Если музыкант умеет делать почти всё - играть, петь, аранжировать и вести репетиции - возможно, ему стоит рассмотреть роль музыкального директора. Однако это не просто универсальность: здесь важны не только музыкальные способности, но и навыки межличностного общения и организации, воображение и многозадачность. Помимо творческой составляющей, придётся аранжировать и продюсировать музыкальный материал как для живых выступлений, так и для студийных записей.
Что делает музыкальный директор
Профессиональное живое выступление требует гораздо большего, чем просто выйти на сцену и сыграть. Подготовка, репетиции, технические детали и аранжировки - всё это обязан контролировать музыкальный директор. Он становится одним из ключевых участников, помогающим группе реализовать её художественное видение.
Обязанности музыкального директора могут включать:
- Планирование и организацию репетиций
- Помощь участникам группы в разборе партий
- Настройку и запуск бэкинг-треков
- Сведение музыкального материала в единое целое
В зависимости от способностей музыкантов, объём работы может варьироваться. Если участники группы технически хорошо подготовлены, акцент может быть сделан на оттачивании живого исполнения. Если же упор в проекте делается на харизму и сценическое присутствие, музыкальному директору, возможно, придётся брать на себя функции преподавателя, или как минимум помогать найти подходящих наставников для каждого участника.
Хороший музыкальный директор - это человек, влюблённый в музыку, но не стремящийся к центру внимания. Он - «клей», который соединяет все элементы шоу, стремясь к тому, чтобы каждый аспект был проработан до мелочей.
Основные обязанности:
- Подбор музыкального материала и знание всех партий
- Аранжировка песен и подбор удобной тональности
- Помощь в написании песен (если это входит в формат группы)
- Организация прослушиваний и репетиций
- Составление бюджета
- Аренда и подготовка оборудования
- Решение возникающих проблем
Во время концерта
Когда группа готова к выступлению, музыкальный директор берёт на себя организацию технической стороны. Он должен хорошо знать площадку и координировать работу со звукооператором и световиком, будь то собственная команда или сотрудники заведения.
Необходимо заранее подготовить схемы расположения на сцене и списки подключений. Также важно добиться возможности провести полноценный саундчек и техническую репетицию, чтобы все участники и техническая команда были в курсе всех деталей и чувствовали себя уверенно.
Современные группы всё чаще используют программное обеспечение, хореографию и бэкинг-треки. Поэтому важно разбираться в компьютерах, музыкальных приложениях и внешнем оборудовании. Это уже не просто «сыграть пару аккордов» - это полноценная система.
Готовность к непредвиденному
Технические сбои и другие неприятности - обычное дело, и к ним нужно быть готовым. Даже если в команде есть специалист по техническим вопросам, музыкальный директор должен разбираться в базовых принципах работы всей системы. А в небольших проектах он может сам выполнять эту роль.
Также крайне важен правильный психологический настрой. В хаосе подготовки музыкальный директор должен быть стабильным и уравновешенным, помогая артистам сохранять спокойствие и служа буфером между исполнителями и технической командой.
Типичные задачи в день шоу:
- Взаимодействие со звукорежиссёром, световиком, менеджером сцены и всей командой
- При необходимости - замена отсутствующего участника
- Обратная связь после концерта для улучшения будущих выступлений
Как стать музыкальным директором
Если эта роль кажется подходящей, полезно начать с получения музыкального образования или пройти курс по управлению выступлениями. Но гораздо важнее - опыт: навыки, необходимые для этой должности, формируются годами работы на сцене и за её пределами.
Хотя есть немало самоучек и талантливых музыкантов, пробившихся в эту сферу, знание теории музыки, умение читать ноты и опыт в аранжировке значительно усиливают позиции кандидата.
Опыт - решающий фактор
Практика живых выступлений и понимание, какие трудности могут возникнуть во время концерта, особенно ценны для музыкального директора. Кроме того, важны развитые коммуникативные навыки - умение доносить как хорошие, так и плохие новости, улаживать конфликты и находить общий язык с творческими людьми.
Это особенно важно, потому что директору часто приходится давать конструктивную критику. Ведь группа и выступление настолько хороши, насколько хорош каждый участник. Поддержка и честная обратная связь - важнейшая часть этой работы.
Музыкальный директор группы должен владеть широким спектром навыков. Погружение в изучение музыки, активное участие в локальной концертной сцене, установление контактов с музыкантами, студиями и менеджерами - всё это поможет создать репутацию и найти коллектив, которому нужен человек, способный вывести их музыку на новый уровень.
Чем больше у кандидата музыкальных умений, необходимых для работы качеств и трудолюбия - тем выше шанс собрать вокруг себя сильную команду.