История, — это не просто даты и битвы. Это великая драма идей, борьба за память, где одни народы пытаются стереть прошлое других, дабы возвеличить своё собственное. Чтобы понять многовековое, порой скрытое, а порой и явное противостояние Рима и славянского мира, мы должны заглянуть в самую колыбель Вечного города и увидеть там тень народа, чьё имя он пытался предать забвению.
Часть первая: Этрусская тень над Римом — Забытый учитель
Как уже писал в предыдущей статье, Рим не родился в один день, и величие его не возникло из ничего. Немного напомню: В VII-VI веках до н.э. на Апеннинском полуострове господствовал таинственный и могущественный народ — этруски, или, как они сами себя называли, расены. Именно они дали молодому Риму основы цивилизации: инженерное искусство (вспомним знаменитую Клоаку Максима — великую канализацию Рима, построенную при этрусском царе Тарквинии Древнем), градостроительство, гладиаторские бои, царские инсигнии (золотой венец, скипетр, курульное кресло) и сложную систему гаданий — гаруспиций.
Но ученик, возгордившись, пожелал не просто превзойти учителя, но и стереть саму память о нём. Изгнание последнего царя, Тарквиния Гордого, в 509 году до н.э. стало не просто сменой формы правления, а началом долгой войны на уничтожение этрусской идентичности. Рим не мог смириться с мыслью, что его слава — заимствована. Покорение этрусских городов, таких как Вейи (пали в 396 г. до н.э. после десятилетней осады), было отмечено невиданной жестокостью. Рим разрушал их святилища, ассимилировал население и целенаправленно создавал миф о «нечитаемости» этрусского языка, хотя двуязычные надписи (билингвы) существовали.
Многие смелые умы, отсылаясь к трудам античных авторов и современным исследованиям, полагают, что этруски не исчезли бесследно. Часть их, не желая покориться Риму, ушла на север и восток, смешавшись с другими племенами и дав начало тем, кого позже назовут венедами, а затем — славянами. Недаром польский хронист XV века Ян Длугош прямо связывал происхождение поляков с древними этрусками. Если принять эту гипотезу, то вся дальнейшая история предстаёт в новом, трагическом свете.
В славянах, в их языке, в их обычаях, в их вольнолюбивом духе Рим, а за ним и его наследник Ватикан, видел не просто варваров. Он подсознательно видел в них **живое напоминание об этрусках**. Это был глубинный, иррациональный страх перед возвращением «учителя», страх, что мир узнает, на чьих костях построен Колизей.
Часть вторая: Галльская репетиция — Уничтожение друидов
Неся в себе этот первородный страх, Рим начал оттачивать методы искоренения чужой памяти. И первой великой пробой пера стала Галлия. Душой этого народа были друиды — не просто жрецы, а хранители устной истории, законов, медицины и философии. Их авторитет был выше авторитета вождей. Рим увидел в них ту же угрозу, что и в этрусских жрецах — живую, независимую память народа.
Завоевание шло двумя путями:
1. Железо и кровь: В ходе Галльской войны (58-50 гг. до н.э.) Юлий Цезарь, по свидетельству Плутарха, уничтожил до миллиона галлов и столько же продал в рабство. Восстание под предводительством Верцингеторига в 52 г. до н.э. было потоплено в крови. Это был удар по телу Галлии.
2. Закон и ассимиляция: После завоевания начался удар по душе. Рим запретил человеческие жертвоприношения, которые, по их свидетельствам, практиковали друиды, — мощный пропагандистский ход. Император Август запретил римским гражданам исповедовать друидизм. Император Клавдий около 54 г. н.э. издал эдикт, полностью запрещавший культ друидов. Их священные рощи вырубались, как, например, на острове Мона (Англси) в 60 г. н.э. под предводительством Гая Светония Паулина. Память о прошлом была не стёрта, но хитроумно перезаписана: на месте капищ строились храмы Юпитеру, а галльские боги отождествлялись с римскими.
Часть третья: Drang nach Osten — Натиск на Восток
Методы, отточенные на друидах, были в полной мере применены против славян, особенно после того, как Римская империя обрела нового идеологического лидера — христианскую церковь. С IX века начинается эпоха, которую немецкие историки позже назовут «Drang nach Osten» (Натиск на Восток).
Карл Великий и саксы: Предтечей этого натиска стала война Карла Великого против саксов (772-804 гг.). Она велась под лозунгом христианизации, но по сути была войной на уничтожение идентичности. «Капитулярий о Саксонии» предписывал смертную казнь за любое проявление язычества. Вырубка священного столпа Ирминсуль в 772 году стала символом уничтожения веры целого народа.
Крестовые походы против славян: В 1147 году, одновременно со Вторым крестовым походом на Святую землю, папа Евгений III буллой «Divina dispensatione» санкционировал крестовый поход против полабских славян (вендов). Знаменитый призыв Бернарда Клервоского звучал так: «Крещение или смерть». Земли бодричей, лютичей, лужицких сербов были залиты кровью. Их города, такие как Аркона на острове Рюген с храмом бога Святовита, были разрушены до основания датским королём Вальдемаром I в 1168 году. На их месте основывались немецкие епископства и города.
Тевтонский орден: Созданный для борьбы с «неверными» в Палестине, Тевтонский орден был приглашён в 1226 году польским князем Конрадом Мазовецким для борьбы с пруссами — народом, близким к славянам. За полвека орден не просто завоевал, а практически полностью истребил прусский этнос, заменив его немецкими колонистами. Их методы — строительство замков, насильственное крещение, уничтожение жрецов-«криве» — были прямым продолжением римской политики.
Вся эта многовековая борьба была не просто борьбой за земли и ресурсы. Это была метафизическая война Ватикана, наследника Рима, против того, что он считал реинкарнацией своего древнего врага. В славянском язычестве, в их общинном строе, в их нежелании подчиняться единой централизованной власти он видел тень этрусков, тень друидов — тень вольного духа, который должен быть либо покорён, либо уничтожен. И понимание этого древнего страха даёт нам ключ к разгадке многих трагедий европейской истории.
ВашБелозер! 😉