Найти в Дзене
Беседы о начале Руси

Какие сферы жизни населения русских земель ордынское господство затронула в большей мере?

Яндекс Картинки Власть Монгольское нашествие пришлось на Рязанское, Владимирское и Черниговское государства, едва коснувшись Новгородских и Смоленских земель. После ухода монголов князь Ярослав приехал во Владимир. Был вызван в Орду. Склонился перед Батыем, признал его сюзереном и получил ярлык на Великое Белое княжение. По закону монголов Ярослав и его потомки имели первенство перед другими русскими князьями, так как Ярослав подчинился монголам раньше всех князей. Монголы считали права князей наследственными и давали ярлык каждому князю на его княжество. Право народа на выбор исчезло. Зависимость от монголов была на руку князьям. Съездил в Орду, исполнил необходимый ритуал. Вернулся самодержцем. Недовольным пригрозил монголами. Церковь Митрополита назначал патриарх. Потом митрополит являлся к половецкому царю на утверждение. В литературе того времени правитель Орды назывался половецким царём или царём Половецкой Степи. Митрополит получал ярлык от царя. После чего отправлялся исполн

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

  1. Власть

Монгольское нашествие пришлось на Рязанское, Владимирское и Черниговское государства, едва коснувшись Новгородских и Смоленских земель. После ухода монголов князь Ярослав приехал во Владимир. Был вызван в Орду. Склонился перед Батыем, признал его сюзереном и получил ярлык на Великое Белое княжение.

По закону монголов Ярослав и его потомки имели первенство перед другими русскими князьями, так как Ярослав подчинился монголам раньше всех князей.

Монголы считали права князей наследственными и давали ярлык каждому князю на его княжество. Право народа на выбор исчезло. Зависимость от монголов была на руку князьям. Съездил в Орду, исполнил необходимый ритуал. Вернулся самодержцем. Недовольным пригрозил монголами.

  1. Церковь

Митрополита назначал патриарх. Потом митрополит являлся к половецкому царю на утверждение. В литературе того времени правитель Орды назывался половецким царём или царём Половецкой Степи. Митрополит получал ярлык от царя. После чего отправлялся исполнять обязанности митрополита.

При каждой смене царя митрополит должен был являться за новым ярлыком. Обязанность митрополита в этом отношении ничем не отличалась от обязанности князей подтверждать вассальную присягу новому царю.

Православная церковь имела многочисленные льготы. Какие и зачем льготы давали православной церкви половецкие цари, разъясняет текст ярлыка, данного царём Менгутемиром.

В начале текста говорится о том, что не Менгутемир придумал льготы, что он действует в соответствии с ясой Чингисхана. В ярлыке записано, что льготы церкви Менгутемир дал для того, чтобы церковники от чистого сердца молили Бога за него и его род. Льготы распространялись не только на попов и монахов, но и на родственников попов, живущих с ними, а также на всех, кто служил церковникам и работал на них.

Церковь, ее имущество, и все перечисленные освобождались от уплаты всех видов дани. Церковники и все, кто работал на них и служил им, освобождались от призыва на военную службу, от бесплатного оказания почтовых, транспортных услуг и предоставления продуктов питания.

Оскорбление чувств верующих, если оскорбивший не извинился, каралось смертной казнью. Нарушение прав церкви, церковников и тех, кто служил им и работал на них, каралось, тоже, смертной казнью.

Кому же грозил смертной казнью половецкий царь? Всем государственным служащим Половецкого царства, в том числе баскакам, князьям, воеводам и послам.

Понятно, что это ставило церковников над чиновниками и способствовало росту богатства церкви.

Киев быстро хирел, после того как Батый освободил селян и мелкие города Поднепровья от власти Киева и удельных столиц, и разрешил платить дань непосредственно в Орду.

Образованные горожане уезжали на северо-восток, уводя с собой самое ценное для образованного человека – книги. Они привезли с собой на северо-восток понятия «Русская земля» и «русский язык». Летописание в Киеве прекратилось. Некому было писать. Вслед за образованными горожанами уже в 1250 году митрополит киевский и всея Руси переехал во Владимир.

Определение патриаршего собора пояснило, что в Киеве осталась паства, которая не обеспечивала митрополитам киевским и всея Руси «необходимых средств содержания», а во Владимире митрополиты получили «постоянные и верные источники доходов», «достаточные средства, для их содержания».

Уже в 1257 году Русь для новгородцев не в Киеве, а во Владимире.

Если до монголов считалось, что князь - глава народа, то монгольская власть отделила власть от народа. Право народа на выбор князя и контроль его деятельности исчезло.

Льготы, которые монголы дали церкви, повысили её статус. Князь уже не мог прогнать или судить епископа. Епископ мог запретить боярам князя посещать церкви.