5 декабря 1936 года вступила в силу вторая конституция СССР, отменившая и изменившая ряд положений аналогичного документа 1924 года. Рассказываем, чем основной закон страны «победившего социализма» отличался от основного закона страны «диктатуры пролетариата».
Конституция СССР 1936 года, известная также как «Сталинская конституция», стала важной вехой в истории советского государства. Она пришла на смену первой советской конституции 1924 года и отражала значительные изменения, произошедшие в стране за прошедшее десятилетие. Ниже рассмотрим основные отличия между этими двумя основными законами.
Конституция 1924 года была утверждена на II Всесоюзном съезде советов, который начал работу сразу после смерти Владимира Ленина, и поэтому в повестке значительное место было уделено увековечиванию памяти вождя пролетариата. С речами о Ленине и призывами выполнять его заветы выступили Климент Ворошилов, Михаил Калинин, Надежда Крупская, Анатолий Луначарский, Иосиф Сталин, Клара Цеткин, а также народные представители.
Кроме этого, Лев Каменев, как фактический глава Советского правительства, прочитал отчет от деятельности этого органа, нарком финансов Мирон Владимиров отчитался о работе своего ведомства. Был сформирован двухпалатный ЦИК СССР, бывший верховным органом власти до 1938 года. Он считался коллективным институтом и не имел одного председателя — от каждой республики в комитете присутствовал свой представитель. Секретарем стал Авель Енукидзе, что давало ему существенную власть в госаппарате. (В 1935 году Енукидзе стал главным фигурантов в т.н. «Кремлевском деле», участники которого обвинялись в подготовке покушения на Сталина. По этому же делу обвинили Каменева, а также ряд других менее значительных фигур. Существует предположение, что «Кремлевское дело» стало прелюдией к разрушению системы коллективного управления).
Также Енукидзе представил на голосование проект новой конституции, которая главным делом провозглашала создание Советского Союза, государства, в тот момент состоявшего из четырех республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики). Позднее коллективный договор подписали другие республики, которые либо были выделены из состава четырех основных, либо сформированы на основе народных республик на окраинах бывшей Российской империи.
В этой конфигурации СССР представлял собой федерацию союзных республик, каждая из которых обладала формальной самостоятельностью. Однако в реальности союзные органы имели ограниченные полномочия, а реальная власть находилась у партийного руководства.
На рубеже 1920-30-х Сталин победил в партийной борьбе за власть, устранив своих основных конкурентов — Льва Троцкого, Льва Каменева, Григория Зиновьева, а также предполагаемых претендентов — профсоюзного лидера Михаила Томского, Алексея Рыкова и других. В сложившихся условиях реальное коллективное руководство как принцип уже не устраивал Сталина. Кроме того, переосмыслению подверглась и ключевая установка минувшего десятилетия на мировую революцию. Сталин провозгласил лозунг «Социализма в отдельной стране», результатом которого стало усиление изоляции страны и фокусирование на внутренних делах.
Подготовка проекта новой конституции была поручена Вячеславу Молотову, общее руководство осуществлял Сталин.
Одним из важных новшеств стало предложение по разделению власти на исполнительную (правительство, которое тогда называлось Советом народных комиссаров) и законодательную (Верховный Совет СССР), при том что ранее эти функции были объединены в деятельности Съезда Советов, и его производной — Центрального исполнительного комитета. Таким образом система власти становилась более классической, как у других странах, и одновременно менее советской, чего хотели старые большевики в годы борьбы с царизмом.
Весьма важным моментом стало фиксирование руководящей роли Всероссийской коммунистической партии, что де-факто определяло должность ее руководителя как руководителя всей страны.
Соответственно, конституция 1936 года меняла как структуру государства, так и формулу управления. Сталинский СССР стал более централизованной страной. В документе четко прописывались права и обязанности союзных республик, однако на практике началось усиление роли центральных органов.
Новая конституция провозглашала этап «диктатуры пролетариата» пройденным, и утверждала, что в стране построен социализм, при котором собственность на орудия и средства производства принадлежит либо государству, что считалось всенародным достоянием, либо колхозам и кооперативам, которые понимались как общественное хозяйство. Допускалось также существование единоличных хозяйств, исключающее эксплуатацию чужого труда.
Еще одним положительным моментом стало всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для всех граждан старше 18 лет, независимо от социального положения. При том что ранее избирательное право было ограничено — права голоса лишались представители «эксплуататорских классов» (кулаки, бывшие дворяне, священнослужители и др.).
Участвовавший в подготовке документа Николай Бухарин ввел несколько новых правовых форм, которые имеют значение и в настоящий момент: право на труд, на выбор и смену профессии, отдых, бесплатное образование, социальное обеспечение.
Таким образом, сталинская конституция стала юридическим выражением нового этапа развития советского государства. Исследователи отмечают, что несмотря на провозглашенные демократические принципы и широкие права граждан, на практике между декларируемыми нормами и реальной жизнью существовал глубокий разрыв. Например, невозможно было реализовывать право на свободу слова, печати и собраний; отсутствовала реальная политическая конкуренция; судебные органы находились в зависимости от партийный; уровень жизни населения часто оставался низким.
По этой причине Конституцию СССР 1936 года часто называют образцом декларативного законодательства, ведь многие ее положения остались нереализованными. Однако сам факт их разработки и введения в юридическую практику повлияло на дальнейшие действия по улучшению жизни в более поздний период существования СССР.