли по берегам Дона и Кубани. Вольные казаки сочетали земледельческий труд с военной службой, защищая страну и свою свободу.
Замкнутый, обособленный образ жизни способствовал формированию у казаков уникальной культуры, особых обычаев и быта.
Система персонажей:
- Григорий Мелехов: высокий, сухощавый, крепкий казак с горбинкой на носу и раскосыми глазами, напоминающий турка. По характеру — гордый, своенравный, порывистый, с обострённым чувством справедливости.
- Пётр Мелехов (брат Григория): приземистый крепыш с русыми волосами, карими глазами и курносым носом. Прагматичный, хозяйственный, ищет во всём выгоду. В общении добр и покладист.
- Дуняша: сестра Григория и Петра, похожая на отца. Работящая, смышлёная и преданная.
- Пантелей Прокофьевич Мелехов: отец семейства. Черноволосый, горбоносый, хромой, с серьгой в ухе. Старый солдат, горячий и вспыльчивый, ярый приверженец монархии и казачьих традиций.
- Ильинична: мать семейства, мудрая и понимающая жизнь женщина. Именно она уговаривает сноху Наталью вернуться в дом и ждать мужа, веря в спасительную силу детской любви. Её жизненный принцип: «А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать».
- Аксинья Астахова: её суть — в полной реализации женственности, её красота описана как «порочная». Страсть к Григорию сравнивается с пламенем: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем…». Её образ сопровождают лейтмотивы жара и огня.
- Наталья Коршунова: дочь богатейшей семьи хутора, стройная, красивая и трудолюбивая невеста. Становится женой Григория: «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза… Григорий перевёл взгляд на руки: большие, раздавленные работой».
- Дарья Мелехова (жена Петра): весёлая и озорная, но разгульная жизнь делает её постепенно равнодушной и циничной.
- Михаил Кошевой: друг юности Григория, впоследствии муж Дуняши. Коренастый, плотный, с тёмными глазами и золотистыми волосами. Упорный и трудолюбивый, он становится ярым большевиком и непримиримым врагом метавшегося Григория.
«Казачий Гамлет» (термин Игоря Сухих) Григорий Мелехов:
Григорий — человек, который хочет не воевать и решать судьбы страны, а просто жить: трудиться на земле, растить детей и иметь семью. Он проходит через страшные испытания: войну, убийства, муки совести, метания между «красными» и «белыми», потерю близких. В основе его характера — нежелание причинять боль и способность чувствовать чужое страдание. Однако он вынужден участвовать в боях, лишать жизни других, что ожесточает его сердце: «Огрубело сердце, зачерствело… так и сердце Григория не впитывало жалости». В финале эпопеи герой, потерявший почти всех, возвращается домой, где его ждёт лишь сын.
Тема Гражданской войны:
- Война и революция показаны через их разрушительное влияние на казачий уклад.
- Шолохов изображает крушение традиционной системы ценностей донского хутора.
- Действия любой власти связываются с насилием, что подчёркивается зеркальными эпизодами казней (Чернецова и Подтёлкова).
Художественные особенности:
«Тихий Дон» сравнивают с «Войной и миром», однако здесь «диалектику души» заменяет живописный показ и суммарный психологизм, а философия истории сводится к идеологическим формулам эпохи.
- «Хоровое» начало: особая форма психологического анализа, объединяющая разные голоса и точки зрения.
- Динамичные портреты: описание внешности героя всегда передаёт его темперамент и душевное состояние.
- Эпический параллелизм: пейзаж напрямую связан с событиями (нравственное опустошение Григория после гибели Аксиньи отмечено «ослепительно сияющим черным диском солнца»).
- Массовые сцены: коллективные портреты и многоголосые диалоги создают образ народной массы.
- Просторечия и диалектизмы: создают яркую речевую характеристику персонажей.
Ключевые цитаты:
- Григорий Мелехов о себе:
«— Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули». - О Григории Мелехове:
«Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости… оттого прослыл храбрым — четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил» - После убийства матросов:
«Лишь трава растет на земле, безучастно приемля солнце и погоду… покорно клонясь под гибельным дыханием бурь. А потом… только безучастно умирает… приветствуя лучащее смерть осеннее солнце...» - После смерти Аксиньи:
«Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца»
Подготовка к ЕГЭ / ОГЭ по русскому языку и литературе, повышение успеваемости. Пробное занятие БЕСПЛАТНО, познакомимся, определимся с начальной точкой, покажу материалы, разберем небольшую тему и попрактикуемся🤗
📞Пишите в телеграмм: @mashulka11 ❤️