Найти в Дзене
Посмотрим

Трехминутные торги и мировой рекорд: как «Зимнее яйцо» Фаберже стало самым дорогим

«Зимнее яйцо» Фаберже. 1885 год Одно из самых известных произведений фирмы Карла Фаберже — пасхальное «Зимнее яйцо» — было продано на торгах аукционного дома Christie’s за рекордные для этого производителя 22,9 млн фунтов стерлингов. Эта сумма стала абсолютным рекордом для ювелирных изделий Фаберже, когда-либо выставлявшихся на публичные торги. Прежний максимум удерживало «Ротшильдовское яйцо-часы», проданное в 2007 году за 8,9 млн фунтов стерлингов: в 2015-м оно было преподнесено в дар Эрмитажу. Предварительная оценка «Зимнего яйца» превышала 20 млн фунтов, однако итоговая цена оказалась еще выше. Сами торги длились около трех минут и сопровождались оживленной борьбой покупателей. Имя нового владельца аукционный дом не раскрывает. Ювелирный шедевр был создан по заказу императора Николая II в качестве пасхального подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в 1913 году. Автором дизайна стала художница Альма Пиль. Скорлупа яйца выполнена из прозрачного кварца с тон

Одно из самых известных произведений фирмы Карла Фаберже — пасхальное «Зимнее яйцо» — было продано на торгах аукционного дома Christie’s за рекордные для этого производителя 22,9 млн фунтов стерлингов. Эта сумма стала абсолютным рекордом для ювелирных изделий Фаберже, когда-либо выставлявшихся на публичные торги. Прежний максимум удерживало «Ротшильдовское яйцо-часы», проданное в 2007 году за 8,9 млн фунтов стерлингов: в 2015-м оно было преподнесено в дар Эрмитажу.

Предварительная оценка «Зимнего яйца» превышала 20 млн фунтов, однако итоговая цена оказалась еще выше. Сами торги длились около трех минут и сопровождались оживленной борьбой покупателей. Имя нового владельца аукционный дом не раскрывает.

Ювелирный шедевр был создан по заказу императора Николая II в качестве пасхального подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в 1913 году. Автором дизайна стала художница Альма Пиль. Скорлупа яйца выполнена из прозрачного кварца с тонкой внутренней гравировкой; внешняя поверхность украшена платиновыми снежинками и более чем 4,5 тысячи бриллиантов. Внутри скрывается сюрприз — миниатюрная корзинка с анемонами из резного кварца, нефрита и золотой проволоки. За эту работу Николай II заплатил 24,6 тысячи рублей.

Высота «Зимнего яйца» составляет около 10 сантиметров. Произведение относится к числу 52 пасхальных яиц, созданных для русской императорской семьи, и является одним из семи подобных изделий, которые до сих пор находились в частных коллекциях.

Часы-яйцо Ротшильда. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Это яйцо было сделано не для императорской семьи, а для семьи Эфрусси:  Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо своему младшему брату барону Эдуарду Ротшильду как подарок по случаю помолвки с Жерменой Альфан. В 2007 году яйцо купил коллекционер Александр Иванов и через Владимира Путина подарил его Эрмитажу.
Часы-яйцо Ротшильда. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Это яйцо было сделано не для императорской семьи, а для семьи Эфрусси: Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо своему младшему брату барону Эдуарду Ротшильду как подарок по случаю помолвки с Жерменой Альфан. В 2007 году яйцо купил коллекционер Александр Иванов и через Владимира Путина подарил его Эрмитажу.

После революции «Зимнее яйцо» неоднократно меняло владельцев. В 1920-е годы оно было куплено лондонским дилером всего за 450 фунтов. Долгое время предмет считался утерянным, пока не появился на аукционе Christie’s в Женеве в 1994 году, где был продан за 5,587 млн долларов. В 2002 году на торгах в Нью-Йорке яйцо ушло уже за 9,58 млн долларов, установив тогдашний мировой рекорд. Последними его владельцами, по данным Forbes, были представители семьи покойного катарского шейха Сауда бин Мухаммеда Аль Тани.

Искусствовед и основатель первого российского аукционного дома «Альфа-арт» Михаил Каменский объясняет устойчивый спрос на яйца Фаберже силой бренда и его историей. По его словам, яйца Фаберже наряду с иконами давно стали мировым символом русского искусства и представляют собой стабильный и консервативный сегмент рынка. Рост цен на уникальные работы Фаберже он связывает как с художественными достоинствами изделий, так и с многолетней «рекламой» бренда, а также с высокой степенью редкости и постоянным интересом специалистов на фоне большого количества подделок.

Карл Фаберже унаследовал ювелирную мастерскую в Санкт-Петербурге от отца. Именно при нем фирма стала получать заказы от императорской семьи. По поручению Александра III было создано первое пасхальное яйцо, положившее начало знаменитой серии: это было яйцо «Курочка». К моменту национализации фабрик и магазинов после революции 1917 года мастерская изготовила более 50 императорских пасхальных яиц и 17 — для частных заказчиков. Общее число ювелирных изделий, созданных Фаберже и работавшими на него мастерами, превышает 150 тысяч.

Пасхальное яйцо «Курочка»
Пасхальное яйцо «Курочка»

Значительная часть императорских пасхальных яиц в 1930-е годы была продана советскими властями за границу. Сегодня крупнейшие коллекции находятся в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, где представлено 13 яиц, включая девять императорских, и в Оружейной палате Московского Кремля, где хранится десять. Продажа «Зимнего яйца» за рекордную сумму утвердила его статус самого дорогого произведения Фаберже в истории аукционного рынка.