Найти в Дзене
Muztorg

ПРОГРЕСС В ИСПОЛНЕНИИ: ПОЧЕМУ ЗА НИМ ВАЖНО СЛЕДИТЬ

Достижение вертикального роста в игре на инструменте требует системы измерения и отслеживания прогресса в музыкальной практике. Как музыканты, мы можем развиваться в двух направлениях: горизонтально и вертикально. Горизонтальный рост означает, что мы изучаем больше музыки на уже достигнутом уровне сложности. Это важно и необходимо. А что такое вертикальное развитие? Это умение играть музыку всё более высокого уровня сложности, вплоть до виртуозности. Чтобы достичь вертикального роста, в практике должны быть соблюдены несколько ключевых условий. Одно из них — и это то, чего часто не хватает в подходе многих музыкантов — это систематический, научный способ измерения результатов. Конечно, у всех нас есть какое-то смутное ощущение прогресса: мы время от времени возвращаемся к знакомому произведению или партии, чтобы проверить, стали ли мы играть их лучше. Но чтобы действительно вывести свою музыкальную практику на новый уровень, нужно нечто более целенаправленное. Нужна система. Нужна ру

Достижение вертикального роста в игре на инструменте требует системы измерения и отслеживания прогресса в музыкальной практике.

Как музыканты, мы можем развиваться в двух направлениях: горизонтально и вертикально. Горизонтальный рост означает, что мы изучаем больше музыки на уже достигнутом уровне сложности. Это важно и необходимо. А что такое вертикальное развитие? Это умение играть музыку всё более высокого уровня сложности, вплоть до виртуозности.

Чтобы достичь вертикального роста, в практике должны быть соблюдены несколько ключевых условий. Одно из них — и это то, чего часто не хватает в подходе многих музыкантов — это систематический, научный способ измерения результатов.

Конечно, у всех нас есть какое-то смутное ощущение прогресса: мы время от времени возвращаемся к знакомому произведению или партии, чтобы проверить, стали ли мы играть их лучше.

Но чтобы действительно вывести свою музыкальную практику на новый уровень, нужно нечто более целенаправленное. Нужна система. Нужна рутина, которую можно применять в разных ситуациях — рутина, которая даёт результаты, обратную связь и способ измерить эти результаты, чтобы можно было понять, насколько она эффективна. Нужно точно знать, работает ли разработанная вами методика.

Это как тренировка в спортзале

Представьте, что вы ходите в спортзал и надеетесь достичь результатов, каждый раз случайным образом выбирая, с каким весом работать. А ещё хуже — если вы никогда не помните, что делали в прошлый раз. Иногда вы поднимаете 10 кг, иногда — сто.

Знаете, что из этого получится? В лучшем случае — ничего особенного (по крайней мере, вы выбрались из дома). В худшем — болевые ощущения, травмы и куча впустую потраченного времени и денег.

Удивительно, но именно так многие музыканты занимаются своей практикой. Например, они работают над арпеджио или гаммой и при этом не знают, с какой максимальной скоростью могут сыграть это упражнение — с той скоростью, на которой они в данный момент способны сыграть его технически чисто, прежде чем всё начнёт «разваливаться».

А ведь это — критически важная информация! Без неё вы не знаете (или не знаете достаточно точно), достигли ли вы прогресса или добились ли результата от выбранного метода занятий. Точно так же, как бодибилдер должен знать, какой вес он может поднять на данном этапе, чтобы подобрать нагрузку правильно, музыкант должен знать своё «атлетическое» мастерство в обращении с инструментом. Вы должны знать, на что способны, чтобы строить технику.

Если вы, например, работаете над гаммой, вы должны знать, с какой максимальной скоростью можете её сыграть, и каждый день стремиться выходить на эту скорость. Затем примените определённые тренировочные схемы, чтобы преодолеть этот потолок — скажем, если сегодня вы играете гамму шестнадцатыми на 120 ударов в минуту, то в следующем месяце попробуйте сыграть её на 132 bpm.

Эти упражнения обязательно выполняются под метроном и включают в себя:

  • Разбиение фраз на группы нот и работа с ними по частям.
  • Проигрывание до того самого места, где всё начинает «сыпаться», и изучение движений пальцев и тела (чаще всего причиной является напряжение, которое мешает контролировать пальцы).
  • Изменение ритма — игра фразы в других ритмических рисунках, отличных от записанных.
  • Практика «задом наперёд» — начинайте с конца фразы и постепенно добавляйте ноты, двигаясь к началу.

Как измерять свой прогресс

Вот несколько способов применить эти принципы к своей практике:

  1. Возьмите метроном и используйте его для всех технических упражнений — особенно тех, что направлены на увеличение скорости, например, гаммы и арпеджио.
  2. Как можно раньше определите свою текущую максимальную скорость при изучении нового упражнения. Это та скорость, к которой вы должны стремиться каждый день.
  3. Определите, где именно начинается «сбой» при превышении вашей максимальной скорости.
  4. Изолируйте и проанализируйте. Выделите сложные ноты, проанализируйте движения обеих рук и поймите, в чём ошибка на этой скорости.
  5. Установите метроном на значительно меньшую скорость, найдите источник ошибки и работайте с ней в самом начале. Например, если ваша максимальная скорость на гамме G мажор — 120 bpm, и вы замечаете, что на этой скорости мизинец напрягается и начинает «уходить» от струны, ищите этот момент на гораздо меньшей скорости.

Начинайте прямо сейчас!

Чем лучше вы поймёте и освоите эту методику, тем больше у вас будет уверенности и удовольствия от осознания того, что вы всегда сможете стать лучше как музыкант — потому что вы знаете, как нужно заниматься.