Интересно, что исполнительница главной роли в "Улыбке мамы" – Либертад Ламарке (1908-2000) прожила 92 года, и в ее жизни было всё: и попытка самоубийства, и похищение дочери, и скандалы, и 800 записанных песен, шесть с лишним десятков фильмов («Танго», «Белые розы для моей черной сестры» и др.).
Серенада большой любви / Serenade einer großen Liebe. ФРГ–Италия, 1958. Режиссёр Рудольф Мате. Сценарист Эндрю Солт. Актеры: Марио Ланца, Йоханна фон Кочиан, Курт Кажнар, Ханс Зёнкер, Анни Розар, За За Габор и др. В СССР – с 4 августа 1969. 24,8 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 4 млн. зрителей.
Режиссёр Рудольф Мате (1898-1964) начал свою карьеру (сначала, как оператор) еще в немом кино. В 1940-х он стал режиссером, как правило, снимавшим зрелищные ленты, рассчитанные на массовую аудиторию. В советском прокате шли его Серенада большой любви» с Марио Ланца (1921-1959) в главной роли и зрелищный пеплум «Триста спартанцев».
В музыкальной мелодраме «Серенада большой любви» известный оперный певец сначала срывает свое выступление в Венской опере, а затем уезжает на Капри…
Фильм вышел в советский прокат ровно через десять лет легендарного Марио Ланца, скончавшегося в возрасте 38 лет от сердечного приступа…
У «Серенады большой любви» и сегодня немало поклонников:
«Фильм произвел большое впечатление. Отличный сюжет, замечательные песни и самое главное отличное их исполнение М. Ланца» (Алоис).
«Люблю музыкальные ретрофильмы. … Я люблю такие сюжеты, который показан в картине, когда бедная благородная девушка находит свою любовь» (Татьяна).
Киновед Александр Федоров
Cнега Килиманджаро / The Snows of Kilimanjaro. США, 1952. Режиссёр Генри Кинг. Сценарист Кэйси Робинсон (по рассказу Эрнеста Хемингуэя). Актеры: Грегори Пек, Сьюзен Хэйворд, Ава Гарднер, Хильдегард Кнеф и др. Прокат в США и Канаде – с 17.09.1952: 21,6 млн. зрителей. В СССР – с 7 июня 1967. 24,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Генри Кинг (1886-1982) начал снимать фильмы еще в эпоху Великого Немого. Известен по фильмам «В старом Чикаго», «Стрелок», «Песня Бернадетт», «Давил и Вирсавия», «Снега Килиманджаро», «Карусель», «Ночь нежна» и др.
В этой мелодраме писатель Гарри (актер Грегори Пек), находясь в Африке, рядом с горой Килиманджаро, получив ранение в ногу, вспоминает свою жизнь…
В советской кинопрессе в год выхода «Снегов Килиманджаро» во всесоюзный кинопрокат, на мой взгляд, справедливо отмечалось, что в фильме из всего многообразия воспоминаний хэмингуэевского героя «отобраны лишь те, на которых можно построить захватывающий «кассовый фильм»… Особое предпочтение отдано воспоминаниям о женщинах, – женщин на экране много, и все они обольстительны, и каждая из них играет в жизни Гарри роковую роль. … И если такие картины по Хэмингуэю как «Старик и море» или «Фиеста» можно назвать в лучшем случае полуудачей кинематографа, то «Снега Килиманджаро», по-видимому, не заслуживают и этого. Несмотря на то, что в фильме много живописнейших видовых кадров и эффектных мелодраматических сцен. Несмотря на то, что главные роли в нем играют такие актеры, как… Грегори Пек и Ава Гарднер» (Иванова, 1967: 22).
Мнения зрителей XXI века о «Снегах Килиманджаро» довольно разнообразны:
«Хороший, красивый фильм! Очень обаятельная Ава Гарднер и мужественный Грегори Пек! Смотрела очень давно, хочется пересмотреть» (Викся).
«В общем и целом получилась зрелищная голливудская мелодрама с хэппи-эндом, но не Хемингуэй. Я смотрел фильм когда-то в кино, он показался слегка растянутым. … Цвета показались тогда яркими, но немного неестественными» (Б. Нежданов).
«Как и во многих фильмах про Африку, внимание захватывают прежде всего съемки различных животных в естественной среде обитания (например, огромное стадо бегемотов ранее видеть не доводилось), однако заметная комбинация натурных и студийных съемок с актерами, конечно, и в глаза не видевших всех этих зверей, выглядит по меньшей мере смешно (да и нечестно по отношению к зрителю). … А. Гарднер играет нетипичную для себя роль красивой девушки без всякого жеманства и претенциозности, мягкой и чувственной, любящей жены и будущей матери (в таком амплуа она совершенно неузнаваема)» (Ретроман).
Киновед Александр Федоров
Золотая симфония / Symphonie in Gold. Австрия, 1956. Режиссер Франц Антель. Сценаристы: Курт Нахманн, Франц Антель, Фриц Бёттгер, Вальтер Форстер. Актеры: Йоахим Фуксбергер, Жермен Дамар, Фриц Мулиар, Ганс Мозер, Ханнелоре Болльман, Зузи Николеттии др. В СССР – с 25 августа 1958. 24,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Франц Антель (1913-2007) любил снимать яркие развлекательные фильмы, а зрители любили их смотреть («Моя дочь живет в Вене», «Идеальная женщина в поисках», «Императорский вальс», «Золотая симфония», «Самые сладкие фрукты», «Розы с юга», «Танцы конгресса», «Брачный санаторий», «Шпионаж», «Бал императора», «Любовь, девушки и солдаты», «Сладкие грехи сексуальной Сьюзен», «Сексуальная Сьюзен снова грешит», «Почему я дважды сказала "да"?», «Дом удовольствий», «Казанова и Ко», «Отель любви в Тироле» и др.).
Многие ленты Франца Антеля для советского проката явно не подходили, но вот цветная музыкальная мелодрама с участием Венского балета на льду «Айс-ревю» под названием «Золотая симфония» подошла и даже очень.
Юрий Комягин писал, что когда «Золотая симфония» вышла на советские экраны в конце 1950-х, то вызвала «у публики массу положительных эмоций. Ведь советские зрители жаждали увидеть на большом экране не только революционно-героическое, пафосно значительное, но и что-то ярко развлекательное, чтобы хотя бы на полтора часа уйти от достаточно суровой советской реальности в киносказку. Некоторые бывшие совграждане, впервые посмотревшие «Золотую симфонию» в конце 50-х, и сегодня с волнением вспоминают, как тогда их очаровал фильм. На кинофорумах я видел свидетельства отдельных киноманов, которые 10-12 раз подряд погружались в австрийское волшебство» (Комягин, 2018).
Да и сегодня зрители иногда вспоминают этот фильм:
«Фильм-концерт с фигуристами. … Ощущение, что снято было больше, но чего то порезали... Много несостыковок по сюжету... Смотрится, особенно номера с фигуристами хорошо» (Евгения).
«Смутно помнится, какой фурор он произвёл, когда пришёл к советскому зрителю. Что и неудивительно: а фоне «Весны на Заречной улице», «Неподдающихся», «Девчат» и других тогдашних киношедевров он выглядел, словно откровение...» (К. Моррис).
Киновед Александр Федоров
Улыбка мамы / La sonrisa de mamá. Аргентина, 1972. Режиссер Энрике Каррерас. Сценарист Абель Сантакрус. Актеры: Либертад Ламарке, Палито Ортега, Анхель Маганья и др. В СССР – с 1975. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Энрике Каррерас (1925-1995) был одним из наиболее заметных в Аргентине, на его счету довольно много популярных в Латинской Америке фильмов разных жанров: «Тётка Чарлея», «Три мушкетера», «Ромео и Джульетта», «Моя первая девушка», «Операция Сан-Антонио», «Брак по-аргентински», «Доброе сердце», «Улыбка мамы», «Мне нравится эта девчонка», «Сумасшедшие женщины», «Особая привлекательность» и др.
Музыкальная мелодрама «Улыбка мамы» покоряла аргентинскую и советскую публику 1970-х историей о певице Анхелике, которая в один прекрасный день узнает, что у нее неизлечимая болезнь… И тогда ее дети решают исполнить ее заветные желания…
Интересно, что исполнительница главной роли в этом фильме – Либертад Ламарке (1908-2000) прожила 92 года, и в ее жизни было всё: и попытка самоубийства, и похищение дочери, и скандалы, и 800 записанных песен, шесть с лишним десятков фильмов («Танго», «Белые розы для моей черной сестры» и др.)
Уже в XXI веке кинокритик Алексей Васильев писал, что «Улыбка мамы» - «одна из тех картин, что сформировали круг сюжетных и эстетических предпочтений, да и само сентиментальное начало Педро Альмодовара, когда он был подростком. По сути, его «Высокие каблуки» – своеобразный, пропущенный через характерную для его золотого периода усиленную кокаином восприимчивость, ремейк «Улыбки мамы». Стилистический – так уж точно» (Васильев, 2007).
Итак, над этой трогательной музыкальной историей лили горючие слезы миллионы советских женщин, но сегодняшние зрители почти забыли, о том, какая была «Улыбка мамы»…
Киновед Александр Федоров