Добрый день!
Конец марта 1968 года. Советский Союз погрузился в траур. Страна прощается со своим главным героем, с человеком, чья улыбка стала символом космической эры — Юрием Гагариным. Во время церемонии на Красной площади мужчина из толпы, прорвав оцепление, бросается к одному из руководителей страны с отчаянным криком: «Как вы допустили, почему не уберегли?!» Чиновник, остановив охрану, спокойно спрашивает его о профессии. «Пекарь», — отвечает тот. «А он, — говорит руководитель, — любил небо. И не мог без него».
Сегодня мы вернёмся в тот роковой день, 27 марта 1968 года, чтобы разобраться в череде событий, которые привели к трагедии, и понять, почему тайна последнего полёта первого космонавта до сих пор будоражит умы исследователей.
После своего триумфального полёта 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин превратился в живую легенду. Бесконечные поездки, встречи с главами государств, выступления и банкеты сделали первого космонавта самым узнаваемым человеком на планете. Но сам Гагарин всё больше тяготился этой ролью «свадебного генерала». Он был лётчиком до мозга костей и отчаянно рвался обратно к штурвалу. Молодой мужчина хотел летать, а не просто быть символом. С большим трудом ему удалось убедить руководство, и в 1967 году он приступил к восстановлению лётных навыков.
Инструктором Гагарина стал один из лучших пилотов страны, командир полка и Герой Советского Союза Владимир Серёгин. Программа тренировок на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15УТИ подходила к концу. На 27 марта 1968 года был назначен последний контрольный полёт, после которого первый космонавт снова должен был получить допуск к самостоятельным вылетам.
Утром экипаж поднялся в небо с подмосковного аэродрома «Чкаловский». Погода была сложной: плотная, многослойная облачность. Полёт проходил в штатном режиме. В 10:30 Гагарин вышел на связь и бодрым голосом доложил на землю: «Задание в зоне выполнил, возвращаюсь на базу». Это были последние слова, которые услышали с борта. Через несколько минут самолёт исчез с радаров, и в эфире повисла звенящая тишина.
Сразу же начались масштабные поиски. Надежда на то, что опытные пилоты могли катапультироваться, таяла с каждым часом. Лишь после обеда поисковый вертолёт обнаружил в густом лесу во Владимирской области глубокую воронку и разбросанные на сотни метров мелкие обломки самолёта. Стало ясно, что произошла катастрофа. Позже среди фрагментов кабины и личных вещей были найдены доказательства, которые не оставили сомнений: на борту были Гагарин и Серёгин.
Страна погрузилась в общенациональный траур. Для расследования была создана Государственная комиссия из высших военных чинов и авиаконструкторов. Работа специалистов продолжалась несколько месяцев. Выводы, представленные руководству страны, были следующими: самолёт был полностью исправен до момента столкновения с землёй. Оба пилота были абсолютно трезвы. Они находились в сознании и до последних секунд пытались спасти машину, не предприняв попытки катапультироваться.
Наиболее вероятной причиной катастрофы комиссия назвала резкий манёвр для уклонения от столкновения с метеорологическим шаром-зондом. По этой версии, самолёт, уходя от внезапно появившегося препятствия, вошёл в крутое пике и свалился в штопор. В условиях плотной облачности у экипажа просто не хватило высоты для вывода машины из падения. Эта версия была удобной: виновных нет, лишь трагическое стечение обстоятельств. Результаты расследования были немедленно засекречены, что и породило десятилетия слухов и конспирологических теорий.
Самую громкую альтернативную версию до конца своей жизни отстаивал космонавт Алексей Леонов. Он был уверен, что в зоне полёта Гагарина несанкционированно оказался другой самолёт — сверхзвуковой истребитель Су-15. По его мнению, пройдя слишком близко на сверхзвуке, истребитель своей ударной волной перевернул и бросил маленький МиГ в штопор. Однако эта версия не находит подтверждения в официальных документах и расчётах полётов.
Выдвигались и другие предположения: от технических неисправностей, вроде разгерметизации кабины или отказа авиагоризонта, до самых невероятных, включая похищение инопланетянами или заговор в Кремле. Но ни одна из этих теорий не давала полной и логичной картины произошедшего.
Сегодня, когда часть материалов рассекречена, большинство экспертов сходятся во мнении, что к трагедии привела не одна причина, а целая цепь роковых событий и нарушений. Это и сложные погодные условия, и недочёты в организации полётов на аэродроме в тот день, и, возможно, некая внезапная техническая неисправность. Гагарин и Серёгин до последнего боролись за жизнь и за машину, но им не хватило всего нескольких секунд и нескольких сотен метров высоты.
Мы, вероятно, уже никогда не узнаем всей правды о последних мгновениях жизни первого космонавта. Но эта трагедия стала горьким уроком, который заставил пересмотреть подходы к безопасности полётов. А в народной памяти Юрий Гагарин остался не просто символом эпохи, а прежде всего лётчиком, который, покорив космос, до последнего дня своей жизни оставался верен небу.
Подписывайтесь на канал Особое дело.